Найти в Дзене
av.by

Ваш джип тут не пройдёт! Прокатились на вездеходе «Шерп»

Журналисты av.by продолжают изучать редкую технику. Сегодня расскажем о вездеходе-амфибии на шинах сверхнизкого давления «Шерп». Этот образец спецтехники находится на вооружении РОСН МЧС РБ с 2021 года. Напомним: ранее мы подробно рассказывали о различной технике, состоящей на службе МЧС. Например, о вертолётах можно почитать здесь и здесь, а о машинах — в этом материале и данной публикации. Теперь посмотрим, везде ли может проехать «Шерп» и сложно ли им управлять. На территории отряда специального назначения «Зубр» мы уже не впервые. На этот раз нас встретил заместитель начальника центра поисково-спасательных работ и пожаротушения РОСН «Зубр» Илья Владимирович Боднар. Он сразу повёл нас не в гараж, а в лесополосу, где находился супервездеход. — На вооружении МЧС находятся два таких образца. Техника редкая и дорогая, но без дела не простаивает. Каждый год с её помощью мы находим людей в лесах и болотах. Пик применения — во время сбора клюквы. — Максимальная вместимость «Шерпа» — десять
Оглавление

Журналисты av.by продолжают изучать редкую технику. Сегодня расскажем о вездеходе-амфибии на шинах сверхнизкого давления «Шерп». Этот образец спецтехники находится на вооружении РОСН МЧС РБ с 2021 года.

Напомним: ранее мы подробно рассказывали о различной технике, состоящей на службе МЧС. Например, о вертолётах можно почитать здесь и здесь, а о машинах — в этом материале и данной публикации. Теперь посмотрим, везде ли может проехать «Шерп» и сложно ли им управлять.

«Шерп» без дела не простаивает

На территории отряда специального назначения «Зубр» мы уже не впервые. На этот раз нас встретил заместитель начальника центра поисково-спасательных работ и пожаротушения РОСН «Зубр» Илья Владимирович Боднар. Он сразу повёл нас не в гараж, а в лесополосу, где находился супервездеход.

-3

— На вооружении МЧС находятся два таких образца. Техника редкая и дорогая, но без дела не простаивает. Каждый год с её помощью мы находим людей в лесах и болотах. Пик применения — во время сбора клюквы.

— Максимальная вместимость «Шерпа» — десять человек: водитель, пассажир и до восьми человек, которым нужна транспортировка. Но такой необходимости почти никогда нет: обычно люди теряются либо поодиночке, либо группами до трёх человек.

— Этот вездеход оснащён японским дизельным двигателем Kubota рабочим объёмом 1 498 см³ и мощностью 44 л. с. Мощность невысокая, но впечатляет крутящий момент (120 Нм). Модель оснащена 6-ступенчатой механической коробкой передач и рычагами, заменяющими руль, — рассказывает Илья Владимирович. — В характеристиках указано, что машина преодолевает препятствия высотой до метра и штурмует подъёмы до 35 градусов.

— Во все колёсные диски встроены 58-литровые канистры для топлива. То есть суммарно в «Шерп» помещается почти 300 литров ДТ! Кстати, расход небольшой (около 5 литров солярки в час).

— В кабине множество кнопок. Например, одна из них (слева от рычага) регулирует подкачку и спуск шин. Это нужно для адаптации к разным поверхностям. Кстати, клиренс — 600 мм. На земле машина разгоняется до 40 км/ч, на воде — до 6, — уточняет заместитель начальника.

— За четыре года эксплуатации поломок не было. Конструкция продумана так, что все узлы находятся под съёмным полом. То есть в случае чего можно даже на воде открыть крышку и спокойно всё починить. Набор инструментов внутри есть.

Женщина в вездеходе — к беде?

Для управления «Шерпом» работники МЧС проходят специальное обучение и сдают экзамены (вождение и основы ремонта). А ещё забраться в вездеход можно только… через лобовое стекло. И это тот ещё квест!

Оказавшись внутри вездехода, я столкнулась с другим нюансом: как уже упоминалось, здесь нет привычного рулевого колеса. Вместо него в левой части кабины, перед водителем, есть фрикционные рычаги, которые нужно двигать плавно, без рывков.

-11

Тянешь левый на себя — машина поворачивает влево, тянешь правый — вправо. Оба на себя — вездеход останавливается.

Пришлось быстро вспоминать автошколу и любимую фразу инструкторов: «Не бросай сцепление!» Затем — синхронизировать руки и ноги и… поехали!

Признаться, проехать пару метров вперёд получилось не сразу. Но после нескольких попыток я кое-как освоила вездеход. Машину направила не только по прямой, но и задним ходом. А ещё сделала разворот и даже съехала с прицепа — эстакады автомобиля на базе МЗКТ 45-03 «Волат», на котором и перевозят вездеход.

Последнее вызвало самую бурную реакцию. Ощущения такие, словно катаешься на аттракционе «Супер-8». Ух!

-15

Мы успели не только поездить по лесу, но и осмотреть кабину, включить сирену, мигалку и проверить автоматическую подкачку шин, которая реализована за счёт выхлопных газов.

Не паникуйте!

Поучаствовать в поисках людей на «Шерпе» нам не удалось, но это и к лучшему. Хотя, как нам рассказали, в сентябре с помощью этой техники была спасена жизнь женщины, потерявшейся в лесном массиве в Лепельском районе Витебской области.

А вот чтобы не дожидаться момента, когда спасатели приедут за вами на «Шерпе», в лесу или на болоте, работники МЧС дают несколько простых, но очень важных рекомендаций:

  1. Перед тем как отправиться в лес, подготовьтесь: возьмите запас воды и еды, а при наличии хронических заболеваний — необходимые лекарства. Одежду выбирайте яркую: жёлтую, красную, кислотно-зелёную, ведь именно эти цвета проще заметить среди деревьев. Желательно прикрепите к ней светоотражающие элементы, чтобы вас можно было рассмотреть в темноте.
  2. Обязательно расскажите родным или хотя бы соседям, куда именно собираетесь. И, конечно, возьмите с собой мобильный телефон, предварительно убедившись в том, что он заряжен.
  3. Если всё же заблудились, первым делом успокойтесь. Не паникуйте. Если на улице светло и телефон под рукой, сразу звоните в МЧС, а также родным. Если же мобильного устройства нет или оно разрядилось, постарайтесь найти линейные ориентиры: дороги, тропинки, просеки. Они всегда куда-то ведут.
  4. Если дорога не вывела в нужное место, развернитесь и попробуйте идти в другую сторону. Прислушивайтесь к звукам, ведь в лесу хорошо слышны лай собак, шум автомобилей и даже отдалённый гул поездов.
  5. Если вы заблудились и наступила ночь, лучше не предпринимать активных действий. В тёмное время шансы выйти к людям минимальны. Найдите сухое место, соорудите настил из веток, укройтесь и готовьтесь к ночёвке. А утром можно снова двигаться, следуя советам, перечисленным выше.
-18

Если вам есть что рассказать об импортной и отечественной технике, которая трудится на белорусских полях или которую вот-вот ожидает полное ТО, смело пишите на news@av.by. Будем рады вашим письмам!