Найти в Дзене
"Налегке"

«Свадьба в Малиновке», 7 удивительных фактов о главной комедии Гражданской войны

«Пане атамане, кóні стоять п'яні, хлопці запряжені!» ,
Ирония судьбы заключается в том, что «Свадьба в Малиновке» так и не дошла бы до зрителя, если бы не настойчивость «Ленфильма». Изначально Госкино, желая отметить 50-летие Октябрьской революции, предложило экранизировать забывающуюся к тому времени оперетту. Поскольку действие происходило на Украине, между Полтавой и Киевом, логичным казалось

«Пане атамане, кóні стоять п'яні, хлопці запряжені!» ,

Ирония судьбы заключается в том, что «Свадьба в Малиновке» так и не дошла бы до зрителя, если бы не настойчивость «Ленфильма». Изначально Госкино, желая отметить 50-летие Октябрьской революции, предложило экранизировать забывающуюся к тому времени оперетту. Поскольку действие происходило на Украине, между Полтавой и Киевом, логичным казалось поручить производство Киностудии им. Довженко в Киеве .

Однако руководство студии категорически отказалось от проекта, посчитав комедийное произведение неподходящим для торжественного случая . Их смущала сама идея снимать веселый фильм о Гражданской войне по мотивам «несерьезной» оперетты . Картина оказалась на грани забвения.

Спас ситуацию «Ленфильм», куда проект перешел буквально как палочка-выручалочка. Режиссер Андрей Тутышкин сумел разглядеть в материале потенциал и взялся за его воплощение . Так, ленинградская студия подарила миру одну из самых народных советских комедий, которая в итоге стала прекрасным подарком к юбилею революции.

-2

Мало кто знает, что у фильма была долгая сценическая предыстория. Первоисточником послужила оперетта «Свадьба в Малиновке», которую написал украинский драматург Леонид Юхвид в соавторстве с композитором Алексеем Рябовым. Ее премьера состоялась в Харькове в 1937 году и прошла с огромным успехом .

Вскоре пьесу решили поставить в Москве, но руководитель Московского музыкального театра Григорий Ярон счел музыку слишком «местечковой». Для новой постановки он привлек композитора Бориса Александрова — сына автора советского гимна Александра Александрова . Именно в переработанном Александровым виде оперетта много лет шла в театрах по всей стране. Ее ставили даже в осажденном Ленинграде, что говорит о невероятной популярности . После войны популярность пошла на спад, и к середине 1960-х о «Свадьбе в Малиновке» стали забывать, пока о ней не вспомнили кинематографисты .

-3

Подбор актеров оказался для режиссера Андрея Тутышкина настоящей головной болью. Ему постоянно приходилось кого-то уговаривать, успокаивать или срочно искать замену.

-4

· Вынужденная замена Софьи. На роль солдатки Софьи, жены Назара Думы, изначально была утверждена ленинградская актриса Людмила Люлько. Однако перед самым началом съемок она тяжело заболела. На роль экстренно пригласили малоизвестную актрису из киевского ТЮЗа Людмилу Алфимову . Сначала у нее не заладились отношения с партнером, Владимиром Самойловым, который даже просил заменить партнершу. К счастью, актерам удалось найти общий язык, и их дуэт стал одним из стержней фильма .

· Случайная находка Яринки. Еще более удивительна история появления в фильме Валентины Николаенко. Изначально на роль Яринки была утверждена Лариса Голубкина, но та отказалась от съемок, получив предложение поехать в Японию с делегацией кинематографистов . Ассистент режиссера оказался в безвыходном положении, но, по легенде, прямо около здания «Ленфильма» он увидел на скамейке плачущую молодую девушку. Это была Валентина Николаенко, которую только что отчислили из театрального института за съемки в эпизоде другого фильма . Ее привели в павильон, примерили на нее длинную косу и платье — и образ идеально подошел. Правда, утвержденный на роль Андрейки Гелий Сысоев, который пробовался вместе с Голубкиной, был недоволен такой замене и даже хотел отказаться от роли. Режиссеру пришлось приложить усилия, чтобы уговорить и его, и успокоить чувствовавшую эту напряженность Николаенко .

-5

· Пуговкин — без проб. Единственным актером, кого Тутышкин видел в роли без всяких альтернатив, был Михаил Пуговкин на роль Яшки-артиллериста. Режиссер утвердил его заочно, без проб . Однако ассистентка режиссера, у которой был свой кандидат, несколько месяцев уверяла, что не может найти Пуговкина в Москве. В конце концов, Тутышкин сам позвонил актеру и с удивлением узнал, что тот никуда не уезжал и абсолютно свободен. Уже на следующий день Пуговкин оказался на съемочной площадке .

-6

Создатели фильма использовали интересный прием, усилив актерскую химию реальными родственными связями. Роли атамана Грициана Таврического и его отца, кулака Балясного, сыграли настоящие отец и сын — Андрей и Григорий Абрикосовы . Оба были актерами знаменитого Театра имени Вахтангова. Эта семейная пара на экране придала их непростым отношениям особую, подлинную глубину и убедительность.

-7

Одной из самых запоминающихся сцен фильма стал комический танец Яшки-артиллериста (Михаил Пуговкин) и Горпины (Зоя Фёдорова) под песню «Батька наш, Бандитка». Этот номер, который Яшка презрительно называет «форменное безобразие», а потом с упоением исполняет, длится на экране всего около минуты. Однако за этой минутой стояла полуторамесячная работа с балетмейстером Галиной Шаховской .

Пуговкину, перенесшему на войне тяжелое ранение в ногу, было непросто даваться этот танец. Хореограф постоянно делала ему замечания: «Михась, вы ножку плохо вытягиваете!» . На репетициях, когда Зоя Фёдорова была занята, партнершей актера становилась… обычная швабра . Упорство и профессионализм Пуговкина принесли блестящий результат — танец получился искрометным и навсегда врезался в память зрителей.

Любопытный исторический казус: танец «втустепь» — это искаженное английское «two steps» («два шага»). Этот танец появился в Америке только в 1920-х годах . По сюжету же фильм происходит в 1919 году, а Яшка только что вернулся из австрийского плена, поэтому он никак не мог знать о существовании этого танца . Создатели пожертвовали исторической точностью ради великолепного комедийного номера.

-8

«Свадьба в Малиновке» оказалась магическим фильмом, который породил не только экранные, но и реальные супружеские союзы. Во время съемок в украинских селах произошло две настоящие свадьбы.

Первый союз был романтическим и стремительным: один из местных жителей влюбился в девушку-шофера, которая возила режиссера Тутышкина. Чувство оказалось настолько сильным, что ради возлюбленной парень бросил малую родину и уехал за ней в Ленинград .

Вторая история была более долгой и похожей на сказку. Людмила Алфимова, игравшая солдатку Софью, покорила сердце председателя местного колхоза Ивана Кальницкого. Он влюбился в актрису с первого взгляда, но не смел и мечтать о взаимности. Спустя семь лет после съемок судьба неожиданно вновь свела их вместе на съемках другого фильма. Ради Алфимовой Кальницкий выкупил настоящую усадьбу графа Потоцкого, и актриса стала хозяйкой поместья, выйдя замуж за своего давнего поклонника .

Съемки проходили в настоящих селах Полтавской области — Пески, Хорошки, Мацковцы, а некоторые сцены снимали и в реальной Малиновке (по одним данным, в Харьковской области, по другим — в Полтавской) . Практически все местные жители были задействованы в массовке, создавая на экране неповторимый колорит живого украинского села . За съемочный день им платили от 50 копеек до 3 рублей — солидные по тем временам деньги. Больше всего получали те, кто приходил на площадку с собственным гусем или уткой и умел лихо танцевать, чтобы попасть в кадр во время хореографических номеров ансамбля «Жок» .

Эта дружба со съемочной группой едва не обернулась проблемой. Актеры, скрываясь от жары в погребах сельских хат, не отказывались от угощений, а по вечерам с удовольствием ходили в гости к местным жителям, где столы ломились от яств и самогона . Дисциплина начала страдать. Чтобы навести порядок, Тутышкин был вынужден срочно вызвать на площадку жен именитых артистов. Их приезд быстро вернул творческий процесс в рабочее русло .

«Свадьба в Малиновке» — это гораздо больше, чем просто веселая комедия о Гражданской войне. Это уникальный культурный артефакт, рождение которого сопровождалось чередой случайностей, преодолением трудностей и настоящим человеческим волшебством. Фильм, который никто не хотел снимать, стал народным хитом. Кастинг, полный драм и слез, подарил нам идеальный актерский ансамбль. А полуторамесячные муки над минутным танцевальным номером подарили кинематографу одну из самых узнаваемых и любимых сцен.

Понравилась статья поставь лайк и подпишись на канал

Комедии
4690 интересуются