Драма с криминальным элементом “До и после” режиссера Барбе Шрёдера (Barbet Schroeder) поднимает тему перемен в жизни – но таких, которые невозможно предугадать; они буквально разделяют жизнь человека – и его семьи в том числе – на “до” и “после”. Собственно, это и вынесено в название.
Сценарий написан по одноименному роману 1992 года Розеллен Браун (Rosellen Brown), которая была преподавателем английского языка и писательского мастерства, а также она писала романы и стихи.
Съемки фильма проходили с февраля по май 1995 года в штате Массачусетс, а премьера состоялась в феврале 1996 года. Главные роли исполнили Мэрил Стрип, Лиам Нисон и Эдвард Ферлонг.
Для Ферлонга это был один из многих проектов, которые пришлись на 1990-е в его актерской карьере. Он блестяще дебютировал в 1991 году в сай-фай боевике “Терминатор 2: Судный день” в роли Джона Коннора. И с самого дебюта все десятилетие для него было расписано – он снимался и в независимых, и в студийных фильмах. Середина десятилетия ознаменована, например, работой в одноименной экранизации романа “Листья травы” Трумэна Капоте, а конец 90-х – драмой “Американская история Х”.
Сюжет “До и после”
Детский врач Кэролин (в исполнении Мэрил Стрип), ее муж-скульптор Бэн (в исполнении Лиама Нисона) живут со своими детьми Жудит и Джейкобом (в исполнении Эдварда Ферлонга) в маленьком городке в штате Массачусетс.
Семья дружная и обеспеченная, у них большой красивый дом. Никогда их фамилия не была связана с каким-либо скандалом. Но такой момент наступил.
В городе обнаружено тело девушки Марты Тавернер, а человеком, которого видели в компании с ней последний раз, был как раз Джейкоб, сын уважаемых Кэролин и Бэна. Парень стал первым подозреваемым в убийстве.
Джейкоб исчез после смерти Марты, а отношение к семье моментально изменилось. Из уважаемых они превратились в презираемых. Несмотря на все, они верят в невиновность своего сына и хотели бы ее доказать.
Мысли и впечатления после просмотра
Этот фильм стал финансовым провалом, критики его не оценили, назвав слабым, без напряжения; одна из претензий касалась сцен, не попавших в финальный монтаж. Например, сцены с показаниями родителей Джейкоба. По мнению критиков, они могли бы добавить истории динамики, но почему-то их оставили за скобками. Также не всем понравилась игра Эдварда Ферлонга – ее назвали фирменной унылой монотонной подачей материала.
На Rotten Tomatoes фильм в итоге получил очень бедный рейтинг – 35%.
Возможно, он просто потерялся в февральских премьерах. Тогда все внимание аудитории на себя перетянула комедия “Счастливчик Гилмор” (Happy Gilmore) – ее премьера состоялась за неделю до драмы “До и после”. Комедия прошла испытание временем, она окончательно закрепила за Адамом Сэндлером статус крутого комического актера (если кто-то еще сомневался после не менее популярной комедии “Билли Мэдисон” 1995 года).
Да и в историях с криминальным элементом в феврале 1996 года недостатка не было – “Мэрия” с Алем Пачино, “Присяжная” с Дэми Мур, или что-то криминально-комедийное – ‘’Разборка в Бронксе” с Джеки Чаном; или без криминала, но приключенческое – “Сломанная стрела” с Джоном Траволтой и Кристианом Слэйтером.
На их фоне тихая семейная драма Барбе Шрёдера казалась слишком скромной (и скучной) – в ней такой сюжет, что он не предполагает разнообразия действия, здесь важнее диалоги, философские рассуждения о том, что правда еще никому не приносила счастья. Никого это не заинтересовало (даже с учетом того, что история разыграна Стрип, Нисоном и Ферлонгом, как бы пронзительно последний ни исполнял свою роль).
Обязательно стоит отметить, что в фильме есть маленькая, но яркая роль Альфреда Молины, который исполнил роль адвоката Паноса Демериса, который утверждает, что истина не является главной целью системы правосудия, поскольку защита и обвинение вступают в борьбу за влияние на присяжных, за то, чтобы сформировать в их головах то мнение, которое выгодно.
В этом фильме, помимо тем внезапных перемен и того, что жизнь детей оказывается большой загадкой для родителей (сцена в тюрьме, когда Джейкоба поймали, и родители пришли на свидание), поднимается и тема спасения.
Спасение – что за этим понятием кроется: правда, как она есть, или полуправда, чтобы выставить на общее обозрение только незапятнанную сторону своей личности, а та, что с пятном, будет вечно ныть и напоминать о прошлом. Будет ли спасением сокрытие правды или все же стоит ответить за свой поступок, чтобы потом смотреть на свое отражение в зеркале без отвращения?
Ответ тут вложен в образ подростка Джейкоба; сюжет показывает, что даже несовершеннолетние не должны рассчитывать, что все за них должны решать взрослые. Отчасти эту драму можно назвать и coming-of-age, учитывая, какой путь проделывает Джейкоб. Конечно, он находился между родителей, между их полярными точками зрения, но выбор он сделал свой, потому что все же внутри он решение принял сам.
Отчасти мне понятны сомнения критиков – когда фильмы выходят один за другим, очередная премьера в общем потоке может с легкостью затеряться. Например, именно из этого фильма не удастся выявить никакого послания; семья Кэролин и Бэна может показаться плохо прописанной, их действия могут выглядеть неубедительно, а адвокат – мало профессиональным, раз готов принять нелепую версию своего подзащитного за рабочую.
А вот спустя тридцать лет фильм может открыться иначе. Среди пафосных высказываний уже нового отрезка времени, каких-нибудь сногсшибательных премьер здесь и сейчас, он может оказаться самым подходящим – именно тихим и непримечательным, но таким, какой поможет отдохнуть во время просмотра.