Заскучали, значит, наши уехавшие знаменитости. Особенно остро этот разрыв между прошлым и будущим ощущается сейчас — в предновогодней суете. Когда наши оставшиеся звезды рубят бабло, что называется, ледорубом. Отваливается оно большими увесистыми пластами и обеспечивает им минимум год роскошной жизни с отпуском на мальдивах и всем сопутствующим. А что же те, пожелавшие отчалить? А там слезы наворачиваются на глаза, друзья мои.
Когда смотришь на эти истории со стороны, возникает странное чувство. С одной стороны — кажется, ну сами же выбрали, сами уехали, теперь жалуются. Странно, правда? А с другой — невозможно не заметить, как больно артистам, которые годами выстраивали свою карьеру, оказаться в ситуации, когда всё приходится начинать с нуля. И самое горькое — этот «ноль» оказывается совсем не тем, что они представляли.
А посмотрите на их лица. Куда исчез былой блеск в глазах? Дрожащие руки и даже голова (я сейчас о несчастной Лазаревой*).
А Светлана Лобода*...
Помните, какой невероятной популярностью она пользовалась? Её хиты звучали отовсюду, стадионы были забиты до отказа. А сейчас её откровения читаешь — и сердце сжимается: «Это ощущение, когда ты с большой высоты падаешь вниз. Еще и осознанно».
То самое состояние: ты годами шёл к успеху, преодолевал трудности, работал на износ — и вот ты на вершине. А потом добровольно отказываешься от всего этого и начинаешь всё сначала в неизвестности.
Или вот Татьяна Лазарева*.
Её признания вообще особняком стоят. Она с такой ностальгией вспоминает о прошлой жизни: «У меня большая ностальгия по той беззаботной жизни, у которой прекрасный дом, полная чаша, няньки, водители, деньги, перелёты, путешествия, любимая работа».
Читаешь это — и понимаешь: дело не только в материальных благах. Речь о том образе жизни, о той профессиональной реализации, которую она потеряла. Это как построить дом, обустроить его, наполнить теплом — а потом уйти из него, оставив всё.
Особенно меня поразило её горькое: «Сейчас у меня ничего этого нет».
В этих словах — вся боль человека, который осознал, что променял реальные достижения на призрачные перспективы. И ведь самое обидное — обратного пути нет. Как нет и гарантий, что в новой стране удастся восстановить утраченные позиции.
А история Дани Милохина*?
Это вообще отдельная драма. Молодой парень, который ещё вчера был на вершине успеха, сегодня с горькой иронией рассказывает: «Еще есть шанс, что меня купят... Там меня хочет купить один богатый тип, чтобы я на его дне рождения побился с кем-то». Вы только представьте глубину этого дна! «Меня купят» — это же унизительно для любого творческого человека. Но ещё страшнее то, что он сам эту ситуацию воспринимает как нечто нормальное.
Меня всегда удивляло, как быстро рушатся карьеры за границей. Казалось бы — талант есть, опыт есть, имя известно. Но оказывается, что успех — это не только про профессиональные качества. Это ещё и про культурный код, про ментальную связь со зрителем, про то самое «попадание в нерв» эпохи, которое невозможно искусственно воссоздать в другой стране.
Вспоминается один разговор со знакомым музыкантом, который несколько лет проработал в Европе. Он говорил: «Знаешь, в чем самая большая разница? В России ты играешь для своих. Ты чувствуешь отдачу, понимаешь, что твоё творчество находит отклик. А здесь ты всегда чужой. Даже если зал аплодирует — между тобой и публикой остается невидимая стена».
И ведь это касается не только музыкантов. Та же история с актёрами, писателями, художниками. Можно перевезти чемоданы, можно выучить язык, можно даже получить гражданство. Но нельзя перевезти с собой ту самую магическую связь со зрителем, которая и делает артиста по-настоящему успешным.
Лобода в своих интервью часто повторяет, что её дом — там, где её дети. Это прекрасно. Но разве нельзя было найти способ совместить семью и карьеру? Разве обязательно нужно было выбирать между одним и другим? Или, может быть, она просто не предполагала, насколько тяжело будет начинать всё с чистого листа?
Лазарева*, судя по её словам, оказалась в ещё более сложной ситуации. Она не просто потеряла профессиональные позиции — она потеряла тот образ жизни, к которому привыкла. И самое печальное, что в её возрасте начинать карьеру заново невероятно сложно. Нет той энергии, того запала, той веры в себя, которые есть у двадцатилетних.
А Милохин*... Его история вообще вызывает смешанные чувства. С одной стороны — сам виноват, нужно было думать головой. С другой — жалко парня. Ведь он по-своему талантлив, умеет находить общий язык с аудиторией. Но вместо развития своего потенциала он вынужден участвовать в каких-то боях за деньги, превращаясь в живое развлечение для богатых людей.
Что объединяет все эти истории? Мне кажется, это недооценка значения родной почвы для творческого человека. Артист — как растение: он может цвести только на той земле, где укоренился. Можно, конечно, попытаться пересадить его в другую почву, но результат всегда будет непредсказуемым. Одни приживаются, другие — нет.
И ведь самое обидное — зрители, которые годами поддерживали этих артистов, чувствуют себя обманутыми. Они ведь не просто так ходили на концерты, покупали альбомы, поддерживали в соцсетях. Они вкладывали в этих людей свою любовь и энергию. А те взяли и ушли, как будто все эти годы не имели значения.
Конечно, у каждого человека есть право на личный выбор. Но когда ты публичная личность, твоя карьера — это не только твоё личное дело. Это ещё и доверие тысяч людей, которые в тебя верили. И разменять это доверие на сомнительные перспективы за границей — значит, по сути, предать тех, кто тебя поддерживал.
С другой стороны, стоит ли этих несчастных осуждать?
Ведь каждый ищет своё счастье, каждый хочет лучшей жизни для себя и своих близких. Просто оказалось, что «лучшая жизнь» — понятие относительное. И то, что кажется привлекательным издалека, вблизи может оказаться совсем не тем, о чем мечтал.
Как вы думаете, можно ли простить артистам их отъезд? Стоит ли их жалеть или они получили по заслугам? И главное — есть ли у них шанс вернуть любовь зрителей, если вдруг решат вернуться?
Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!
Если не читали:
* - иноагенты в РФ