Как платье Екатерины II говорило о ее праве на трон, наряды Елизаветы Петровны создавали образ фешен-иконы 18 века, а старинный костюм намекал на особые отношения с государем — рассказываем о смыслах и тайных знаках, которые спрятаны в складках роскошных женских костюмов с исторических портретов из собрания Русского музея.
Платье, которое снимет все вопросы
Коронационное платье из зеркально-гладкой серебряной парчи — это заявление Екатерины II о ее праве на российский престол. Никогда прежде российские правители не короновались в нарядах, украшенных гербами Российской империи: они могли быть изображены только на мантии. На платье Екатерины разместились 172 двуглавых орла: 84 на шлейфе, 80 на юбке и 8 на лифе. Это вышитые шелком, золотыми нитями и блестками аппликации. Екатерина заняла трон в результате дворцового переворота и с помощью такого декора напомнила: никто не должен допускать мысли о том, что она самозванка.
Силуэт платья типичен для моды середины 18 века: лаконичный лиф и необъятная юбка. Декольте и рукава смягчены тончайшим льняным кружевом — единственным по-настоящему хрупким элементом в этом ансамбле силы. Платье хранится в Оружейной палате и до сих пор производит впечатление на зрителей.
О картине: ее написал итальянский живописец Стефано Торелли, который переехал в Россию и стал придворным художником императрицы Екатерины II. Он, как это свойственно стилю рококо, акцентирует внимание на текучих линиях, изгибах и складках. Это делает ткань живой, мерцающей и несколько смягчает образ властной и решительной государыни.
Елизавета Петровна и один из тысяч ее нарядов
Елизавета Петровна была фешен-иконой задолго до появления самого термина. Работавший в России немецкий модельер и мемуарист Якоб Штелин сообщал, что после ее смерти наследник престола обнаружил в гардеробе предшественницы 15 тысяч платьев, «частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч. Более сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».
Екатерина II вспоминала, что однажды во время пожара сгорели четыре тысячи платьев Елизаветы Петровны. Еще один впечатляющий факт: отправляясь в Москву на коронацию, Елизавета уместила весь свой гардероб на трех санях, а через год в Петербург ее имущество везли уже восемьдесят конных повозок.
Императрица не имела привычки дважды надевать один и тот же наряд. После однократного использования ее платья нередко передавали в церкви и монастыри. Из них шили облачения для священнослужителей — и серебристую ткань с портрета кисти Луи Каравака легко представить в церковном интерьере.
О картине: как и положено парадному портрету, этот воплощает власть монарха своими внушительными размерами (высота картины — два с половиной метра) и знаками императорской власти — короны, скипетра, горностаевой мантии. Написал портрет француз Луи Каравак, художник трех российских императоров — Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Платье, за которое можно было получить наказание
Мария Яковлевна Строганова — женщина, которой позволили то, что в начале 18 века было почти невозможно: сохранить старинное русское платье при новом европейском дворе. Пётр I разрешил ей носить привычную одежду в знак особого уважения. Благотворительница и статс-дама Строганова приходилась императору кумой — государь крестил ее сына Николая, а еще любил бывать у нее в гостях, где угощался хлебным вином. Пётр пожаловал Екатерине свой миниатюрный портрет, украшенный бриллиантами: мы видим его на этой картине.
Наряд — главный акцент портрета. Это не «венгерский» кафтан и не немецкое платье нового образца, введенные указами Петра I, а традиционное русское одеяние. И это на фоне жесткой модной реформы, когда за русский кафтан штрафовали, ставили на колени и обрезали полы прямо на улице.
О картине: ее написал Роман Никитин, младший брат Ивана Никитина. В 1716 году Пётр I отправил братьев учиться европейской манере живописи за границу. Они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Париж.
Почти школьная форма
Изображенная на картине Екатерина Молчанова окончила Смольный институт благородных девиц с золотой медалью. Она была известна неподдельным интересом к наукам — и это отражено в портрете: рядом с ней на столе мы видим антлию — вакуумный насос для вычерпывания и перекачивания воды. Такой использовали как пособие на уроках физики в старших возрастах.
На то, что Екатерина старшеклассница, указывает и ее платье. В институте для каждой возрастной группы воспитанниц были разработаны платья своего цвета. Самые младшие (5–7 лет) носили кофейные, в 8 лет переодевались в синие или голубые, в 11 — в серые, а самые старшие носили белое. По праздникам и в воскресенья девочки надевали шелковые платья тех же оттенков. Недавно портрет отреставрировали, и стало видно, сколько труда вложил художник в каждую складку роскошного наряда.
О картине: она из семи портретов «смолянок», воспитанниц Смольного института благородных девиц, — Дмитрий Левицкий создал этот цикл по заказу Екатерины II. Институт воплощал идеи Просвещения и был любимым проектом императрицы.
Совсем как взрослая
Сарра-Элеонора, дочь шотландского генерала Виллема Фермора, который служил в России, изображена в возрасте девяти-десяти лет. Она в роскошном платье из английского шелка: детей из аристократических семейств в то время принято было одевать и изображать так же, как взрослых. Это отражало идею воспитания и подготовки подрастающего поколения к будущей жизни, в том числе к исполнению общественных и семейных обязанностей.
За девочкой — драпировка и колонны: это необходимые атрибуты парадного портрета, написанного с целью подчеркнуть высокий социальный статус заказчика и его семейства. Внешний облик Сарры, ее изысканная поза, а также изящно расположенные руки, лежащие на пышной юбке, говорят о том, что ее родители не просто сшили для нее роскошный наряд, но с детства приучали девочку к строгости и утонченным манерам.
О картине: дочку шотландского генерала запечатлел один из выдающихся русских портретистов Иван Вишняков. Он изобразил ее на фоне рассветного пейзажа, намекая на зарю жизни своей юной героини.
Погрузитесь в историю русской портретной живописи в Русском музее: там при поддержке ВТБ открылась выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет». На ней представлено более 300 произведений 18 — первой половины 19 века, включая образы императоров, полководцев и культурных деятелей. Наряду с работами русских мастеров, посетители увидят портреты иностранных художников, живших и работавших в России. Следите за новостями культуры, спорта и благотворительности также в нашем канале «Цвет настроения» в Telegram и «ВКонтакте».