Найти в Дзене
Она такая разная

Вернули ли этой гостинице историческое название?

Путешественникам всегда были нужны места для отдыха и ночлега. С давних времён стали появляться придорожные таверны и постоялые дворы. Постоялые дворы, дешёвые доходные дома и трактиры долгое время выполняли роль гостиниц и в Москве. Но на рубеже 19 и 20 веков с ростом экономики и появлением слоя состоятельных предпринимателей стали появляться в крупных городах, в Петербурге и Москве фешенебельные отели, оборудованные и отделанные по последнему слову тогдашней техники и моды. Сейчас их бы назвали пятизвёздочными. В Москве это были «Гранд-отель», «Лоскутная», «Метрополь», «Националь». Две первые до наших дней не сохранились: на месте «Гранд-отеля» построена гостиница «Москва», а «Лоскутная», которая располагалась на углу Тверской улицы и Манежной площади снесена в процессе городской реконструкции. «Метрополь» и «Националь» до сих пор стоят на своих местах. Сегодня мы поговорим о третьей, сохранившейся с тех времён гостинице – «Берлин»-«Савой». О строительстве и истории здания я уже писа

Путешественникам всегда были нужны места для отдыха и ночлега. С давних времён стали появляться придорожные таверны и постоялые дворы. Постоялые дворы, дешёвые доходные дома и трактиры долгое время выполняли роль гостиниц и в Москве. Но на рубеже 19 и 20 веков с ростом экономики и появлением слоя состоятельных предпринимателей стали появляться в крупных городах, в Петербурге и Москве фешенебельные отели, оборудованные и отделанные по последнему слову тогдашней техники и моды. Сейчас их бы назвали пятизвёздочными. В Москве это были «Гранд-отель», «Лоскутная», «Метрополь», «Националь». Две первые до наших дней не сохранились: на месте «Гранд-отеля» построена гостиница «Москва», а «Лоскутная», которая располагалась на углу Тверской улицы и Манежной площади снесена в процессе городской реконструкции. «Метрополь» и «Националь» до сих пор стоят на своих местах.

Сегодня мы поговорим о третьей, сохранившейся с тех времён гостинице – «Берлин»-«Савой». О строительстве и истории здания я уже писала в статье о доходных домах http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern_dohodnye_doma-13/ , поэтому дальше привожу цитату оттуда.

«Доходным домом можно считать и гостиницу, тем более, что многие дорогие номера жильцы снимали для жилья на длительный срок. На углу Рождественки и Софийки (ныне Пушечной улицы) располагается гостиница «Савой», построенная по заказу страхового общества «Саламандра». Проект неоклассического здания разработал Виктор Андреевич Величкин. Величкин окончил Петербургский институт гражданских инженеров со званием гражданского инженера первого разряда. Основные проекты архитектора реализованы в Москве, где он имел собственную архитектурную контору, а кроме того в разные годы работал штатным архитектором Сущевской части, Московского городского кредитного общества и страхового общества «Россия».

Участок на углу Рождественки и Софийки в начале 19 века был занят складами, которые полностью уничтожил пожар 1812 года. В 1821-ом году участок был выставлен на торги и его купил полковник Алексей Васильевич Аргамаков. Во второй половине 19 века территория перешла по наследству к его внучке княгине Ольге Александровне Туркестановой. В 1909 году угловую часть владения Туркестановой, где располагались меблированные комнаты, магазины и трактир, выкупило страховое общество «Саламандра» для строительства гостиницы. Новый отель, построенный в 1912 году, назвали «Берлин». В годы Первой мировой войны его переименовали в «Савой». Причиной стала и борьба со всем немецким, вплоть до названий, и тот факт, что рядом располагался ресторан Туркестановой «Альпийская роза» http://www.peshkompomoskve.ru/moscow_modern-5/, а французская провинция Савойя располагается у подножья Альп.

После национализации гостиницу переделали под общежитие сотрудников Наркомата иностранных дел и ВЧК, а в 1931 году снова вернули статус гостиницы. Теперь в ней останавливались иностранные туристы. В 1958—1988 годах гостиница снова называлась «Берлин», а после реконструкции с восстановлением исторических интерьеров в 1988 году опять сменили название на «Савой».

Здание гостиницы «Савой» декорировано лепными элементами в стиле ампир: грифонами, львиными маскаронами, факелами, венками, ионическими пилястрами и фигурами ангелов. Величкин акцентировал срезанный угол здания полуротондой с колоннами ионического ордера, которую венчает балкон с балюстрадой. Изначально фасады были облицованы гранитными плитками, но в советское время их заменила штукатурка».

Заказчиком строительства выступало страховое товарищество «Саламандра». Это товарищество, основанное еще в 1846 году, было третьим по счету страховым обществом в России и страховало здания прежде всего от огня: таблички с его девизом «Горю, но не сгораю» стали привычными для многих московских зданий, а изображения мифологической саламандры, живущей в огне, встречаются в декоре здания гостиницы много раз.

-2

Реставрации-реконструкции отеля проходили в последние годы несколько раз. В конце 1980-ых гостиница закрылась на масштабную реставрацию. После работ, целью которых было восстановление исторических интерьеров, в августе 1989 года отель открылся, как тогда писали в газетах под своим исконным названием — «Савой». При этом как-то было забыто, что исконным названием было как раз название «Берлин».

В 2004 году отель снова закрывают на реконструкцию, призванную полностью модернизировать и переоснастить отель в соответствии с международными стандартами при сохранении исторического облика здания и интерьеров. Эта реконструкция завершилась в 2005 году. Работами руководил итальянский архитектор, автор проектов реконструкции палаццо Барберини, галереи Боргезе (Рим) и галереи Уффици (Флоренция) Леонардо Тониони. После работ число номеров в гостинице сократилось с 83 до 68, отель получил сертификацию «пять звёзд» и вошёл в престижную международную гостиничную систему Small Luxury Hotels. А последняя реставрация помещений ресторана была завершена в 2024 году.

Внутри отеля мы сначала попадаем в беломраморный холл с хрустальной люстрой и стойкой регистрации. Украшением холла являются золоченые карнизы и потолочная розетка.

-3

Слева от холла находится зона отдыха, обставленная современной итальянской мебелью в стилистике начала 20 века, и лобби-бар.

-4

Как и холл гостиницы, это помещение украшено золоченой лепниной, рокайльными нишами и камином из мрамора разных цветов. Полы тоже мраморные, они восстановлены в ходе реставрации, а узор повторяет тот, что был в этом помещении изначально.

Лобби-бар отделён от основного пространства, он расположен в нише, вход в которую поддерживают атланты.

Мраморная лестница ведёт на верхние этажи. На площадке между первым и вторым этажами расположены ювелирный и антикварный магазины.

-6

Коридоры гостиницы декорированы зеркалами и лепниной: ангелочки-путти пытаются удержать своими пухлыми ручками саламандру. А полы во всём здании и лестницы сейчас покрыты ковролином с изображением саламандр. В начале века здесь были ковровые дорожки похожего дизайна.

Сейчас кроме жилых номеров, среди которых одиннадцать люксов, есть оздоровительный центр «Савой Марина Клаб» и три конференц-зала. Один из них исторический, он с самого начала назывался «Альпийская роза» в память о ресторане госпожи Туркестановой «Альпенрозе», располагавшегося на этом месте.

В конце коридора второго этажа расположен портал, оформленный ионическими колоннами. За ним ещё одна лестница с расписным потолком, чугунными ажурными балясинами, стилизованными светильниками и, конечно, вездесущими саламандрами.

-10

Эта лестница ведёт в банкетный зал ресторана. Именно по ней постояльцы отеля спускаются в ресторан на завтрак. Но я предлагаю вам, мои читатели, зайти в ресторан с стороны Пушечной улицы. Тем более, что пройти в ресторан может любой желающий, в отличии от других помещений отеля – для этого нужна экскурсия. Цены в ресторане для Москвы достаточно высокие, но разориться на кофе с пирожным для желающих посмотреть удивительные интерьеры ресторана, можно.

-11

Итак, ресторан. Роскошь внутренней отделки ресторана преследовала рекламные цели, говоря о надёжности страхового товарищества. Интерьер был выполнен по проекту художника-декоратора А. А. Томашки в стиле рококо. Август Августович Томашки был выходцем из Чехии, на рубеже веков он был очень востребованным художником-декоратором, сотрудничал с многими архитекторами и художниками своего времени, включая Шехтеля, Бойцова, Врубеля. Декоративные работы Томашки можно увидеть в особняке Паисия Михайловича Мальцева в Балаково, в особняке Николая Васильевича Игумнова на Якиманке и в погибающей усадьбе Владимира Семёновича Храповицкого в Муромцево.

Комментировать интерьеры ресторана не имеет смысла – это типичные рокайльные интерьеры с обилием зеркал, золоченой лепнины, цветочных гирлянд, амурчиков-путти и полуобнажённых античных дев. И они роскошны.

Сначала нас встречает небольшой вестибюль с расписным потолком, зеркалами и лепниной на стенах.

-12

Следующий зал, который сейчас занимает бар ресторана, оформлен в зелёных тонах.

-13

Центральный розовый зал расположен в углу здания, который Величкин сделал закруглённым, поэтому и стена зала имеет скруглённую форму. Зал этот также богато украшен золотой лепниной в стиле рококо, но в декоре есть есть уникальная особенность. В отделке потолка использованы неправильной формы зеркала. По легенде зеркала эти были привезены из самой Венеции.

-14

В центре зала журчит фонтан, в бассейне которого плавают декоративные карпы. Опять же по легенде (документальных доказательств этому нет) разместить в этом зале фонтан предложил Михаил Врубель. Он же и спроектировал этот фонтан.

-15

Между розовым и следующим залом расположено небольшое пространство со сценой и роялем. Оно отделено от розового зала мраморными коринфскими колоннами с золочёными капителями. По вечерам здесь звучит живая музыка. Да и завтраки тоже сопровождаются спокойной классической музыкой. Когда завтракала я, пианист негромко наигрывал мелодии из репертуара оркестра Поля Мориа.

-16

Следующий зал, как все другие расписан в рокайльном стиле Томашки. Здесь, в отличии от точечной подсветки, особенно бросаются в глаза современные фантазийные светильники. Появились они совсем недавно, во время последней реставрации. Специалисты, проводившие её решили, что большие хрустальные люстры, которые были в залах раньше, скрывают красоту потолочных плафонов. Аналогичные светильники есть и в вестибюле.

Мне лично эти светильники кажутся инородными элементами интерьера.

-17

И наконец последний каминный зал. Именно сюда можно попасть, спустившись по лестнице из самого отеля. Каминным этот зал назван из-за мраморного камина, расположенного в нём. Сейчас этот зал используется для банкетов, а по утрам здесь накрывают шведский стол для завтраков.

Каминный зал выглядит торжественно. Кстати современная люстра здесь, на мой взгляд, вполне уместна. Она не закрывает от посетителей великолепный плафон с путти, всё прекрасно освещает и остаётся практически незаметной.

-18

В гостинице «Савой» проживало в разные годы много известных постояльцев, начиная от революционера-террориста и разведчика Якова Блюмкина и заканчивая Ричардом Гиром. Среди гостей отеля были Сергей Есенин и Айседора Дункан, Анри Барбюс и Владимир Маяковский, Ромен Роллан и Джон Стейнбек, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас, Патрисия Каас и Джулия Ормонд. Но стенда с фотографиями именитых постояльцев, как в «Советском» или «Национале», в «Савойе» нет.

Ещё больше фотографий здесь http://www.peshkompomoskve.ru/savoy_hotel/