Найти в Дзене
АиФ – Урал

«Суд не театр!» В Екатеринбурге открылась выставка «Скетч, меч и весы»

Казалось бы, для чего в современном мире нужна судебная зарисовка, если всё можно сфотографировать? Однако на Урале решили возродить этот полузабытый жанр, создав выставку скетчей. Художники работали прямо в залах, где шли судебные процессы, чтобы с помощью графики передать атмосферу происходящего. Экспозицию в Музее истории Екатеринбурга приурочили ко Дню юриста, который ежегодно отмечается в России 3 декабря. Подробнее — в материале aif.ural.ru. Жанр судебной зарисовки впервые возник во Франции в середине XIX века. Однако ещё до этого художники других стран рисовали с натуры во время самых резонансных процессов. Например, в 1519 году живописцы присутствовали на суде над реформатором церкви Мартином Лютером, в 1586-м — над шотландской королевой Марией Стюарт, а в 1633-м — над Галилео Галилеем. В России художников стали приглашать в залы суда в середине XIX века. У Павла Пясецкого есть рисунки, сделанные во время судебного процесса над первомартовцами — группой народовольцев, которая п
Оглавление
   Художница Юлия Симакова впервые делала зарисовки в зале судебного заседания.
Художница Юлия Симакова впервые делала зарисовки в зале судебного заседания.

Казалось бы, для чего в современном мире нужна судебная зарисовка, если всё можно сфотографировать? Однако на Урале решили возродить этот полузабытый жанр, создав выставку скетчей. Художники работали прямо в залах, где шли судебные процессы, чтобы с помощью графики передать атмосферу происходящего. Экспозицию в Музее истории Екатеринбурга приурочили ко Дню юриста, который ежегодно отмечается в России 3 декабря. Подробнее — в материале aif.ural.ru.

«Мы не заскорузлые чиновники!»

Жанр судебной зарисовки впервые возник во Франции в середине XIX века. Однако ещё до этого художники других стран рисовали с натуры во время самых резонансных процессов. Например, в 1519 году живописцы присутствовали на суде над реформатором церкви Мартином Лютером, в 1586-м — над шотландской королевой Марией Стюарт, а в 1633-м — над Галилео Галилеем.

В России художников стали приглашать в залы суда в середине XIX века. У Павла Пясецкого есть рисунки, сделанные во время судебного процесса над первомартовцами — группой народовольцев, которая покушалась на убийство царя Александра II.

Современные художники интересуются темой правосудия ничуть не меньше своих предшественников. TN Gallery и Музей истории Екатеринбурга создали проект, в котором авторы рисовали прямо во время судебных заседаний. «Идея проекта возникла в прошлом году, когда мы делали выставку, посвящённую 150-летию Екатеринбургского окружного суда и 90-летию Свердловского областного суда, — рассказывает директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарёв. — Мы обратились к архивам и вспомнили о жанре судебной зарисовки. Это не точная фотография или хронологическая фиксация происходящего, а его художественное переосмысление. Обращение к судам, к юриспруденции, к личности юриста — своего рода гуманизация этой сферы. Художники дают иной, более тёплый взгляд на профессию, которая регулируется строгими правилами».

   Рисунки передают атмосферу и эмоции, которые возникали во время судебного процесса, поэтому их хочется рассматривать. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Рисунки передают атмосферу и эмоции, которые возникали во время судебного процесса, поэтому их хочется рассматривать. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Сами юристы согласны, что рисунок подчас выглядит более выразительно и более эмоционально, чем фотоснимок. «Фотография, сделанная во время процесса, — это, как правило, сухое отражение реальности, — уверен кандидат юридических наук, преподаватель Уральского федерального университета Денис Гаврин. — Художник, напротив, показывает в работах своё видение».

В некоторых случаях судьи хотят получить небанальный взгляд на себя со стороны. «Сегодня у многих нет достоверного представления о нашей работе, — говорит председатель Центрального окружного военного суда в Екатеринбурге Александр Каргин. — Люди думают, что мы «заскорузлые» чиновники! А кто-то вообще считает, что среди нас одни взяточники! И так до тех пор, пока человек не сталкивается с какой-то несправедливой ситуацией и не обращается в суд за помощью. Там он её получает, и тогда его взгляд на юристов меняется кардинально, часто — в лучшую сторону! Один из моих из учителей говорил: «Суд не театр: здесь тебе все хлопать не будут!» Он имел в виду, что всегда есть проигравшая сторона, которая остаётся недовольной результатом. Рисунки помогают формировать в обществе более достоверное представление о нас, например, они показывают нашу человечность, вовлечённость, умение сопереживать».

   Художник может передать человечность судьи. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Художник может передать человечность судьи. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Нас карандашом не напугать!»

Уральские художники посетили разные судебные заседания. На них рассматривались дела, связанные с банкротством юридических лиц, разделом имущества и многими другими вопросами. На одном из процессов, где присутствовали авторы, суд заступился за металлурга, которого уволили, потому что тот ушёл с работы раньше на две минуты. Работодателя обязали восстановить сотрудника на рабочем месте, а также выплатить ему денежную компенсацию за период вынужденного простоя.

На другом процессе, где тоже делались скетчи, рассматривали дело учительницы по английскому языку, которая на эмоциях попыталась заказать убийство бывшего мужа. Для этого она обратилась к знакомому, заплатив ему деньги со своей банковской карты. Однако мужчина не стал никого убивать, а помчался в ближайший полицейский участок — давать признательные показания. В итоге женщину оправдали, так как убийство не было совершено.

«Меня спрашивали, не мешал ли мне художник во время одного из судебных заседаний, — рассказывает председатель Арбитражного суда Свердловской области Станислав Сидоркин. — Нет. Мы, судьи, — медийные личности, нам часто приходится выступать на публике. Нас камерами-то не напугать, не то что карандашом и бумагой! Когда заметил, что меня рисовали, испытывал приятные ощущения, потому что понимал: специально обученный человек пришёл, чтобы меня изобразить на бумаге! Выставка судебных скетчей — это ещё одно признание важности нашей профессии».

   председатель Арбитражного суда Свердловской области Станислав Сидоркин с удовольствием фотографируется рядом со своим портретом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
председатель Арбитражного суда Свердловской области Станислав Сидоркин с удовольствием фотографируется рядом со своим портретом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Кустодиевская женщина»

На выставке в Музее истории Екатеринбурга представлены судебные зарисовки художников: Алексея Рыжкова, Юлии Симаковой, Ксении Тарасовой, Алёны Фёдоровой и Ольги Хатмулиной. Директор музея Игорь Пушкарёв отмечает, что именно так эти судебные заседания могут попасть в вечность, потому что после экспозиции работы перейдут в музейные фонды на вечное хранение.

«Я впервые в жизни побывала в суде, — рассказывает участница проекта Алёна Фёдорова. — Интересно ощущать себя частью процесса, где ты только наблюдатель. Кроме того, я впервые делала скетчи с натуры, когда никто специально мне не позировал. До этого работала у себя в мастерской, рисуя портреты, постановочные композиции или пейзажи. Привыкла, что весь процесс занимает около месяца, а тут у тебя на всё про всё не больше часа! Даже во время учёбы в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, когда мы рисовали людей, натурщики обычно замирали на какое-то время. Конечно же, в суде такого не было!»

   Работники судебной системы надеются, что рисунками занитересуется молодёжь и тоже захочет работать в юриспруденции. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Работники судебной системы надеются, что рисунками занитересуется молодёжь и тоже захочет работать в юриспруденции. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Художник Алексей Рыжков отметил, что многим людям полезно больше узнать о судебной системе и о своих правах. Делать быстрые зарисовки в людных местах для него привычное занятие. Специально для экспозиции он принёс графический планшет, на котором работал в особой программе. Рисунки автора можно увидеть прямо на этом гаджете.

Художница Юлия Симакова побывала на нескольких процессах — впервые в качестве живописца. «Я привыкла работать у себя в мастерской, — говорит Юлия, — Творить во время судебного заседания — это выход из моего интровертного пространства! С детства не люблю рисовать на публике! Однако согласилась участвовать в проекте, потому что он меня заинтересовал. Приноровилась не сразу. Тебе никто не позирует: все заняты серьёзными делами. На одном из заседаний, где мне удалось побывать, женщина добивалась, чтобы бывший муж больше не смог общаться с её детьми. На то были веские причины, в которые я не вникала, потому что мне надо было рисовать. Когда смотрела на неё, меня поразил контраст внешности героини и всей этой ситуации. Такая красивая кустодиевская женщина! И ей приходилось жёстко отстаивать своих детей — как она всё это выдержала? Я изобразила её в мягкой, нежной манере, жидким акрилом, который визуально похож на акварель».

   Юлия изобразила женщину, которая отстаивала своих детей, в мякгой, нежной манере. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Юлия изобразила женщину, которая отстаивала своих детей, в мякгой, нежной манере. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Председатель Арбитражного суда Свердловской области Станислав Сидоркин отметил, что эти рисунки полезно увидеть подрастающему поколению. Он надеется, что, глядя на скетчи, выпускники школ «заразятся юриспруденцией» и кто-то из них выберет профессию юриста.

Выставка под названием «Скетч, меч и весы» продлится до 14 декабря 2025 года.