Это статья про косаток, которые топят яхты. Почему, где, как и что делать?
Эту тему раскрыть помогли мне несколько ученых, любезно поделившихся своим мнением, научные сайты, сайты, собирающиеся статистику происшествий с яхтами и книги про поведение косаток. Все ссылки и фамилии будут продублированы в конце видео и в описании.
Также я отдельно расскажу о таком как косатки находят яхты. В этом как раз и прячется способ избежать контакта.
Начну с истории этого феномена.
Еще лет 6 назад, когда косаток яхты не интересовали, я на переходах недалеко от Гибралтарского пролива видела их прямо рядом с бортом яхты. А ночью встреча с ними выглядела фантастически – благодаря свечению планктона. Зеленоватые торпеды размером в пол-яхты двигались рядом, выписывая причудливые траектории. Но все изменилось в 2020-м году.
Касатки начали нападать на яхты в районе Пиренейского полуострова (Испания и Португалия), Гибралтара и Марокко.
Сначала это были единичные случаи, а потом и десятки за месяц. А всего к концу 2025 года зафиксировано по разным данным около 350 случаев повреждений и достоверно затопленных 6 судов.
Основной целью атаки является перо руля, через поврежденное крепление которого во многих конструкциях начиналось поступление воды. Также отмечались единичные случаи повреждения крепления киля.
Так как за эти годы мне пришлось много раз пройти опасными районами, то я собирала информацию, которой и хочу поделиться с вами. Кстати, в прошлом году прямо рядом со входом в залив Гибралтара я видела 5 треугольников их плавников даже без бинокля, но там очень активное судоходство. Скоростные паромы, грузовые суда, так что нашу яхту они, похоже, не услышали. Или были заняты добычей пропитания.
Наиболее полные и подробные отчеты о взаимодействиях косаток с парусными яхтами собираются и публикуются Рабочей группой по атлантическим косаткам GTOA и Cruising Association.
Далее выдержки из нескольких отчетов про инциденты. А после теория и практика. В некоторых отчетах говорится про петарды, но возможно, имелись в виду фальшфейеры, штатно входящие в аварийное оснащение яхты. Иначе капитан, давший отчет, рисковал тюремным заключением, об этом упомяну подробнее.
Напоминаю, что все ссылки в описании к видео.
Яхта затонула в Гибралтарском проливе
Комментарии:
«Я поднялся на палубу и вдруг услышал хруст, как будто я налетел на камень. Я выключил автопилот и взялся за штурвал. И когда я взялся за штурвал, почувствовал, что руль двигается, и снова услышал шум. Я подумал: «Боже, это не камень» — я посмотрел назад, там были две довольно молодые косатки ».
Шкипер сказал, что он отпустил штурвал, пытался уйти от косаток, давал задний ход, но все безрезультатно.
«Они просто не сдавались. Я знаю, что есть совет полностью остановить лодку, , хотя вскоре мы уже не могли никуда двигаться, потому что руль сломался».
Шкипер сказал, что он бросал в воду петарды.
«Они вообще не обратили на это внимания», – ……….. «После 40 минут они вывели из строя руль. Именно тогда я увидел двух очень больших косаток, находившихся у лодки, примерно в 10–15 метрах от остальных трёх.
«Пять из них просто врезались в борт лодки, и один из них также ударил киль;
«Косатки продолжали бить по корпусу судна, пока он не треснул посередине.
«Я видел, как вода поступает с правого борта лодки, но не смог определить ее источник. Полагаю, он находился за кухонным оборудованием и холодильником на лодке».
К моменту прибытия испанского спасательного катера яхта уже наполовину погрузилась под воду. «Капитан спасательного судна попросил разрешения подняться на борт, чтобы проверить, можно ли спасти судно. Но воды было слишком много, чтобы её откачивать; спасти лодку невозможно».
Когда я двигался на моторе, я разогнался до 8 узлов примерно на 15 минут, и они продолжали бить по рулю. Мне приходилось быть осторожным, так как удар по штурвалу мог сломать руку. Я пытался давать задний ход около 10 минут как по прямой, так и по кругу. Они продолжали бить по рулю всё время, даже когда рулевое управление было сломано. Они били по рулю при движении задним ходом. Повреждения конструкции были такими, что после поломки руля они, похоже, били по килю и средней части судна. Создавалось впечатление, что они отказались от киля и начали толкать лодку, ударяя её вбок.
Еще один отчет шкипера:
«Мы шли под парусом, когда в 14:30 почувствовали сильный толчок, как будто наехали на бревно. Через минуту появились две молодые косатки. Они сразу сосредоточились на рулевом пере. Одна косатка била руль снизу, а другая, казалось, держала его зубами сбоку. Руль мгновенно стал бесполезен. Мы полностью остановили лодку и выключили двигатель. Косатки играли с рулем, слегка раскачивая лодку, но без агрессии. Когда они сломали рулевой подшипник (появилась течь), они быстро потеряли интерес и ушли».
Последствия: Поломка рулевого управления, течь, необходимость буксировки в порт.
Следующий отчет
«Мы шли под автопилотом. Нас разбудил сильный удар в корму. Была полная темнота, но по шуму и эхолоту мы определили, что нас окружили. Мы слышали скрежет и стук по рулю. Мы включили все огни, надеясь их отпугнуть — бесполезно. Они работали как команда. Спустя полчаса руль был полностью заблокирован. Мы обнаружили, что рулевая лопасть была фактически откушена у основания. Мы запросили экстренную буксировку. Страх был невероятный, потому что в темноте непонятно, что происходит под водой».
Последствия: Потеря руля, течь через сальник руля, угроза затопления, спасение береговой охраной.
Что мы сделаем по-другому в следующий раз?
Спасательные жилеты. Стоял полный штиль. На нас не было спасательных жилетов, и времени надеть их не было. Через 30 секунд, лодка кренилась на 15–20° из стороны в сторону.
Другой случай, когда лодка не нуждалась в ремонте:
Это произошло в полночь, при волнении 2,5 м, при сильном волнении, скорость судна составляла 10 узлов. Останавливать судно, как было рекомендовано, было небезопасно.
После первого удара, который был очевиден по сильной тряске рулевого управления, я направил свой туманный горн к внутренней поверхности корпуса под водой. К тому времени, как я добрался до этого места, косатки ударили ещё дважды, в общей сложности три раза. Я приложил туманный горн к поверхности корпуса ниже ватерлинии (это ручной газовый горн, который есть у большинства лодок) и пару раз нажал на рычаг. Я подождал, что произойдёт, но больше они не ударяли.
И еще, один, и пока хватит
Была ли лодка повреждена и нуждалась в ремонте:
Да, обширный - требуются крупные работы
Комментарии:
Я шёл под двигателем, скорость около 5 узлов. Я был внутри, когда услышал, как первая косатка ударила по рулю. Я тут же на полной скорости помчался к берегу. Косатки последовали за мной, и единственное, что я попытался сделать, – это опустить металлическую лестницу для купания в воду и ударить по ней веслом, чтобы создать какой-то шум. Они уплыли минут через 10–15, но я не могу сказать, сработало ли это, или потому, что половина руля уже была сломана, и им больше нечем было играть.
Теория и практика
Сейчас разберу все подробно: от биологических особенностей косаток, научных теорий и до условий, при которых происходили нападения, включая тип, размер судна, двигалось на моторе или парусах, погода, глубины, предпринятые действия и рекомендации.
Информация о рыбоядной Иберийской субпопуляции косаток, которые вовлечены в инциденты с яхтами.
Численность: Эта субпопуляция чрезвычайно мала и находится под угрозой исчезновения. По оценкам, она насчитывает всего около 50 особей. Вес самцов в среднем 6-8 тонн, а размер максимальный может достигать до 10 метров длины.
• Статус охраны: Включены в испанский и международный список как "находящиеся под угрозой исчезновения"
• Генетика: Они генетически изолированы, что означает, что они не смешиваются с другими популяциями косаток в Атлантике. Иберийская субпопуляция рыбоядных косаток, хотя и генетически изолирована, может и иногда общается с другими популяциями рыбоядных косаток в Атлантике, но их общение ограничено в силу различия в диалектах и, скорее всего, не приводит к распространению их уникальной культурной моды (атак на яхты).
• Их миграционный цикл и, следовательно, присутствие в зонах инцидентов строго привязаны к их основной добыче голубому тунцу
• Сезон активности: Самая высокая концентрация инцидентов приходится на периоды активной миграции тунца:
o Весна/Лето: Когда тунец движется на север (от Атлантики в Средиземное море).
o Осень/Ранняя зима: Когда тунец возвращается обратно.
Культурное поведение и обучение
Самая удивительная черта косаток, объясняющая этот феномен, — их культура и социальное обучение:
• Культура: У косаток есть своя "культура" — передаваемые из поколения в поколение традиции, диалекты и даже методы охоты.
Основные научные теории (конец 2025 г.)
Ученые по-прежнему не пришли к единому мнению, но новые исследования, проведенные в 2025 году, подтверждают и развивают две основные теории:
• Самая распространенная теория заключается в том, что поведение инициируется подростками-косатками, которые ищут развлечений и приняли рули парусников за объекты для игры или "хобби", хотя взрослые особи часто присутствуют, что указывает на процесс обучения или наблюдения. Использование руля как рычага, постоянные толчки и вращение лодок, а затем потеря интереса после поломки, — всё это является сильным доказательством того, что это игровая активность или тестирование объекта, а не хищническое поведение.
o Доказательство: Акустические записи не выявили сигналов стресса, что свидетельствует об игровом или исследовательском мотиве.
• Учебный полигон для охоты: Альтернативная теория, выдвинутая испанскими биологами в 2024–2025 годах, предполагает, что парусники служат тренировочными "игрушками" для отработки навыков охоты на крупную и быструю добычу, например, голубого тунца.
• Внешние стрессоры (Менее вероятно): Есть предположения, что инциденты могут быть реакцией на усиление военного или рыболовецкого сонара в Гибралтарском проливе, который повреждает или раздражает слух косаток.
Месть — теория потеряла популярность среди ученых, хотя СМИ продолжают ее активно использовать. Предположение о том, что косатка по имени «Белая Глэдис» мстит за травму и учит этому других, в отчетах GTOA считается неактуальной.
Протокол безопасности GTOA
• Отключите автопилот, чтобы избежать повреждений, и дайте колесу/румпелю свободно вращаться.
• Во избежание травм держите руки подальше от руля или румпеля.
• Остановите лодку и опустите паруса.
• Свяжитесь с властями по VHF 16 или по телефону 112.
• Не привлекайте к себе внимания на палубе, чтобы свести к минимуму интерес со стороны косаток.
• Крепко держитесь за предметы при передвижении, чтобы избежать травм в случае таранящего удара.
• Сфотографируйте или снимите на видео доказательства, не привлекая к себе внимания. Запишите координаты места и время взаимодействия.
• После прекращения взаимодействия подождите несколько минут, чтобы косатки покинули эту территорию.
А теперь ответы на самые популярные вопросы, предпринимаемые меры, их эффект.
С чем они путают руль?
Косатки ни с чем не путают руль, они знают, что это такое, как он движется и какой эффект производит при касании. Остановка движения, выключение двигателя и отпускание руля в сторону до упора в большинстве случаев снижают их интерес, прекращая взаимодействие.
С какими типами судов они взаимодействуют чаще всего?
В настоящее время они чаще всего взаимодействуют с однокорпусными парусными судами длиной менее 15 метров.
Но отмечены взаимодействия и с яхтами значительно большего размера.
Также атакам подвергаются катамараны, моторные лодки.
Наибольшие проблемы отмечены у яхт с подвесным пером руля, которое не имеет дополнительных опор, хотя это самый распространённый тип руля.
Все ли взаимодействия приводят к повреждению корабля?
Только 50% судов, с которыми взаимодействуют косатки, получают какие-либо повреждения, как правило, руля.
Происходят ли взаимодействия в любое время дня или ночи?
Взаимодействия регистрировались как днём, так и ночью, хотя большая часть взаимодействий приходится на середину дня.
Имеет ли значение скорость?
Средняя скорость судов, с которыми они взаимодействуют, составляет около 6 узлов, хотя были зарегистрированы нападения как на неподвижное судно, так и на движущееся со скоростью более 20 узлов.
Имеет ли значение цвет корпуса?
Нет, сообщалось о взаимодействии с любым цветом корпусов.
Имеет ли значение, идете ли вы под двигателем или под парусом? На данный момент не существует чёткой закономерности.
Нападают ли косатки на людей?
Случаев прямых преднамеренных нападений на людей не известно. В 2020 году в Галисии косаток видели на пляжах среди серферов без каких-либо инцидентов или взаимодействия с ними.
Была ли агрессия по отношению к косаткам? В последние годы
наблюдались как преднамеренные, так и непреднамеренные действия в отношении косаток, в основном, когда возникали конфликты интересов между косатками и людьми, обычно, когда косатки срывали добычу с рыболовных ярусов.
Про ярусный лов
Стало известно, что рыбаки применяли взрывчатые вещества и шумовые гранаты, так как косатки научились снимать рыбу со снастей ярусного лова. Что же происходило дальше? Косатки перестали снимать рыбу только вблизи судна и шлюпки, с которой могли сбросить пиротехнику, и стали проявлять большую осторожность.
За применение таких веществ предусмотрено очень серьезное наказание (косатки являются особо охраняемым видом).
Кроме того, любое противодействие косаткам с причинением им повреждений может вызвать усиление агрессии.
Какие решения работают?
Гарантированных решений нет. Согласно официальных предписаний, суда должны следовать рекомендациям морских властей описанных выше, но нет безупречных протоколов.
На основании данных инцидентов, большинство из которых происходило на глубинах 20-80 метров, разработаны две противоположные, но логичные стратегии прохода через активные зоны:
1. Держаться очень близко к берегу: Идти на глубинах менее 15 метров, где косатки, охотящиеся на тунца, менее активны.
2. Уходить в открытый океан: Держаться на глубине более 200 метров, подальше от континентального шельфа, где плотность популяции тунца и, соответственно, косаток, снижается.
Тем не менее, движение вдоль берега по максимально мелким глубинам, до 10-20 метров, не гарантия, однако количество взаимодействий в таких условиях отмечено меньше. Аналогичная ситуация с большими глубинами и удалением от берега. Кроме того, при движении рядом с берегом есть реальная опасность от рыболовных ловушек и сетей даже днем.
Как они находят лодки
И, как я обещала в начале, расскажу о моменте, который упускают из виду. У всех яхт работает эхолот на принципе отраженного ультразвукового сигнала. Отключение его отдельно от остальных навигационных приборов практически не встречается. Выключив навигацию, вы выключаете чартплоттер (экран навигатора), GPS, указатель ветра. А двигаться по мелководью без всех этих приборов рискованно из-за посадки на мель. Даже если у вас есть автономный гаджет: телефон или планшет, движение рядом с берегом опасно из-за неточностей карт и особенно рядом с впадающими реками.
Яхту с эхолотом косатки с их отличным слухом и сложной системой эхолокации распознают издалека. Но, кроме того, они вполне могут по звуку понимать, что это работает двигатель именно яхты, слышать гидродинамический шум от движения корпуса и под парусами, и прочих шумов от такелажа, впрочем, в условиях развитых волн и фонового шума океана, звук судна будет заглушаться. Соответственно, и расстояние обнаружения уменьшаться.
Движение задним ходом. Чуть больше половины лодок, сообщивших об этом, сочли это успешной тактикой. Если вы используете эту тактику, делайте это сразу после обнаружения косаток, а не после контакта с ними.
• Песок: Косатки используют эхолокацию, чтобы «видеть» окружающую среду, ориентироваться и охотиться. Применение песка не показало свою эффективность.
• Шум: Использование отпугивающих ультразвуковых устройств. Те немногие, кто использовал их и сообщил в Управление по охране природы, подтвердили отсутствие результатов. Другие шумовые воздействия, в том числе туманного горна, на борту дали неоднозначные результаты. Примерно пополам. Также возможно, что некоторый шум может усилить их интерес.
Вещества, выливаемые за борт. Известно, что некоторые шкиперы выливали топливо или хлорку в воду при атаке косаток, но официальных данных об этом нет. Кто же хочет за загрязнение получить проблемы. Тем не менее, из кулуарных разговоров известно, что это также не дает гарантию безопасности.
Применение петард и фальшфейеров. В некоторых отчетах сказано про применение петард, но без уточнения. То ли это были детские хлопушки, то ли что-то серьёзнее, так же я допускаю, что фальшфейеры, входящие в аварийный набор яхты, могли быть названы петардами. Эффективность фальшфейеров не доказана, а что касается петард, то их применение может быть классифицировано как уголовное наказание. И ходят слухи, что те яхты, которые были затоплены, а не отделались поломкой руля, как раз вызвали агрессию применением петард.
А вот про что рассказывают, так это про слив танков из гальюнов, то есть дерма на голову косаткам, и даже выливание мочи из заботливо припасенной канистры. Эффект нулевой.
Подводим итог стратегии:
· Отслеживание актуальных сводок в приложениях и на сайтах.
· Отключение эхолота.
· При движении на парусах желательно подождать крепкий ветер для перехода, чтобы море было шумным.
· При движении под двигателем стараться держаться рядом с большими шумными судами.
· Выбирать маршрут по большим глубинам или совсем под берегом.
======================
- Благодарю за консультации ученых: Алексей Тимшин и Анастасия Королева Вот ссылка на канал Анастасии Королевой (https://t.me/graywhaleexpeditions)
- Карта взаимодействий https://www.orcaiberica.org/en/interacciones-registradas
Рекомендации и текущие опасные районы https://www.orcaiberica.org/en/recomendaciones - Отчеты шкиперов https://www.theca.org.uk/orcas/interaction-deterrent-library
- Информация от португальского центра изучения https://www.orcas.pt/
- Приложение для смартфонов с актуальной информацией GT Orcas https://play.google.com/store/apps/details?id=es.vansia.cemma.desarrollo&hl=es_419
=============
Мой канал в Telegram о яхтинге: только там аудиоверсии моих роликов, чат с опытными шкиперами, подписывайтесь!
https://t.me/LyubimovaEvgeniya
================================================
К вашим вопросам всегда открыта!
Мой вотсап +79262463088, телеграм https://t.me/Liubimova_E ссылки на почту в описании канала.
================================================ Образовательный проект с техническими видеокурсами по яхтингу https://alfa-sailing.ru/main