Российский авторынок в ближайшие недели переживёт двойное повышение утилизационного сбора: с 1 декабря заработает новый механизм его начисления, а с 1 января 2025 года дополнительно будут проиндексированы ставки. Это приведёт к заметному удорожанию новых автомобилей, особенно с мощными двигателями, которые и так находятся в верхнем ценовом сегменте.
Что меняется с 1 декабря и 1 января
С 1 декабря физическим лицам больше нельзя будет ввозить из‑за рубежа автомобили с двигателями мощнее 160 л.с. по льготной ставке утильсбора. Фактически «серый» параллельный импорт мощных машин для частников резко теряет финансовый смысл.
С 1 января на эти же автомобили начнут распространяться уже проиндексированные (повышенные) ставки утильсбора. То есть сначала отменяют льготу, а затем дополнительно увеличивают сам размер платежа.
Примеры резкого роста утильсбора.
Для наглядности можно посмотреть, как изменится платёж по утильсбору для популярных кроссоверов и внедорожников:
- Toyota RAV4 2.5 (205 л.с.)
Сейчас льготный утильсбор: 3 400 руб. В начале января: 2 364 000 руб.
Рост — почти в 700 раз, фактически больше, чем на стоимость многих подержанных машин B–C‑класса.
- Geely Monjaro 2.0 (238 л.с.)
Новый утильсбор с января: 1 010 400 руб.
- BMW X3 2.0 (252 л.с.)
Новый утильсбор: 1 142 000 руб.
- BMW X5 3.0 (около 250–300 л.с.)
Новый утильсбор: 3 316 800 руб.
Здесь платёж вырастает почти в тысячу раз по сравнению с нынешней льготной ставкой для физлиц.
Причём это только утильсбор — то есть дополнительный налоговый платёж сверх таможенных пошлин, НДС и прочих расходов на ввоз.
Коммерческий импорт: рост не такой взрывной, но тоже заметный.
По коммерческим ставкам утильсбора (для компаний-импортёров и официальных поставщиков) разрыв между текущими значениями и теми, что начнут действовать в январе 2026 года, не будет столь драматичным. Тем не менее удорожание всё равно значительное:
Для всё того же Toyota RAV4 сейчас коммерческий утильсбор составляет 1 875 400 руб.
После индексации в 2026 году сумма вырастет на сотни тысяч рублей.
По оценкам аналитиков, в ряде случаев надбавка составит порядка 600 000 руб. и более. Это касается прежде всего:
- средне‑ и крупноразмерных кроссоверов,
- мощных седанов бизнес-класса,
- внедорожников с объёмными двигателями.
Для массовых моделей с моторами до 150–160 л.с. рост также будет, но он окажется менее болезненным, чем для «топовых» комплектаций.
Как это отразится на конечной цене автомобиля
Утилизационный сбор включается в себестоимость машины, и в итоге покупатель видит его в конечной цене. Учитывая, что утильсбор теперь может измеряться миллионами рублей, это:
- Сделает параллельный импорт мощных иномарок почти бессмысленным — итоговый ценник будет сопоставим с официальными поставками, а иногда и выше.
- Подтолкнёт рост цен на вторичном рынке: уменьшение притока относительно недорогих «серых» автомобилей приведёт к дефициту предложений, особенно в сегменте популярных кроссоверов и премиальных SUV.
- Усилит сегментацию рынка: машины до 160 л.с. и локально произведённые модели останутся относительно более доступными, мощные автомобили «для души» или статусные кроссоверы и внедорожники станут ещё более нишевым товаром.
Например, если сейчас условный кроссовер стоимостью 4–4,5 млн рублей завозится по льготной схеме, то после увеличения утильсбора его цена легко может перешагнуть отметку в 5–6 млн рублей, а для премиальных моделей и вовсе приблизиться к 8–10 млн рублей при сопоставимой комплектации.
Логика властей: защита рынка и стимулирование локализации.
Власти объясняют ужесточение правил заботой о внутреннем рынке и защите потребителей:
Рост утильсбора должен ограничить деятельность «серых» поставщиков, которые не предоставляют гарантию, не обеспечивают сервис и зачастую ввозят автомобили без должной подготовки к российским условиям эксплуатации.
Одновременно он призван простимулировать локализацию производства:
автопроизводителям выгоднее разворачивать сборку и частичное производство на территории России, чтобы пользоваться более лояльными условиями, чем постоянно платить высокий утильсбор при ввозе готовых автомобилей.
Для государстве это также способ компенсировать выпадающие доходы от пошлин и поддержать бюджет, не объявляя прямое повышение налогов для населения.
Возможные послабления: гибридные и газовые установки
При этом обсуждаются и потенциальные исключения из общего жёсткого подхода. В будущем могут освободить от уплаты утильсбора автомобили:
- с силовыми установками, способными работать как на традиционном топливе, так и на газе (метане/пропане);
- возможно, часть машин с альтернативными силовыми установками (гибриды, гибриды с возможностью работы на газе и пр.), если такие решения будут стимулировать развитие газомоторной и «зелёной» инфраструктуры.
Соответствующая инициатива внесена Минэнерго и сейчас обсуждается в профильных ведомствах. Если её утвердят, то:
- производители смогут предлагать линейки автомобилей с заводским газовым оборудованием на более привлекательных условиях;
- часть потребителей, особенно корпоративных (такси, коммерческий транспорт, региональные перевозчики), может переключиться на газомоторные автомобили как на более выгодное по совокупной стоимости владения решение.
В итоге рынок в ближайшие месяцы ждёт заметная перестройка: спрос будет смещаться в сторону менее мощных машин и локально собранных моделей, а мощные иномарки, особенно завезённые в частном порядке, станут существенной роскошью из‑за астрономических платежей по утильсбору.