Найти в Дзене
Голландец в России

Какие интересные детали в метро Москвы обычно не замечают

Никогда не забуду мой первый день в России. Особенно - мои эмоции, когда я впервые зашёл в метро. Это первое, что я увидел в Москве, когда прилетел из Амстердама. Из Внукова приехал на поезде на Киевский вокзал и спустился вниз. Я думал - в метро, но это оказался дворец. “Киевская” поразила меня своей красотой. У нас в Голландии метро есть, но оно совсем другое. Оно очень практичное и минималистичное: Поэтому не ожидал узнать, что метро может быть как музей. С тех пор я много ездил в московском метро, видел разные станции и постепенно привык к этой красоте. Но я понял: я знаю только видимую сторону. А что скрыто за этими дворцами, какие истории, инженерные чудеса и маленькие секреты остаются невидимыми? И именно это заставило меня пойти на экскурсию с историком МГУ, от которой я узнал: Мы прошли несколько моих любимых станций, и я поделюсь тем, что не замечал раньше, и что удивило меня больше всего. Что заставило построить метро Давайте сядем в машину времени и отправимся в 1930-е годы

Никогда не забуду мой первый день в России. Особенно - мои эмоции, когда я впервые зашёл в метро. Это первое, что я увидел в Москве, когда прилетел из Амстердама.

Из Внукова приехал на поезде на Киевский вокзал и спустился вниз. Я думал - в метро, но это оказался дворец. “Киевская” поразила меня своей красотой.

Это моё первое фото в Московском метро, который я сделал в первый день в России. Фото: Голландец в России
Это моё первое фото в Московском метро, который я сделал в первый день в России. Фото: Голландец в России

У нас в Голландии метро есть, но оно совсем другое. Оно очень практичное и минималистичное:

Раньше я представлял метро примерно так - как в Амстердаме. Фото: Голландец в России
Раньше я представлял метро примерно так - как в Амстердаме. Фото: Голландец в России

Поэтому не ожидал узнать, что метро может быть как музей. С тех пор я много ездил в московском метро, видел разные станции и постепенно привык к этой красоте.

Но я понял: я знаю только видимую сторону. А что скрыто за этими дворцами, какие истории, инженерные чудеса и маленькие секреты остаются невидимыми?

И именно это заставило меня пойти на экскурсию с историком МГУ, от которой я узнал:

  • какое событие заставило срочно начать строительство метро в Москве;
  • почему именно “Комсомольскую” сделали как дворец;
  • где находятся гермозатворы, и почему на станциях стоят странные металлические ящики;
  • как легко по внешнему виду станции определить - она глубокая или нет.

Мы прошли несколько моих любимых станций, и я поделюсь тем, что не замечал раньше, и что удивило меня больше всего.

Что заставило построить метро

Давайте сядем в машину времени и отправимся в 1930-е годы. В Москве живут уже 3,5 миллиона человек. Миллионник уже. Не пора строить метро?

Да, планы уже есть, но необходимости пока нет. Прекрасно работают трамваи. Зачем метро?

Но всё меняется за несколько зимних дней. Четыре дня подряд идёт снег, и весь город останавливается. Тогда поняли: метро нужно! Так именно снегопад ускорил строительство подземных дворцов.

Почему дворцы

Планы уже есть. А что написано в планах?

Конечно, построить практичное метро - это самое главное, но тоже важно, чтобы оно было красиво и впечатляющее, и показывало мощь и красоту новой страны.

Поэтому решили сделать не просто метро для поездок, а дворцы.

Дворец на станции “Маяковская”. Фото: Голландец в Росси
Дворец на станции “Маяковская”. Фото: Голландец в Росси

Так на станциях появились мрамор, витражи, мозаики, полудрагоценные камни и украшения.

Красочные витражи на станции “Новослободская” показывают важные в то время профессии. Фото: Голландец в России
Красочные витражи на станции “Новослободская” показывают важные в то время профессии. Фото: Голландец в России

Так метро было не просто удобным, а красивым, величественным, символом нового времени.

Интересные детали строительства

Больше всего меня удивило, когда я услышал, что первую станцию метро приехали строить с кирками, лопатами и… одним грузовиком. Я по-другому представлял себе начало большого строительства! :) А почему так?

Как начинали строить метро, можно увидеть на станции “Комсомольская”. Фото: Голландец в России
Как начинали строить метро, можно увидеть на станции “Комсомольская”. Фото: Голландец в России

Во-первых, техники для подземного строительства тогда почти не было. Во-вторых, в Москве сложный грунт: сотни подземных рек и болот. Поэтому начинали строить осторожно - вручную.

Уникальности метро

Московское метро хотели сделать лучшим в мире, и вот что придумали:

  • Автоматические двери в вагонах: они впервые появились именно в Москве. В Лондоне, где появилось первое в мире метро, тогда двери открывались вручную.
  • Глубокие станции - до 40 метров, таких в других странах тогда не строили.
  • Двухуровневая станция - “Комсомольская” (на красной линии): там три вокзала, и надо разделить большой поток людей, которые шли вниз.
Фото: Голландец в России
Фото: Голландец в России
  • Телефоны в метро - когда ходил мимо, всегда думал, для чего такие “ниши”. Оказалось, там были телефоны, и раньше можно было позвонить родным и сказать, что приехал в Москву.
Впрочем сейчас тоже можно звонить там :). Фото: Голландец в России
Впрочем сейчас тоже можно звонить там :). Фото: Голландец в России
  • Гермозатворы - некоторые станции и тоннели могут герметично закрыться при угрозе.
Если необходимо, он поднимается и закрывает все входы в метро. Фото: Голландец в России
Если необходимо, он поднимается и закрывает все входы в метро. Фото: Голландец в России

Из интересного сейчас:

  • Оказывается, сейчас в метро проводят концерты и даже свадьбы. А иногда делают балы.
И я понимаю: интерьер для этого подходящий! Кстати, это моя любимая станция Московского метро. Фото: Голландец в России
И я понимаю: интерьер для этого подходящий! Кстати, это моя любимая станция Московского метро. Фото: Голландец в России
  • На некоторых станциях я часто видел металлические контейнеры. Я думал, так хранят оборудование для уборки метро. Но нет.
Такие контейнеры, оказывается, для безопасности пассажиров: если находят подозрительный объект, его помещают в такой контейнер, пока не приедут специалисты. Фото: Wikimedia, Stolbovsky
Такие контейнеры, оказывается, для безопасности пассажиров: если находят подозрительный объект, его помещают в такой контейнер, пока не приедут специалисты. Фото: Wikimedia, Stolbovsky

Как определить, глубокая станция или нет

Я узнал ещё один трюк: если в станции есть арки - она глубокая.

Глубина станции “Красные ворота” - 32 метра. Фото: Голландец в России
Глубина станции “Красные ворота” - 32 метра. Фото: Голландец в России

А если на станции колонны и столбы, то значит, станция недалеко от поверхности.

Глубина станции “Комсомольская” красной линии - 8 метров. Фото: Голландец в России
Глубина станции “Комсомольская” красной линии - 8 метров. Фото: Голландец в России

Это зависит от типа строительства: арочного (более прочная конструкция) или колонного/пилонного типа.

Откуда я столько узнал

Все эти факты (и ещё много других) я узнал на экскурсии, которую забронировал на сервисе Tripster. Там тысячи экскурсий по всему миру, в любом городе: это отличная возможность хорошо провести выходные или время после работы.

Я был на экскурсии “Москва: метро не сразу строилось”. Посмотреть и забронировать её можно здесь.

Кстати, с промокодом PODAROK будет скидка 10% на первый заказ до 31.12.25 - для новых пользователей.

Фото: Голландец в России
Фото: Голландец в России

Думаю, вам будет так же интересно, как и мне!

А какие факты о метро удивили вас больше всего? И какая ваша любимая станция метро в Москве?