Что происходит у нарциссов внутри? Почему они обманывают? Почему используют других людей? Об этом честно и, вместе с тем, с пониманием рассказывает фильм «Гнездо» (2019) с Джудом Лоу.
Сюжет
Британец Рори О'Хара — успешный трейдер, не желающий останавливаться на достигнутом. С его точки зрения, карьера в США зашла в тупик, поэтому он решает вернуться в Лондон, к прежнему работодателю. Свою семью — жену Эллисон и двоих детей — он практически ставит перед фактом переезда. Никто из них особо не рад, ведь вроде бы всё и так было хорошо, но Рори уверен, что лучшая жизнь впереди.
Чтобы передать семье хотя бы немного своего энтузиазма, он оплачивает на год загородный особняк, дарит жене лошадь и шубу, покупает машину, оплачивает строительство конюшни, устраивает детей в престижную школу. Местное общество кажется слишком напыщенным, но он готов играть эту роль, чтобы получить желаемый статус. В отличие от Эллисон. Ей не по себе, что муж строит из себя богатого аристократа. Дети тоже испытывают трудности с адаптацией. Дочь начала курить, а сын столкнулся с травлей со стороны старшеклассников.
Внимание Рори приковано к сделке, которая в ближайшем будущем может сделать его очень богатым. Пока Эллисон переживает, что от прежнего богатства на их банковском счете осталось 600 фунтов, он уверен, что босс вот-вот продаст компанию перспективному клиенту.
Но сделка сначала затягивается, вынуждая Эллисон отдавать мужу свои накопления и самостоятельно решать возникающие проблемы, а потом и вовсе срывается. Рори негодует: как может босс совершать такую ошибку и не доверять его экспертизе? Но тот считает, что Рори слишком гонится за «крупным выигрышем», в то время как настоящий капитал строят на мелочах.
Соображая на ходу, Рори говорит, что у него есть другая перспективная сделка и выдаёт проект коллеги за свой. Дома в это время умирает конь Эллисон. Она пытается дозвониться до мужа, но не может. С опозданием она забирает сына из школы. Дочь же, не дождавшись матери, приезжает домой сама. Утром Эллисон узнаёт, что Рори не ночевал дома.
Герой наш, тем временем, решает навестить свою маму. Встречает она его, мягко говоря, прохладно. Выясняется, что он не общался ни с ней, ни с братом последние 10 лет. Он говорит, что хотел бы пригласить её в свою жизнь, хвастается приукрашенными достижениями и показывает фото семьи без старшей дочки. Мать говорит, что приглашение в его жизнь ей не нужно.
Он возвращается домой. Когда Эллисон сообщает, что конь умер, Рори злится, что ему продали «бракованное» животное. Эллисон возмущена, ведь речь идёт о живом существе. Слово за слово, пара ругается. Эллисон говорит, что её волнует нехватка денег, она устала и вообще всё идёт не так. Он — что она могла бы его поддержать, сделки иногда срываются, и он старается ради семьи. Жена не согласна: он заботится только о себе и своих амбициях. На что Рори напоминает, что в Штатах, когда он был богат, Эллисон нравилось тратить его деньги. До встречи с ним она ютилась с дочкой в скромной квартирке. Заканчивается всё криками и взаимными оскорблениями, которые притихшие дети слушают в своих комнатах.
Далее нам показывают встречу в ресторане с новыми потенциальными клиентами, которых нашёл коллега Рори. Он снова пытается делать вид, что может позволить себе дорогую недвижимость, хвастается тем, что Эллисон — коренная американка, всеми возможными способами производит впечатление. Жена же не хочет больше ему подыгрывать и честно признаётся, что зарабатывает нынче уборкой свинарников, а про театр читала только в газетах, как и Рори. Под предлогом необходимости посетить дамскую комнату она уходит со встречи. На выходе дарит шубу, которую презентовал ей Рори, гардеробщице. И идёт в бар, чтобы расслабиться.
В конце вечера Рори взволнован уходом Эллисон, но пытается делать вид, что всё отлично. Он предлагает коллеге отметить намечающуюся сделку в баре, так как добраться домой до утра у него всё равно вряд ли получится. Коллега несколько раз говорит, что не пойдёт, и неохотно признаётся, что клиенты не хотят работать с Рори. Тот злится и говорит приятелю, что без него этой сделки не было бы, поэтому он всё равно должен быть в доле.
Рори ловит таксиста, с которым у него разворачивается интересный диалог. Он признаётся водителю, что сам не знает, зачем изображает из себя богатого. Таксист говорит, что главное — суметь позаботиться о своих детях. На что Рори отвечает, что он не хочет просто приносить деньги в семью, ему нужно нечто большее. Но, что именно, сказать не может. Затем водитель останавливается и выгоняет его из машины, так как боится, что этот горе-бизнесмен обманет его с оплатой. Герой вынужден идти домой пешком.
Эллисон также приезжает домой под утро. Там она видит последствия вечеринки, которую устроила её дочь с новыми друзьями. Младшего сына она находит напуганным, ведь он всю ночь прятался от происходящего.
Сын показывает матери, что могилу её коня, похоже, раскопали. Эллисон догадывается, что муж всё же пытался доказать факт «бракованности», и плачет. Позже приходит отец семейства. Он снова делает вид, что всё под контролем: он всё обдумал и готов предложить новый план, где завтра будет лучше, чем вчера. Но жена просит его прекратить. И только приёмная дочь ставит ему тарелку, чтобы он позавтракал.
Внутри и снаружи
При поверхностном взгляде, в Рори мы видим мужчину, который готов принести в угоду своему тщеславию всё, что угодно. Он врёт, перекручивает факты, пускает пыль в глаза, разными способами подчёркивает своё превосходство над другими, использует их в своих интересах. Жену он выбрал за то, что она американка и эта характеристика прекрасно вписывается в его представления об успешном успехе. Лондон он еле терпит, но говорит, что здесь чувствует себя на своём месте. Все свои накопления он спускает на неоправданно дорогую жизнь, которая на самом деле никому не нужна, но он считает, что много терпел и заслужил «пожить для себя».
Кажется, что это просто отвратительный мужик, который предлагает всем окружающим играть отведенные им роли в спектакле его собственного величия. Когда люди отказываются это делать, он просто ищет новую «жертву», чтобы наврать ей и попытаться получить желаемое там.
Причины такого поведения раскрываются нам в сцене с мамой.
Рори не общается с братом, но интересуется его жизнью. Этот эпизод интересен тем, что для детей в семье характерна конкуренция за любовь родителей. По этой причине где-то братья ссорятся, а где-то учатся сотрудничать. Позже эти навыки помогают человеку в дружбе и карьере. По поведению Рори с коллегой мы можем предположить, как строились его отношения с братом. Мать сообщает, что жизнь у брата не сложилась. Рори видит в этом шанс — наконец-то у него есть возможность представить идеальную картинку и получить от матери признание. То, ради чего он на самом деле переехал в Лондон.
Увы, но мать не спешит за него порадоваться. Ей совсем не интересно, как и что происходит в жизни сына, её волнует только то, что в течение всех этих лет ей не было оказано достаточно почтения. При этом мы видим, что угодить этой женщине достаточно проблематично: жену второго сына она отвергает, приездом Рори недовольна, потому что без звонка, на каждую фразу у неё возражение и т.д. Рори же демонстрирует лояльность на границе с раболепием: «без звонка, но если бы тебя не было дома, я бы дождался». На поверхности это выглядит как вероломное вторжение в жизнь брошенной им же пожилой женщины, но по дальнейшему разговору мы можем предположить, что он боялся, что она не захочет его видеть. Да и жизнь свою не готов был ей представить до текущего момента, потому что в ней обязательно что-нибудь было бы «не так». А сейчас чувствует, что лучше уже не будет.
Скорее всего, подобный стиль общения мать практиковала в течение всей жизни Рори. Всегда всё недостаточно хорошо, не к месту, без должного уважения к ней и т.д. Непонятно, что нужно сделать, чтобы получить от неё хоть немного тепла и интереса. Не удивительно, что между братьями возникает конкуренция, которая в итоге приводит к полному разрыву отношений. И так же не удивительно, что Рори совсем ничего не знает ни про себя, ни про свои настоящие желания.
Что не так с Рори
То, что с ним происходит, на самом деле довольно типично. Чтобы «иметь право жить», ему надо быть идеальным. Поэтому он пытается брать на себя задачи, которые ему не по силам, эксплуатируя собственные реальные достижения и таланты. Закономерно сталкиваясь с неудачей, он делает вид, что всё хорошо, он разберется, он всё решит сам. Вместо того, чтобы честно говорить о своих чувствах и просить о помощи, он врёт и изворачивается, потому что ему нельзя быть хуже другого. Вместе с тем, его реальные возможности ограничены, поэтому он не может без других людей. Но вместо благодарности он обесценивает их вклад или перекручивает реальность (это я тебе нужен, а не ты мне).
Он переезжает с места на место, но нигде не может почувствовать себя, как дома. Это связано и с тем, что он использует детскую стратегию выживания, описанную выше, и с тем, что на самом деле для комфорта ему нужно то, что он никогда не сможет получить — идеализированное представление о материнской любви.
Он не может признать, что любви матери нет, не было и никогда не будет. Ему кажется, что она есть, просто пока он её не заслужил. А вот когда заслужит, наконец-то почувствует себя хорошо. Неизвестное, но такое желанное состояние (я — любимый сын) наполняется всевозможными фантазиями, как это могло бы быть. В реальности найти воплощение этого невозможно, никто и ничто не даст ему подобного, но ему кажется, что он пока просто недостаточно постарался. То, что выглядит как амбиции и неумение остановиться на достигнутом, на самом деле надежда, что есть ещё что-то, что он может сделать, чтобы получить желаемое.
Во взрослом возрасте аналогом родительской любви становятся деньги. По большому счёту, в младенчестве любовь родителей нам нужна в первую очередь для того, чтобы иметь возможность выжить. Мама покормит, даст то, что я хочу, защитит. Не бросит меня, потому что я для неё ценность. Потом мы вырастаем и через материальный обмен обучаемся давать себе всё сами. Но убеждение, что без родительской любви не выжить, некоторые не пересматривают.
Особенно трудно его пересмотреть детям, которым достались эгоцентричные матери. Она интересуется только собой, он всю жизнь интересуется только ей, перевести внимание с неё на себя страшно, потому что за этим сразу же следует отвержение. Поддержки никакой, из информации о себе только то, что было выгодно и полезно матери. Непонятно, на что, кроме неё, опираться. Так годы идут, задачи становятся всё более сложными, а человек продолжает обслуживать детскую стратегию выживания, потому что бессознательный страх смерти без значимого объекта не даёт ему критически посмотреть на происходящее.
Что внутри, то и снаружи
Интересен и персонаж Эллисон. Кажется, что Рори использует её, но давайте посмотрим повнимательнее. Эллисон ничего не вкладывает в их отношения, кроме того, что она «роскошная американка», согласная быть на его содержании, а также рождения сына. Заботится она в основном о себе, немного о детях.
Она считает адекватным на последние деньги заказать дорогой ужин в ресторане, потому что «нечего мне врать», а потом недовольна, что муж просит её дать немного денег из своих накоплений. Она отдаёт случайной женщине дорогую шубу, потому что муж ведет себя не так, как ей хочется. Она устраивает бессмысленную истерику на деловой встрече: даже если поведение Рори ей неприятно, разоблачение его перед деловыми партнёрами никак не решает их финансовую проблему. Она бросает мужа, у которого нет денег добраться до дома, уезжая на подаренной им же машине, что тоже не соответствует «тяжести» его проступков перед ней (составил план и обещал рост уровня жизни, но просчитался; при смерти коня переживал о том, что для него важно, а не о том, что для неё; посмел ей напомнить, что она тоже пользуется благами, которые он обеспечивает).
Любит ли она Рори? Скорее позволяет рядом с собой находиться. Конечно, он не прав в том, что единолично принял решение о переезде в другую страну, наобещал золотые горы и не рассчитал силы. Но всё же он не привёз её насильно, она легко согласилась, услышав, что он всё оплатит. И он реально вложил в комфорт близких всё, что у него было (пусть и понимая его по-своему), на протяжении всего фильма старался исправить ситуацию.
Эллисон же пыталась скинуть на Рори всю ответственность за то, что ей не нравится их новая жизнь. Ведь обещал он совсем другое, а значит, обязан дать, несмотря ни на что. У неё есть вполне понятные и обоснованные поводы для страданий (смерть коня, одиночество, страх из-за финансовой неопределенности), но есть и то, что условно можно назвать страданиями от инфантильности.
Ей не хочется вникать в реальные причины трудностей, она не пытается организовать себе удобство и досуг в удовольствие, использует только то, что может предложить ей Рори. Она живёт за его счёт, но отказывает ему в моральном праве строить жизнь так, как хочет он. Она считает огромным одолжением ему свой собственный выбор прибирать свинарник, чтобы восполнить личные накопления (вместо того, чтобы продать ту же шубу, найти в Лондоне подходящую ей работу, поднять вопрос о возвращении в Штаты без Рори и множества других альтернатив). Такой её психологический портрет прекрасно дополняет его личностные особенности: она топит его, вместо того, чтобы поддерживать, требует невозможного, обесценивает все вложения и не прощает ошибок, и он с собой обращается точно так же.
Инфантильность матери также плохо сказывается на детях. Видя её состояние, своими проблемами нагружать её они не хотят и по сути остаются брошенными. Мы видим, что младший сын неоднократно старается её порадовать и поддержать, а дочь пытается со всем справляться самостоятельно. На саморазрушительное поведение детей Эллисон не обращает внимания, потому что слишком увлечена собственными переживаниями. В некоторых сценах она и вовсе демонстрирует, что это они должны о ней заботиться, хоть на словах и говорит, чтоб не беспокоились. Даже если мы «покупаем» идею, что только отец во всём виноват, всё же не дети, а мать должны заметить в его поведении неладное и принять меры для обеспечения безопасности.
Нарциссизм не лечится
Сложно сказать, является ли Рори нарциссом от рождения или его поведение — вынужденная адаптация потенциально здорового человека под стиль воспитания матери. Даже если второе, мы видим характер, который сформировался вокруг травмы отвержения.
Личность мальчика игнорировалась, поэтому на месте, где должна быть собственная фигура (свои желания, интересы, цели, потребности) у него пустота. Точнее, всё это есть, но отвергается как неважное или даже вредное. Этот пробел не даёт ему сформировать собственную систему оценки себя, поэтому он вынужден прибегать к внешней. В детстве эту роль для него выполняла мать, а во взрослом возрасте он нашёл то окружение, которое наилучшим образом позволяет воспроизводить похожие паттерны.
Погоня за чужим одобрением становится главной жизненной целью, ради которой как будто бы не жалко рискнуть ничем. Ведь только это даёт ощущение того, что ты существуешь. Воспринимать других людей как живых субъектов Рори не может, ведь он даже к себе так не относится и не понимает, о чём идёт речь.
Последствия такого внутреннего устройства становятся особенно заметны с возрастом. Вместо того, чтобы реализовывать собственные желания, человек обслуживает чужие цели (обычно это принятое в детстве решение, что двигаться нужно сюда, стать таким и т.д). Терпит, подавляет себя, прибегает ко всевозможным психологическим защитам. Ему приходится врать, скрывать многое от себя и других, принимать условия игры, которые ему не нравятся. Чем больше приходится идти на компромиссы с собой, тем сильнее внутренний хаос и напряжение.
Чтобы справиться с этим, уже недостаточно просто принять, что ты оказался нежеланным ребёнком. Нужно также признать, что пол жизни потрачено чёрт знает на что. Что ты плохо обращался с другими, что другие плохо обращались с тобой. Что, скорее всего, ты вообще не на своём месте в жизни и, возможно, время, чтобы занять своё, уже безвозвратно упущено. Нужно найти в себе силы прожить все болезненные чувства, которые остались вытесненными во всех этих неприятных ситуациях. А ещё где-то нужно раздобыть информацию, которая объяснит, что происходило с тобой на самом деле. И что это нормально.
Также трудность людей с нарциссической травмой в том, что общество не сильно то спешит принимать их без маски. «Ты сам не знаешь, чего хочешь, служить на благо другим людям тебе не нравится, ты никого не любишь и вообще в душе ты маленький озлобленный мальчик». Ложь и разыгрывание красивого образа осуждается, а от реального наполнения личности все воротят нос. Так и получается, что найти своё место в мире становится практически невозможно. Человек и так рос с ощущением, что что-то с ним, наверно, не так, и тут он получает подтверждение, что его реальная личность со всеми её переживаниями, действительно отвратительна другим.
Но при правильной реакции в этой засаде может скрываться и спасение. Встречаясь с отвержением общества, человек по сути попадает в ту же травму, с которой столкнулся в детстве. Ведь он не хочет служить другим, потому что всю жизнь это делает. Ему хочется наконец-то подумать о себе, поставить себя в центр своей жизни. Со стороны кажется, что он и так только этим и занят. Но в центре его жизни не его интересы, а фантом из самых жестких и требовательных качеств его матери и принятых в связи в этим решений. Поэтому не бросать себя, даже если все отвернулись, а позволить себе пойти в эту боль, какое-то время пожить только для себя, ничего не заслуживая и не перед кем не оправдываясь, действительно может быть полезно.