Найти в Дзене

Не поместилось в книгу. Навигация

ЧТО НЕ ВОШЛО В КНИГУ (Продолжение) Пилотирование и навигация В главе 3 Джейк вспоминает как его штурман и друг спас его в ночном тренировочном полете, во время которого он пилотировал по экрану полетной информации. В комментариях мы написали: Изображение этого дисплея можно увидеть в фильме "Полёт "Интрудера"", Вот то самое изображение дисплея из фильма: Кадр из фильма «Полёт «Интрудера»» Александр Вишняков – штурман АДД, заметил по этому поводу: - Интересная штука. Напоминает ПНП (прицельно-навигационный прибор) пилота. Интересно было бы посмотреть в работе. У нас я таких аналогов не знаю. Скорей всего, широкий импульс справа показывает истинную высоту полета, то есть в данном случае 0,85 каких-то единиц при ограничении 1,0, если только это действительно индекс безопасной высоты (может быть и скоростью полета). Одновременно на трубку индицируется авиагоризонт. А индекс сверху, скорей всего, боковое уклонение. Неплохо сделано. У нас в те годы системы были намного примитивней. И тем бо

ЧТО НЕ ВОШЛО В КНИГУ (Продолжение)

Пилотирование и навигация

В главе 3 Джейк вспоминает как его штурман и друг спас его в ночном тренировочном полете, во время которого он пилотировал по экрану полетной информации. В комментариях мы написали:

Изображение этого дисплея можно увидеть в фильме "Полёт "Интрудера"",

Вот то самое изображение дисплея из фильма:

Кадр из фильма «Полёт «Интрудера»»

Александр Вишняков – штурман АДД, заметил по этому поводу:

- Интересная штука. Напоминает ПНП (прицельно-навигационный прибор) пилота. Интересно было бы посмотреть в работе. У нас я таких аналогов не знаю. Скорей всего, широкий импульс справа показывает истинную высоту полета, то есть в данном случае 0,85 каких-то единиц при ограничении 1,0, если только это действительно индекс безопасной высоты (может быть и скоростью полета). Одновременно на трубку индицируется авиагоризонт. А индекс сверху, скорей всего, боковое уклонение. Неплохо сделано.

У нас в те годы системы были намного примитивней. И тем более на локаторы не выводилась информация с комплекса. Здесь же достаточно удобная информация для пилотирования по одному прибору.

Что-то подобное стояло на В-52, когда они на предельно малых летали. У нас не было подобного прибора. Выдерживание высоты производилось по радиовысотомеру. В первых экземплярах это тоже была электронно-лучевая трубка. Только в виде круга с небольшим всплеском, по которому по круговой шкале определяли истинную высоту. Единственно, что могу сказать, что обычно такая метка у нас называется просто индексом, в частности, "индекс безопасной высоты".

Относительно пилотирования Су-24 на малых высотах Олег Гатауллин рассказал:

«- Прибора, подобного ЭПИ, у летчика нет. При маловысотном полете пилотирование производится по маркам на отражателе ППВ (прицельно-пилотажный визир). Неподвижная марка в виде креста находится по центру отражателя и символизирует самолет. Подвижная марка (ПМ) в виде кольца с "усами" сверху и с боков направленными к центру и центральной точкой показывает отклонение самолета. Отклонение ПМ влево-вправо - отклонение самолета от ЛЗП, вращение вокруг оси - крен, отклонение вверх-вниз при включенном режиме маловысотного полета - отклонение самолета от заданной высоты. В режиме МВП отклонение вверх-вниз дублируется отклонением горизонтальной директорной стрелки на НПП летчика и штурмана. Фактически при МВП летчик пилотирует, глядя вперед через отражатель ППВ и совмещает ПМ и НМ ППВ. Отклонение ПМ вниз - набор, вверх - снижение. Изображение рельефа никуда не выводится. Система работает только в вертикальной плоскости, т. е., столб будет облетать так же, как и забор.

Это, действительно, достаточно сложный этап полета, и штурман контролирует действия пилота. По команде "Набор" - сначала выполняется команда, а потом идут вопросы.

Кроме того, на Су-24 есть режим "Увод". При снижении самолета на высоту менее заданной (ошибке в высоте более допустимой) в САУ подается команда на принудительный перевод самолета в набор высоты - ручка резко идет на себя».

Надо заметить, что Ту-95, на котором летал Александр Вишняков создавался в первой половине 50-х и для несколько других целей. А вот Су-24 - боевой конь Олега Гатауллина, детище уже другой эпохи.

Вот что писали сами создатели «Интрудера» (цитата из статьи «Интрудер» (Intruder) адрес которой, за давностью лет, утерян, за что посыпаю голову пеплом):

«Мы задумали систему Интегрированного Боевого и Навигационного Компьютерного Оборудование - DIANE (Диана)(Digital Integrated Attack Navigation Equipment), по совпадению дочь Боба Нэфиса тоже звали Диана. Базовыми элементами системы были два локатора (обзорный и сопровождения цели) работающих в KU диапазоне, бортовая инерциальная навигационная система ранней модели фирмы «Литтон», приемники воздушных данных и допплеровский навигационный радар. Система интегрировалась с цифровым компьютером, одной из первых бортовых моделей всё той же фирмы «Литтон», имевшего барабанную память. Система отображения информации обеспечивала выведение для пилота комплексных полётных данных на экране - катодно-лучевой трубке. Экран полётной информации пилота был одним из ключевых изобретений А-6.»

Наш российский сайт www.airwar.ru дает более расширенную информацию:

«Прогресс в области электроники и цифровой техники позволил создать компактную систему управления самолетом и оружием. Система получила сокращенное название DIANE (комплексное прицельно-навигационное оборудование). DIANE разрабатывалась несколькими фирмами. Ее сердце - цифровой вычислитель ASQ-61A собран на полупроводниках и имеет два запоминающих устройства. Фирма "Сперри" (Sperry Corporation) изготовила автоматическую систему управления полетом ASW-16, стабилизирующую самолет по трем осям и позволяющую ему совершать полет на малой высоте с огибанием рельефа местности. Инерционная навигационная система "Литтон" (Litton Industries) ASN-31 - основной источник информации о пространственном положении самолета. Радионавигационную часть DIANE разработали фирмы "Коллинз" (Collins Aerospace) и "Дженерал Пресижн" (General Precision). Последняя создала допплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС) APN-153, в несколько раз повышающий точность выхода самолета на цель. Обнаружение и автоматическое сопровождение цепи осуществляется двумя РЛС, антенны которых занимают всю носовую часть самолета. Носовой обтекатель при обслуживании РЛС откидывается вверх. Поисковый радар находит, сопровождает и обеспечивает атаку цели в любых метеоусловиях и выдает дополнительную навигационную информацию в систему DIANE. Специальная РЛС ASN-112 служит для автоматического сопровождения точечных целей и картографирования местности впереди самолета. Большинство систем сведены в один блок, находящийся в отсеке оборудования за кабиной летчика. На закрывающих отсек панелях хорошо заметны горизонтальные щели системы охлаждения. Работа всего оборудования в комплексе дает возможность экипажу производить боевые вылеты в любую погоду, над любой территорией и в любое время суток без необходимости вести обзор из кабины с момента взлета и до посадки на палубу.

Стивен Кунц написал: «Когда моему комэска рассказали, что я написал роман про А-6, тот заметил: «Если он написал, что радар захвата цели работал, то этот роман – выдумки». 😊

Из всего выше сказано-процитированного, можно заключить, что Грумман А-6 «Интрудер» был весьма, если не очень, продвинутым летательным аппаратом для своего времени (а мы говорим о ранних 60-х).

Из истории мы знаем, что появившийся через несколько лет после «Интрудера» Ф-111 был предметом внимания и охоты нашей разведки. Вьетнамцы отправили обломки сбитого Ф-111 в СССР для изучения. Был ли А-6 предметом настойчивого изучения – насчет этого информации нами не найдено. Судя по комментариям наших консультантов, идеология советских навигационных приборов шла своим путем.