Найти в Дзене
О! Фантастика!

Дэвид Митчелл – «Облачный атлас»: лабиринт вложенных историй в новом издании Азбуки

Оглавление

Об авторе: Дэвид Митчелл и его путь к мировому признанию

Дэвид Стивен Митчелл родился 12 января 1969 года в Саутпорте, Ланкашир, Англия. Он вырос в маленьком городе Малверн в Вустершире и посещал школу Henley Castle High School. Его ранний жизненный опыт оказал значительное влияние на его творчество: Митчелл не говорил до пяти лет и развил заикание к семи годам, оба обстоятельства привели к одинокому детству, насыщенному интенсивным чтением.​

В университете Кентского университета Митчелл получил степень бакалавра в области английской и американской литературы, а затем степень магистра в области сравнительной литературы. После окончания университета он провёл год в Сицилии, прежде чем переехать в Хиросиму, Япония, где преподавал английский язык студентам технических специальностей в течение восьми лет. Именно в Японии Митчелл написал свой первый роман во время преподавания; возвращение в Англию произошло, когда он мог жить на заработках писателя и поддержать беременную жену.​

Карьера Митчелла как писателя началась с первого романа «Ghostwritten» (1999). Этот роман, состоящий из переплетающихся нарративов, которые разворачиваются в различных местах по всему миру — от Окинавы до Монголии до доинтернетного Нью-Йорка, — был встречен критикой благосклонно и выиграл премию John Llewellyn Rhys (премию за лучшее произведение британской литературы, написанное автором в возрасте до 35 лет). Роман был также выдвинут на Guardian First Book Award.​

После успеха дебютного романа Митчелл опубликовал «Number9dream» (2001), историю о японском мужчине, ищущем своего пропавшего отца, рассказанную таким образом, что читателю неясно, происходит ли действие в реальности или в сознании рассказчика. Этот роман также был выдвинут на Букеровскую премию.​

Cloud Atlas: прорыв Митчелла на мировую сцену

Третий роман Митчелла, «Cloud Atlas» (Облачный атлас), опубликованный в августе 2004 года издательством Sceptre, стал его прорывным произведением. Роман был встречен критикой как потенциальный современный шедевр и был выдвинут на Man Booker Prize в 2004 году. Хотя премию выиграла другая книга, «Cloud Atlas» имел огромный критический и коммерческий успех, став одним из самых влиятельных романов XXI века.​

Именно эта книга завоевала Митчеллу место в списке Granta 2003 года лучших молодых британских писателей, и в 2007 году он был включён в список Time 100 Most Influential People in The World. По данным кинокритики и биографических справочников, «Cloud Atlas» был переведён на множество языков и стал бестселлером по всему миру.​

Помимо «Cloud Atlas» , Митчелл опубликовал ещё несколько заметных романов: «Black Swan Green» (2006), полуавтобиографическое произведение о становлении личности; «The Thousand Autumns of Jacob de Zoet» (2010); «The Bone Clocks» (2014); «Slade House» (2015); и недавно «Utopia Avenue» (2020), историю о вымышленной британской психоделической рок-группе 1960-х годов. Помимо работы писателя, Митчелл также работает сценаристом, включая работу над «The Matrix Resurrections» и телешоу **«Pachinko» ] и «Sense8» ]. Кроме того, вместе с К. А. Йошидой он переводил с японского языка две мемуарные книги об аутизме Наоки Хигасиды: «The Reason I Jump» и «Fall Down Seven Times, Get Up Eight» ].​

В 2013 году Митчелл был избран членом Royal Society of Literature. Ныне он проживает в Ирландии.​

Структура и концепция «Облачного атласа»: вложенные нарративы

«Облачный атлас» состоит из шести вложенных историй, каждая из которых разворачивается в различный исторический период и написана в отличном от других стиле. Это структурное решение часто сравнивают с русскими матрёшками или китайскими коробочками, хотя, по словам самого Митчелла, это сравнение ему не очень нравится, несмотря на то, что он сам использовал его при адаптации романа в кинофильм.​

-2

Повествовательная архитектура: зеркало в центре

Инновационная структура романа заключается в следующем: первые пять историй прерываются на критическом моменте в первой половине книги, затем разворачивается полностью шестая история (действующая как центральное зеркало), после чего остальные пять историй разрешаются в обратном хронологическом порядке.​

Таким образом, порядок прочтения выглядит следующим образом:

  • История 1, часть AИстория 2, часть AИстория 3, часть AИстория 4, часть AИстория 5, часть AИстория 6 (полностью)История 5, часть BИстория 4, часть BИстория 3, часть BИстория 2, часть BИстория 1, часть B

Эта архитектура создаёт то, что Митчелл называет структурой вложенных нарративов, которая как бы создаёт «ряд концентрических кругов» или, как выражаются критики, «рябь повествования». Как указано в академическом анализе, эта техника позволяет автору вывести центральную историю (шестую) на первый план и демонстрирует читателям, как отдельные нарративы, казавшиеся независимыми, на самом деле глубоко взаимосвязаны.​

Шесть историй: от 1850 года к постапокалипсису

По официальному описанию на издательских сайтах и в критических обзорах, роман охватывает следующие шесть временных периодов и персонажей:

  1. «The Pacific Journal of Adam Ewing» (1850 год) — история американского нотариуса, путешествующего из Чатемских островов домой в Калифорнию. В пути его подружит врач доктор Гус, который начинает лечить его от редкого вида мозгового паразита.​
  2. «Half-Lives: The First Luisa Rey Mystery» (1936 год, Бельгия) — история лишённого наследства бисексуального композитора Роберта Фробишера, который хитростью проникает в дом немощного маэстро, у которого есть пленительная жена и нубильная дочь. Его история рассказана в виде серии писем к его любовнику Руфусу Сиксмиту.​
  3. «The Ghastly Ordeal of Luisa Rey» (1970-е годы, Западное побережье США) — история беспокойной журналистки Луизы Рей, которая натыкается на паутину корпоративной алчности и убийства, которые угрожают её жизни.​
  4. «The Correction Memorandum» (современность, Англия) — история мелкого издателя, нашего современника, который умудрился спустить банк на автобиографии гангстера «Kick-Ass» ] (по-русски «Удар касетом» ]) и убегает от кредиторов.​
  5. «An Orison of Sonmi-451» (будущее, неоевро-восточная Азия, Корея) — история клона-прислуги из предприятия быстрого питания в Корее, стране победившего киберпанка. Корея будущего описывается как общество, где неокапитализм достиг своих крайних проявлений.​
  6. «Sloosha's Crossin' an' Ev'rythin' After» (постапокалипсис, Гавайи в последние дни цивилизации) — история Закри, гавайского козопаса в условиях краха цивилизации, в мире, который вернулся к охотничьему и собирательскому образу жизни. Это самый отдалённый от современности нарратив, разворачивающийся в заключительной фазе человеческой истории.​

Тематические линии: переход душ сквозь время

По официальному описанию издательств (и цитате на обложке английского оригинала), роман объединяет эти шесть историй вокруг концепции: «Souls cross ages like clouds cross skies» ] (Души пересекают века подобно тому, как облака пересекают небо»).​

Роман объединяет элементы метафикции, исторического романа, современной художественной литературы, постапокалиптического письма и научной фантастики. Каждая история написана в различном стиле и жанре: первая напоминает викторианский приключенческий роман, вторая — письма в манере начала XX века, третья — классический триллер, четвёртая — комедию персонажей, пятая — антиутопию, шестую часто описывают как поэтическое резюме или апокалиптическую притчу.​

Критический приём: современная классика

На момент выхода в 2004 году роман был встречен критикой противоречиво, но большинство рецензентов выдвинули его на передний план как произведение, достойное серьёзного внимания. The Guardian назвала роман «связной танец жанров» , а The Times дала ему высокую оценку как «элегическому, сияющему фестивалю провидения, медитации и развлечения» ].​

Издание Observer назвало «Облачный атлас» «лучшим романом года» ] и «захватывающим путешествием истории» ]. The Washington Post Book World отметила, что «бесстрашность Митчелла соответствует его таланту» ].​

В критических трудах и исследованиях авторы часто подчёркивают, что Митчелл наследует стилистические решения Итало Кальвино из его романа «If on a Winter's Night a Traveler» ] (Если однажды зимней ночью путник), однако инновация Митчелла заключалась в добавлении **«зеркала» ] в центр его книги, так чтобы каждая история могла быть доведена до развязки.​

Адаптация в кинематограф: рекордный бюджет независимого фильма

В 2012 году роман был адаптирован в полнометражный фильм режиссёрами Томом Тыквером и сёстрами Вачовскими (Lana Wachowski и Lilly Wachowski). Фильм вышел 26 октября 2012 года в США.​​

Производство фильма стало знаменательным событием в истории кинематографа. По данным производственных компаний и исторических справочников:

  • Бюджет фильма составил между 100 и 146,7 миллионами американских долларов, что сделало его одним из самых дорогостоящих независимых фильмов в истории кинематографа.​​
  • Во время четырёхлетнего периода разработки продюсеры столкнулись с трудностями в получении финансирования. Финансирование в итоге было получено из независимых источников, включая немецкие производственные компании и государственные немецкие фонды.​​
  • Кинокритика и исторические источники отмечают, что фильм был чуть не заброшен несколько раз из-за недостатка финансирования.​
  • Съёмки начались в сентябре 2011 года на киностудии Babelsberg в Потсдаме, с дополнительными съёмками в Шотландии и Испании (Майорке).​​
  • В фильме снялись Том Хэнкс, Халли Берри, Джим Бродбент, Хьюго Уивинг, Бен Уишоу, Сюзан Сарандон и Хью Грант, каждый исполняющий множество ролей в разные исторические периоды.​​
  • Фильм установил рекорд как первая попытка немецкого блокбастера, став самым дорогостоящим немецким кинопроектом на момент выпуска.​

Несмотря на высокий бюджет и критическое признание уникальной структуры фильма, он не стал коммерческим успехом в масштабе ожиданий студий. По данным Box Office Mojo, фильм собрал $130,516,424 во всём мире, что не полностью компенсировало его производственные расходы.​

-3

Русское издание: переводы и издатели

Русская версия «Облачного атласа» существует в нескольких изданиях. Согласно справочникам и информации на платформах распространения электронных книг:

  • Перевод выполнен Г. Яропольским (перевод на русский язык датируется 2012 годом).​
  • Первое издание на русском языке в издательстве ЭКСМО вышло в 2015 году объёмом 800 страниц с ISBN 978-5-699-76181-4.​
  • Текущее издание, о котором идёт речь, опубликовано издательством Азбука (ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус" ]). На платформе FantLab этот выпуск фиксируется как **коллекционное издание в твёрдой обложке, входящее в серию «Иностранная литература. Большие книги» ].​
  • Ранее роман был также доступен в виде электронной версии на платформе Литрес и других площадках распространения.​

Статус романа в контексте современной литературы

«Облачный атлас» давно превратился в одну из культовых книг XXI века. Его влияние распространилось далеко за пределы англоязычной литературы: роман часто включается в списки «лучших научно-фантастических и фэнтезийных произведений» ] по версии различных критических изданий и организаций.​

В учебных и научных кругах роман часто становится объектом анализа структуры вложенных нарративов и метафикции. Исследования о структурном построении «Облачного атласа» ] часто сравнивают его с другими экспериментальными произведениями постмодернизма, такими как «House of Leaves» Марка З. Дэниэлевского.​

Дополнительно отметим, что «Cloud Atlas» часто рекомендуется как введение в постмодернистскую художественную литературу для читателей, интересующихся сложными нарративными структурами.​

Прочие произведения Митчелла и его творческий контекст

Помимо **«Cloud Atlas» ], которому эта статья отдаёт приоритет, Дэвид Митчелл опубликовал целый ряд важных и отмеченных наградами произведений:

  • **«Ghostwritten» ] (1999) — первый роман, выигравший John Llewellyn Rhys Prize.​
  • **«Number9dream» ] (2001) — выдвинут на Man Booker Prize.​
  • **«Black Swan Green» ] (2006) — полуавтобиографическое произведение о становлении подростка.​
  • **«The Thousand Autumns of Jacob de Zoet» ] (2010) — исторический роман, действие которого разворачивается в XVIII веке на голландской торговой колонии в Японии.​
  • **«The Bone Clocks» ] (2014) — роман, в котором использованы многие стилистические техники «Cloud Atlas» ].​
  • **«Utopia Avenue» ] (2020) — роман о вымышленной британской психоделической рок-группе 1960-х годов.​

Все эти произведения отличаются высокой степенью нарративной сложности, экспериментальной структурой и глубокими философскими размышлениями о природе реальности, идентичности и человеческого опыта.​

Коллекционное издание Азбуки: значимость переиздания

Выход нового издания «Облачного атласа» ] в издательстве Азбука в серии «Иностранная литература. Большие книги» ] свидетельствует о том, что роман сохраняет статус значительного и актуального произведения современной мировой литературы спустя двадцать лет после его первоначальной публикации в 2004 году. Включение романа в серию больших книг издательства указывает на признание его статуса как «современной классики» ] и произведения, достойного физического, красивого переиздания.​

Роман остаётся важным текстом не только для поклонников научной фантастики и фэнтези, но и для всех, кто интересуется экспериментальной литературой, структурой нарратива и философскими размышлениями о человеческой природе и исторических циклах.

Основные источники информации:

  • Britannica – биография Дэвида Митчелла
  • Wikipedia – статья о Дэвиде Митчелле и романе Cloud Atlas
  • Goodreads – описание и отзывы о произведении
  • Barnes & Noble – информация о русском издании
  • IMDb – информация об адаптации в кинематограф
  • Academia.edu – научные статьи о структуре «Cloud Atlas»
  • LitRes и Флибуста – информация о русском переводе
  • Издательство Азбука – информация о текущем издании
  • Literary blogs и SFF Book Reviews – критические анализы
  • Sceptre Publishers – информация об оригинальном издании (2004)
-4