26 ноября 2025 года в Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка «Еврейская свадьба. Друг для друга с начала времен».
Выставку открыли Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея, Анна Рапопорт, советник генерального директора Российского этнографического музея, Светлана Амосова, директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности, Наталья Михалина, куратор Еврейского музея и центра толерантности.
Две тысячи лет назад, после изгнания евреев из Палестины, образовались две основные общности: сефардская, состоящая из выходцев из Испании, Йемена и Марокко, и ашкеназская – выходцы из Франции, Германии, Польши, России и других европейских стран.
Выставка рассказывает о многообразии и единстве еврейских свадебных обычаях ашкеназских, горских, бухарских и грузинских евреев. В пяти залах выставки представлено около 200 экспонатов (XV-XX века): костюмы, ювелирные украшения, документы, фотографии, а также произведения Рембрандта, Марка Шагала, Александра Тышлера, Натальи Гончаровой, Кимико Йошидо и других художников. В каждом зале рассказывается об одном из пяти ключевых этапах еврейского свадебного обряда.
Свадьба - это главное событие в жизни еврея. В глубинной традиции иудаизма брак - это величайшее таинство, акт мистического воссоединения двух половин одной души, которые были разделены в момент рождения. Брак означает создание сильной духовной связи. В Песне Песней провозглашается: «Мой возлюбленный принадлежит мне, а я - ему».
Перед началом церемонии двое идут к хупе - свадебному балдахину, символизирующему будущий дом, в котором будет создана новая жизнь. Потом жених надевает кольцо на палец невесты. Когда это кольцо надевается, жених произносит формулу: «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля». Это формула освящения связывает мужчину и женщину не просто узами брака, она утверждает новую сущность, способную творить и создавать будущее.
Подбором будущей супружеской пары, организатором помолвки занимался шатхан (сват) - лицо особенно уважаемое в общине. Он ведет переговоры с родителями жениха и невесты относительно будущей свадьбы.
Подготовка к свадьбе в еврейской традиции начиналась сразу после помолвки. Этот период мог длиться от нескольких месяцев до нескольких лет: жених и невеста обменивались подарками, навещали друг друга по субботам и праздникам, укрепляя связь между семьями. У евреев разных общин обмен подарками перед свадьбой был одинаково важным ритуалом для подготовки к созданию новой семьи. Он не только демонстрировал щедрость и заботу, но и символически объединял семьи.
У горских евреев жених и невеста после обручения каждую субботу обменивались подарками: фруктами, субботними кушаньями, вышитыми изделиями, украшениями. После официального сватовства сторона жениха приносила в дом невесты богато украшенные подносы с подарками одеждой, обувью, сладостями, ювелирными украшениями и обязательно - обручальным кольцом.
У грузинских евреев обменивались подарками после помолвки. Все дары - сладости, наряды, кошельки с монетами - раскладывали на круглых медных подносах, покрытых шелковыми платками. Семья жениха первой отправляла дары. Семья невесты в ответ тоже отсылала дары, но на один поднос больше.
У бухарских евреев жених по субботам и праздникам приносил невесте подарки.
В ашкеназских семьях традиционно дарили жениху часы и цепочку к ним - символ того, что молодой человек обручен.
В период добрачных переговоров стороны невесты и жениха обменивались дарами. Невеста получала подарки от жениха и его семьи: украшения, деньги, наряды. Это был знак не только демонстрации будущего достатка, но и символ укрепления доверия и подготовки к совместной жизни.
Продолжение читайте на savinich.ru