Сегодня, 29 ноября, свой профессиональный праздник отмечают строители мостов. Архитекторы, проектировщики, инженеры, арматурщики, сварщики, крановщики, бульдозеристы, асфальтобетонщики и дорожные рабочие трудятся единой командой, создавая удобные проходы и проезды там, где раньше были препятствия.
В честь праздника мы подготовили необычный выпуск нашей традиционной субботней исторической рубрики. В подборке — сцены из самых известных советских фильмов, где главную или эпизодическую роль играют мосты. И, согласитесь, они справились с этой задачей на «отлично».
Ангарский мост
«Люди на мосту» (1959)
Уникальный кинодокумент, запечатлевший Ангарский мост. Его возведение начали в конце 1940-х. Длина подвесной части почти километр, 11 металлических ферм опирались на высокие бетонные «быки». Рельсовую магистраль через реку открыли летом 1951 года. При масштабном строительстве Братской ГЭС рассчитали, что после сооружения плотины уровень воды поднимется до ферм моста, поэтому в 1961 году конструкцию разобрали.
Саратовский мост
«Строится мост» (1966)
Дебютная картина актера Олега Ефремова в качестве режиссера посвящена сооружению в Саратове автодорожного моста через Волгу. В съемках приняли участие 40 актеров из труппы московского театра «Современник». Мост спроектирован инженерами Иодзевичем, Ивановым и архитектором Надежиным. Торжественное открытие состоялось 11 июля 1965 года.
Биржевой мост
«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)
Многие ошибочно думают, что это Дворцовый мост. На самом деле в сцене с прыжком на теплоход и висящим на краю пролета героем Андрея Миронова участвует Биржевой мост. В деревянном исполнении построен в 1894 году по проекту инженера Мазурова. В 1957—1960 заменен на пятипролетный металлический арочный мост. Справедливости ради надо отметить, что в комедии в более коротких эпизодах есть еще два моста: Старо-Никольский и Банковский.
Финляндский железнодорожный мост
«Дело Румянцева» (1955)
Именно около Финляндского железнодорожного моста проколол колесо грузовика главный герой в исполнении Алексея Баталова. Финляндский железнодорожный мост построен по проекту инженеров Белелюбского, Кривошеина, Александрова и архитектора Апышкова, открыт в 1913 году.
Красногвардейский мост
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Во время прогулки Надя оказывается на Красногвардейском мосту. Он построен в 1957 году по проекту инженера Куликова и архитекторов Арешева и Васильковского. В этом месте перекресток образуют каналы Грибоедова и Крюкова. В одной точке сходятся три моста: Пикалов, Старо-Никольский и Красногвардейский. По легенде около Николо-Богоявленского морского собора можно увидеть семь мостов и загадать желание, так что это место называется Семимостье.
Дровяной мост
«Отец солдата» (1964)
Завершающая сцена фильма, в которой подразделение главного героя проходит по улице Октябрьской. На подымающемся разводном пролете написано о подвиге танкистов старшего лейтенанта Махарашвили. Этот мост в Калининграде назван из-за того, что на располагавшейся поблизости улице складировали дрова и древесину. С 1404 года мост был деревянным, однако в 1903-1904 годах старые пролеты заменили на железные.
Большой Краснохолмский мост
«Девушка без адреса» (1957)
В одной из сцен Катя, устроившись работать укладчицей асфальта, отдыхает в обеденный перерыв на Большом Краснохолмском мосту. Этот стальной однопролетный арочный мост через Москву-реку построили в 1938 году по проекту инженера Вахуркина и архитектора Кокорина в рамках Генерального плана реконструкции столицы.
Красный мост
«Достояние республики» (1971)
Открылся в Вологде 5 апреля 1847 года. Деревянный мост попадает в кадр на 20-й минуте фильма «Достояние республики». К моменту премьеры картины моста уже не было: его разобрали в 1970 году, а спустя год на его месте построили железобетонный Красный мост. Однако во время съемок кино в конце 60-х пусть и сильно изношенный деревянный мост все еще стоял.
Канавинский мост
«Волга-Волга» (1938)
В фильме «Волга-Волга» Любовь Орлова запечатлена на фоне Канавинского моста. Это первый из постоянных мостов через реку Ока в Нижнем Новгороде, который соединяет верхнюю (нагорную) часть города с нижней (заречной). Проект выполнен архитекторами Щусевым, Помазановым, Французом и инженером Крыловым. Строительство началось в 1929 году, а торжественное открытие состоялось 2 апреля 1933 года.
Таможенный мост
«Покровские ворота» (1982)
В 1939 году через Яузу перекинули Таможенный мост. Арочную железобетонную конструкцию построили по проекту архитекторов Гребенщикова, Топуридзе и инженера Пащенко. Именно по этому пешеходному мосту прогуливались Костик и Рита в «Покровских воротах». А еще в «Место встречи изменить нельзя» мимо него удирал «Студебеккер» с Фоксом, по которому из «Фердинанда» стрелял Глеб Жеглов.
Большой каменный мост
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Многим зрителям запомнилась сцена ночной прогулки главных героев по Москве на фоне классического вида Кремля с Большого Каменного моста. Мост на этом месте существовал с XVII века. К 1859 году конструкция обветшала, на замену каменному мосту пришел металлический по проекту инженера Танненберга. Современный мост от архитекторов Щуко, Гельфрейха, Минкуса и инженера Калмыкова появился чуть ниже по течению реки в 1938 году.
Рыбинский железнодорожный мост
12 стульев (1971)
В фильме Леонида Гайдая, в сцене, в которой Остап отправляется к архивариусу Коробейникову узнать о судьбе ордеров на мебель из особняка Воробьянинова, за спиной великого комбинатора виден Рыбинский железнодорожный мост. Он возведен 1898 году в рамках строительства Рыбинско-Бологовской железной дороги. Располагается над рекой Черемухой за городским сквером.