Найти в Дзене

Полезна ли утилитарная система ценностей?

Личная выгода для современного человека стоит во главе угла при решении любого вопроса. Когда речь заходит о выборе пищи, то утилитарный подход кажется уместным, так как отвечает естественному порядку вещей, ведь если еда полезна, значит, её нужно употребить. Но такой подход к выбору своих действий человека ушёл далеко за пределы сферы удовлетворения первичных потребностей. Человек определяет свою профессию, выбирает друзей, проживает жизнь, руководствуясь утилитарным подходом, который основан только на индивидуальной пользе. Возможно, выбрать профессию, руководствуясь принципом большего дохода и меньшей нагрузки, а также в силу востребованности определённого вида деятельности, правильно с точки зрения сиюминутной выгоды, но насколько это делает человека счастливым? Ведь профессия – это большая часть жизни, и если деятельность не приносит радость, а только увеличение денежных показателей, то будет ли чувствовать себя прирождённый учитель комфортно в роли сталевара? Выбор человека, с
Оглавление
Личная выгода для современного человека стоит во главе угла при решении любого вопроса.

Когда речь заходит о выборе пищи, то утилитарный подход кажется уместным, так как отвечает естественному порядку вещей, ведь если еда полезна, значит, её нужно употребить.

Но такой подход к выбору своих действий человека ушёл далеко за пределы сферы удовлетворения первичных потребностей.

Человек определяет свою профессию, выбирает друзей, проживает жизнь, руководствуясь утилитарным подходом, который основан только на индивидуальной пользе. Возможно, выбрать профессию, руководствуясь принципом большего дохода и меньшей нагрузки, а также в силу востребованности определённого вида деятельности, правильно с точки зрения сиюминутной выгоды, но насколько это делает человека счастливым?

Ведь профессия – это большая часть жизни, и если деятельность не приносит радость, а только увеличение денежных показателей, то будет ли чувствовать себя прирождённый учитель комфортно в роли сталевара?

Выбор человека, с кем ему общаться, с кем ему дружить, с кем ему строить семью, именно на основе принципа полезности, возможно, и выглядит выгодным на первый взгляд, но это только на первый.

«С ней я пойду пить кофе, потому что она моя коллега и мне с ней нужно дружить, чтобы она помогла сдать отчёт»;
«С ним я пойду в спортзал, потому что он друг начальника и поможет мне продвинуться дальше»;
«Это мой сосед – он глупый и мне нравится смеяться над ним»;
«Она красивая и не спорит со мной, поэтому я женюсь на ней»;
«У него обеспеченные родители, значит, я выйду замуж»;
Или и того хуже: «Другого нет, поэтому я буду с этим».

Всё это примеры схем обычных решений человека при выборе своего окружения и второй половины. Несут ли они для человека пользу или изначально делают его несчастным?

И, конечно, самое главное.

Моя цель в жизни – это жить. Я ничего не смогу изменить в жизни, так как я один, а других много. Я хочу быть богатым и ничего не делать, поэтому я пойду учиться на монтажника, чтобы ничего не делать, а богатым я, возможно, просто стану.

В этом нет никакой логики, но и искать её смысла нет, так как это всё для разговоров в пятницу в кафе с друзьями, а сейчас мне надо сдать сессию и отложить на участок кладбищенской земли, чтобы меня похоронили вместе с моими утилитарными решениями, которые на протяжении всей моей жизни делали меня несчастным.

Банальная истина

Истина банальна, оттого она всегда рядом. Её не нужно искать, она лежит на поверхности. Как спрятанный предмет на видном месте – она никогда не будет найдена, так как искать невозможно то, что не потеряно.

Банальность истины в том, что человек должен быть счастливым, а, главное, абсолютно каждый человек совершает все свои действия только потому, что хочет быть счастливым или понимает, что никогда таковым не будет.

Личное благополучие человека – действительно самый главный мотив человека, и он является истинным.

Из этого выходит, что и утилитарный подход человека является истинным, ведь он тоже руководствуется личным счастьем человека. Так где же ошибка? Почему, используя повсеместно утилитарный подход, человек раз за разом оказывается несчастным?

Ответ очень прост. Ошибка в том, что человек приравнивает свой первичный позыв к истине. То есть человек не принимает за счастье некую константу, которая никакого отношения к его субъективному восприятию не имеет, а берёт и наделяет себя ролью константы, тогда как на самом деле таковой не является.

Почему? Потому что человек текуч и с точки зрения своего мировоззрения, мировосприятия, так и с точки зрения своего эмоционального ощущения.

Человек – бесформенное существо

Попытка наделить человека неким характером, натурой и вообще чем-то неизменным наподобие психотипа – это глобальная ошибка всех психологов и психиатров.

Человек – аморфный субъект, который может принять форму абсолютно любого архетипа и любого психологического типа.

Каждому человеку доступно всё то, что доступно любому другому человеку.

Гениальность и талант – это человеческий миф, созданный посредственностями, чтобы оправдывать свою лень.

Никакого божьего дара, никакого вдохновения, никакого прозрения и никакого избранного не существует. Есть человек как вид разумной жизни. И все варианты мыслей, ощущений, эмоций, чувств доступны для любого человека, если они доступны хотя бы одному человеку.

Не примешивайте сюда физиологические особенности, которые могут лишить зрения или слуха. Физические данные у каждого человека свои, это не является определяющим фактором для психологии, о которой идёт речь. Пока человек мыслит, он существует и является человеком, и пока этот дар его не оставил, человек способен принимать любую психологическую форму.

-2

Из сказанного следует, что, прежде чем применять утилитарный подход, человеку необходимо точно понять, что его сделает счастливым и что из себя представляет счастье.

Потому как в отличие от умения различать вкусную еду, природа не дала человеку устойчивую систему ценностей, а, скорее, наоборот – наделила его всеми пороками в виде потребностей, который ведут в сторону от душевного равновесия и тем более от счастья.

Когда же человек точно определит критерии счастья, тогда обнаружится, что во многих ситуациях, даже в самых обыденных, стоит пожертвовать своими поверхностными потребностями и сделать это не потому, что нужно чьё-то одобрение, и не потому, что это обеспечит место в мифическом раю, а потому что это принесёт настоящую и искреннюю радость человеку, который пожертвовал собой и своими интересами, и эта жертва делает его счастливым.

Жертва – это не призыв уничтожать себя ради другого. Жертва – это особый вид самоотречения, направленный на нивелирование собственного посредственного Я, которое руководствуется мнимым мифом о собственном постоянстве и истинности для того, чтобы, с одной стороны, выйти за пределы привычной и примитивной парадигмы и увидеть иные горизонты бытия, а с другой стороны, обеспечить нетривиальный угол зрения, с которого открываются совершенно иные представления о собственной пользе.