...Читать далее
- Прадедушка без педалей. Первый предшественник велосипеда, изобретенный в 1817 году бароном Карлом фон Дрезом, назывался «машина для бега» (Laufmaschine). У него не было педалей, и ездок отталкивался ногами от земли.
- «Костотряс» — говорящее название. В 1860-х годах появился велосипед с педалями, напрямую прикрепленными к переднему колесу. Его называли «костотрясом» из-за железных ободов и отсутствия амортизации.
- Эра пенни-фартингов. Чтобы увеличить скорость и плавность хода, переднее колесо стали делать огромным (до 1,5 метров), а заднее — маленьким. Такие велосипеды получили название «пенни-фартинг» по названию двух британских монет разного размера.
- Великий предок безопасности. В 1885 году Джон Кемп Старли создал «Ровер» — первый велосипед с цепной передачей на заднее колесо и колесами одинакового размера. Эта «безопасная» конструкция стала прототипом всех современных велосипедов.
- Велосипед опередил автомобиль. Многие технологии, которые позже использовались в автомобилях, были впервые опробованы на велосипедах: пневматические шины, шарикоподшипники и механизмы с цепной передачей.
- Почему велосипед не падает? До конца XX века считалось, что ключевую роль играет гироскопический эффект вращающихся колес. Однако современные исследования показали, что главную роль играет геометрия вилки (ее вынос вперед) и распределение массы, которые автоматически корректируют траекторию при наклоне.
- Рекорд скорости на велосипеде составляет 296 км/ч. Он был установлен в 2018 году американкой Дениз Мюллер-Коренек на соляных равнинах Бонневилля. Для этого использовался специальный велосипед и аэродинамический обтекатель.
- Самое большое в мире колесо для велосипеда имеет диаметр 3,3 метра, а самое маленькое — всего 2 см. Оба являются рекордами Гиннесса.
- Энергоэффективность. Велосипед — самый эффективный из всех созданных человеком механизмов для преобразования мускульной энергии в движение. КПД велосипеда превышает 90%.
- Давление в шинах. Давление в гоночных велосипедных шинах может достигать 8-10 атмосфер, что примерно в 3 раза больше, чем в шинах обычного легкового автомобиля.
- Велодорожки — не новинка. Первая в мире выделенная велодорожка была построена в 1894 году в Нидерландах, в городе Утрехт.
- Велосипедный бум XIX века. Велосипед сыграл огромную роль в эмансипации женщин, позволив им передвигаться самостоятельно без сопровождения. Он также привел к появлению более практичной одежды, например, шаровар.
- Мировые лидеры. По оценкам, в мире существует более миллиарда велосипедов, что примерно в два раза больше, чем автомобилей. Лидером по их количеству на душу населения является Нидерланды.
- Велосипед против голода. Во время Второй мировой войны шведский предприниматель Юхан (или Иоганн) Сван помогал Норвегии, поставляя туда тысячи велосипедов с замаскированными под раму отсеками для провоза еды и медикаментов.
- Самый длинный велосипед в мире имеет длину 47,5 метров и может перевозить до 20 человек. Для его поворота требуется большое пространство.
- Самая дорогая модель. Велосипед «Butterfly Trek Madone», созданный художником Дэмиеном Херстом, был продан на аукционе за 500 000 долларов. Рама была украшена изображениями бабочек.
- Велосипед-амфибия. Существуют модели, способные ездить по суше и плавать по воде за счет поплавков и лопастей на колесах.
- Кругосветное путешествие. Мировой рекорд кругосветного путешествия на велосипеде принадлежит британцу Марку Бомонту, который объехал планету за 78 дней, 14 часов и 40 минут.
- Велосипед — источник вдохновения. Братья Райт, создавшие первый самолет, были владельцами веломастерской. Опыт работы с легкими и прочными конструкциями из труб и цепными передачами помог им в авиастроении.
- Электрический бум. Хотя первые электровелосипеды появились еще в конце XIX века, их настоящий мировой бум пришелся на начало XXI века, изменив представления о городской мобильности.