Найти в Дзене

Когда детям можно использовать телефон, планшет и другие гаджеты

Современное поколение детей называют теми, кто «родился со смартфоном в руке». Исследование Mediascope показало, что 90 % детей начинают использовать интернет с 4 лет, а у каждого третьего ребёнка этого возраста уже есть смартфон. С одной стороны, удобно, когда ребёнок может развлечь себя сам с помощью телефона: он не балуется в поликлинике и не мешает готовить ужин. С другой стороны, привязанность к гаджетам вызывает тревогу родителей: не вредит ли это психике и не меняет ли мышление? О пользе и вреде смартфонов для школьников говорится в многочисленных исследованиях ВОЗ. Результаты неоднозначны и не дают возможности оценивать смартфон исключительно как проблему. С одной стороны, бесконтрольное многочасовое использование гаджетов вредит здоровью. Исследования показали, что смартфоны негативно влияют на сон, зрение, психическое здоровье. Кроме этого, по данным ВОЗ, 12 % школьников не в состоянии самостоятельно контролировать время, проведённое за играми, а 11 % проявляют признаки пробл
Оглавление
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Современное поколение детей называют теми, кто «родился со смартфоном в руке». Исследование Mediascope показало, что 90 % детей начинают использовать интернет с 4 лет, а у каждого третьего ребёнка этого возраста уже есть смартфон.

-2

С одной стороны, удобно, когда ребёнок может развлечь себя сам с помощью телефона: он не балуется в поликлинике и не мешает готовить ужин. С другой стороны, привязанность к гаджетам вызывает тревогу родителей: не вредит ли это психике и не меняет ли мышление?

Гаджеты: зло или благо?

О пользе и вреде смартфонов для школьников говорится в многочисленных исследованиях ВОЗ. Результаты неоднозначны и не дают возможности оценивать смартфон исключительно как проблему.

С одной стороны, бесконтрольное многочасовое использование гаджетов вредит здоровью. Исследования показали, что смартфоны негативно влияют на сон, зрение, психическое здоровье. Кроме этого, по данным ВОЗ, 12 % школьников не в состоянии самостоятельно контролировать время, проведённое за играми, а 11 % проявляют признаки проблемного поведения в отношении социальных медиа.

С другой стороны, с помощью приложений для телефона можно изучать школьные предметы или углублять полученные знания. Например, выучить английские слова в бесплатных приложениях, таких как Duolingo, ReWord. Ещё один положительный аспект использования гаджетов школьниками — укрепление социальных связей посредством общения в соцсетях и мессенджерах, а вместе с этим и большой уровень поддержки со стороны сверстников.

-3
Мы живём в цифровом мире, и проникновение технологий в нашу жизнь всё нарастает. Невозможно изолировать детей от этого, но можно научить их пользоваться гаджетами без вреда физическому и ментальному здоровью.
Мы живём в цифровом мире, и проникновение технологий в нашу жизнь всё нарастает. Невозможно изолировать детей от этого, но можно научить их пользоваться гаджетами без вреда физическому и ментальному здоровью.

С какого возраста можно давать ребёнку телефон

По мнению Ксении Мосуновой, основателя Института фундаментальной и прикладной психологии, обоснованный момент появления у ребёнка собственного телефона — когда родители перестают сопровождать его в школу или на кружки и он начинает самостоятельно перемещаться. Как правило, у таких детей уже достаточно сформирован навык самоконтроля, ответственности, критического мышления, чтобы понимать риски цифрового мира, стоимость смартфона, важность соблюдения договорённостей.

То есть ребёнку можно давать смартфон, когда он передвигается один без родителей и появляется необходимость контакта с ним и надзора за его перемещениями. Кроме этого, важно, понимает ли ребёнок, что телефон — это не игрушка, и может ли сам себя контролировать и ограничивать в использовании телефона.

Конкретный возраст зависит от особенностей ребёнка. Одни становятся самостоятельными в 7–8 лет, другие — после 12 лет. Однозначно не стоит покупать смартфон дошкольникам, когда они его используют только как игрушку.

Сколько времени можно ребёнку проводить за экраном

Рекомендации ВОЗ от 2024 года говорят об экранном времени следующее:

-5

Однако звучат и другие мнения о том, что для детей до 12 лет нужны более строгие ограничения.

Роспотребнадзор рекомендует пользоваться гаджетами для учёбы с 1–2-го классов. Суммарное время за компьютером и планшетом для ребёнка — 80 минут в день. Свежие исследования сходятся в новых нормах:

  • малышам до 5 лет лучше исключить использование девайсов или же сократить его до 15 минут в день;
  • детям от 5 до 7 лет не стоит использовать гаджеты дольше 30 минут в день;
  • первокласснику (6–8 лет) можно подарить кнопочный телефон;
  • через пару-тройку лет или даже раньше, если ребёнок будет готов, можно рассмотреть вариант с покупкой смартфона.

Как пользоваться гаджетами осознанно

Несколько советов для родителей по осознанному использованию смартфонов:

  1. Постепенное вовлечение. Смартфон — это не няня, которая освобождает время для родителей. Важно знакомить ребёнка с гаджетами постепенно и контролируемо, а весь контент обсуждать.
  2. Единые правила для всей семьи. Создайте «зоны, свободные от гаджетов»: совместные прогулки, обеденный стол, время перед сном и т. д. Но правила должны соблюдать все члены семьи.
  3. Качественный контент. Прививайте вкус, для этого показывайте ребёнку хорошие мультики, фильмы, картины, слушайте подходящую музыку.
  4. Осознанный подход к играм. В играх нет ничего плохого, и доступ к ним перекрывать не нужно, но лучше выбирать качественные игры, которые будут развивать ребёнка.
  5. Гармоничная среда для развития. У ребёнка должны быть и другие интересы, помимо гаджетов. Мотивируйте его заниматься хобби, гулять, помогайте наращивать социальные связи.

Что делать с зависимостью от гаджетов

Для начала нужно определиться, действительно ли ребёнок зависим от телефона.

В этом поможет экспресс-тест:

-6

Если вы выявили у ребёнка зависимость, то изучите нашу статью о том, как справиться с этим состоянием.