Найти в Дзене
soullaway soullaway

Гранж. Деревья умеют кричать. (Часть первая)

Каких-то 30 лет назад слово гранж не вызывало вопросов. Это был самый современный стиль музыки, а подростки с ликами Курта на футболках встречались по всему миру. Конечно же, паренек из Абердина даже близко представить не мог сколь влиятельной окажется группа, в которой он пел. Тем более, вряд ли он подумывал о том, что его изображения будут украшать стены деревенских домов в той же далёкой России. Но это было, и я хорошо помню, как повсюду встречались надписи с термином из буддизма. О Курте сказано, написано или снято такое количество материалов, что можно заниматься только их изучением несколько лет. Каким он был человеком, едва ли мы сможем понять, потому что противоречий во всех этих воспоминаниях хватает. В одном мы можем быть уверенными наверняка. Курт стал в один ряд с Джоном Ленноном и Джимми Хендриксом. Вольно или невольно он смог сочетая в себе противоречия пройти путь от очередного неплохого локально певца, до кумира собирающего тысячные залы. И это всего лишь с тремя альбо

Каких-то 30 лет назад слово гранж не вызывало вопросов. Это был самый современный стиль музыки, а подростки с ликами Курта на футболках встречались по всему миру. Конечно же, паренек из Абердина даже близко представить не мог сколь влиятельной окажется группа, в которой он пел. Тем более, вряд ли он подумывал о том, что его изображения будут украшать стены деревенских домов в той же далёкой России. Но это было, и я хорошо помню, как повсюду встречались надписи с термином из буддизма.

О Курте сказано, написано или снято такое количество материалов, что можно заниматься только их изучением несколько лет. Каким он был человеком, едва ли мы сможем понять, потому что противоречий во всех этих воспоминаниях хватает. В одном мы можем быть уверенными наверняка. Курт стал в один ряд с Джоном Ленноном и Джимми Хендриксом. Вольно или невольно он смог сочетая в себе противоречия пройти путь от очередного неплохого локально певца, до кумира собирающего тысячные залы. И это всего лишь с тремя альбомами. Результат? Бесспорно. С Курта и начнём.

-2

Как я уже сказал выше, о Курте существует столько материалов, что только на их изучение можно потратить нереальное количество времени. Потому сразу проедем этот раздел. Да, коллектив выпустил всего три альбома и по ним чётко прослеживаются перемены в самом Курте.

С таким материалом как на дебюте никакого взлёта группы точно не случилось бы. С таким материалом как на последнем диске вообще непонятно что бы он делал дальше. То есть человек сказал всё что хотел. В три пластинки он вместил весь свой внутренний мир. Больше сказать ему было нечего. Так что дальше мы в лучших традициях светской хроники глянем на женщин в его жизни.

На фото он с Трейси Марандер. Девушка можно сказать содержавшая Курта. Пока он творил в безвестности, она работала. Кормила его, платила за квартиру. Никаких ночёвок под мостами к слову в его жизни никогда не было вопреки всем его же собственным рассказам.

-3

Группу Nirvana ошибочно считают командой из Сиэтла, но строго говоря, это неправильно. Если уж привязывать их к какому-то городу, то тут уместна будет Олимпия. Сиэтл это всё же немного другая история и до неё мы доберемся чуть позже. В данном же случае стоит вспомнить о девушке по имени Тоби Вэйл. Она оказала на Курта существенное влияние.

-4

И тут само собой придётся вспомнить о коллективе Bikini Kill. Тоби там изначально играла на барабанах, потом переключилась на гитару. Вокалистка группы Кэтлин Ханна встречалась в свою очередь с барабанщиком Nirvana. Как-то раз она написала на стене «Kurt smells like Teen Spirit». В данном случае имелась в виду марка дезодоранта, но Курт сделал из этого свой самый известный хит. Всё это происходило в Олимпии, а не в Сиэтле.

Я же тут отмечу, что на дебютном альбоме у девушек продюсером был Иэн Маккей из Minor Threat и Fugazi. Естественно Курт не мог не знать об этом. Более того он очень интересовался всем альтернативным роком и тем, что существовало будто не пересекаясь с популярной культурой. В этом, наверное, и кроются противоречия, разъедавшие его всю жизнь изнутри. С одной стороны он любил The Beatles, но не меньший интерес он испытывал к панкам или такой группе как Butthole Surfers. На фото как вы понимаете Bikini Kill.

-5

Так же из интересных пересечений, пожалуй, стоит отметить девушку по имени Мэри Лу Лорд. Это инди музыкант, а в годы близких отношений с Куртом она выступала на улицах. Да-да, уличный музыкант. Первый же её альбом выпустил лейбл Kill Rock Stars. Тут уже по названию понятно, что ребята позиционировали себя как андеграунд. Они же выпускали различные сборники, где была, в том числе и Nirvana. А где располагался лейбл? Верно, в Олимпии.

По поводу Мэри замечу, что у неё на первом официальном альбоме «Got No Shadow» играли разные персонажи. К примеру, Мани Марк. Он сотрудничал с Beastie Boys, Red Hot Chili Peppers, Linkin Park. Сыграл там и Джеймс Макгуинн. Это вокалист и гитарист культовой группы 60-х под названием The Byrds. Но это всё было уже позже. Мэри-то смогла попасть в студию лишь в 1998 году. С Куртом же она была близка в начале 90-х.

-6

Тут, пожалуй, надо сделать акцент на том, что как ни крути, но рок был и остаётся мужским делом. Курт же считал, что женщин там явно не хватает. Потому его интерес к феминисткам вполне объясним. Так же как объясним интерес к женской сцене соседнего Сиэтла.

Из женского рока, назовём это так, я бы выделил группу The Gits. Конечно же, они так и или иначе пересекались с коллективами, игравшими гранж и тут необходимо напомнить о том, что Курт вышел все-таки из панка. The Gits в свою очередь никакой гранж не играли, хоть и выступали на сборных концертах с Nirvana и Tad.

Теоретически после того как Nirvana стала локомотивом новой музыки у девчонок были хорошие шансы заключить выгодный контракт, но в 1993 году вокалистка Миа Запата была изнасилована и убита. Это преступление потрясло музыкантов Сиэтла. А ещё их потрясло безразличие полиции к этому вопросу. В итоге проходили концерты, где принимали участие Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden. Собранные деньги были направленны как раз на расследование.

Джоан Джетт совместно с Кэтлин Ханна из Bikini Kill написала песню «Go Home». В конце видео снятого на песню Джоан просила сообщить какую-либо информацию, которая может помочь в расследовании. А дальше Джоан Джетт вместе с оставшимися участницами The Gits записала целый альбом под названием Evil Stig. Такой вот шоу бизнес. Убийство же было раскрыто лишь в 00-е годы.

-7

Раз уж я свернул в сторону женского рока, то тут надо упомянуть коллектив 7 Year Bitch. Примечательно, что название группы это аллюзия на культовый фильм с Монро «Зуд седьмого года». На английском языке он будет звучать как Seven Year Itch. Та самая каноничная фотография, где Монро стоит в раздуваемом ветром платье именно оттуда.

Так вот и тут смерть шагала под руку с рок-н-ролом. Ещё на записи дебютного альбома скончалась от передозировки гитаристка Стефани Сарджент. Ей было 24 года, а на дворе стоял 1992 год. На это можно было бы не обратить внимания, но дело в том, что часто Кортни Лав обвиняют в том, что она научила Курта чему-то плохому. Я лично так не думаю. Скорее они объединили усилия.

Возвращаясь к 7 Year Bitch отмечу, что они тоже играли панк, выпустили три альбома и да, через семь лет после основания распались. Существует теория о том, что спустя семь лет совместной жизни развод является угрожающим фактором для семьи. Исследователи приводят даже статистику. Как мы видим, эта теория нашла отражение и в культуре.

-8

На мой взгляд, ни до, ни после 90-х годов такого количества женских групп в мире не существовало. Статистики у меня нет, но складывается ощущение, что произошел выплеск какой-то необузданной энергии не только в рок-н-роле, но и среди женщин с гитарами. Как оказалось, этот выплеск стал кульминацией в роке, однако вернусь к женским коллективам, и тут стоит вспомнить Babes in Toyland.

Их дебютный альбом записывал Джек Эндино. Этот же человек записал Bleach. Но важно скорее то, что он же писал альбомы в 80-х Skin Yard, Green River и Soundgarden. До этого дойду чуть дальше. А здесь отмечу, что Babes in Toyland вы могли видеть в фильме «1991: The Year Punk Broke».

Все его смотрели из-за Nirvana, но там вообще-то есть и Sonic Youth и Mudhoney и Ramones. Из грустных совпадений укажу, что 8 апреля 1994 девчонки играли на благотворительном фестивале вместе 7 Year Bitch. В этот же день был обнаружен мёртвым Курт Кобейн. За три года до этого они были вместе в турне.

-9

Писать что-то о Hole, наверное, нет смысла. По очевидному недоразумению принято считать, что эту группу никто бы не знал, если бы не муж Кортни, но есть нюанс. На сцене Кортни была ещё до знакомства с Куртом, а их дебютный альбом вышел за неделю до Nevermind. Да и продюсером на дебюте выступила Ким Гордон из Sonic Youth. В конце концов, отец у Кортни был дорожным менеджером в Grateful Dead. Рок-н-рол к ней пришёл с пелёнок.

Я вам больше скажу. Hole регулярно выступали на концертах вместе с The Smashing Pumpkins, Black Flag, Therapy?, Mudhoney. А барабанщицу Кортни посоветовал как раз Курт.

Он вообще-то Пэтти Шемел рассматривал для Nirvana, но услышав, как играет Дэйв Грол, выбрал его. В контексте запрещенных веществ, пожалуй, упомяну я и Кристен Пфафф. Она играла на бас гитаре в Hole. В июне 1994 года девушка скончалась от передозировки. То есть следом за Куртом. Это в свою очередь намекает на нравы, царившие в ту пору на альтернативной сцене.

-10

Так же стоит сказать пару слов и о коллективе L7. Ещё одна женская группа имевшая влияние в 90-х годах. Я просто отмечу, что их диском Bricks Are Heavy занимался Бутч Виг. А это человек делавший альбомы The Smashing Pumpkins, Sonic Youth, да и тот самый Nevermind записал он. Курт же захотел с ним работать, услышав, как Бутч отстроил звук у Killdozer. К слову помните же фразу «Кирпичи тяжелы»? Ну, вот явно в Питере этих девчонок тоже слушали.

-11

Рассуждать чем вдохновлялись музыканты можно бесконечно, но вот лейблы, выпускавшие гранж, явно вдохновлялись Sonic Youth. Нельзя сказать, что это был успешный в коммерческом плане коллектив, но своя аудитория у него была. А с выходом пластинки Gooможно было уже вести речь о какой-то прибыли для лейбла.

Больше того скажу. Коллектив активно гастролировал и даже добрался ещё в 1989 году до Советского Союза. Это едва ли не исключительный случай, когда самая актуальная группа выступала у нас в стране. В следующий раз такое случится уже в 1997 году, когда к нам приедут The Prodigy. У них тогда только вышел The Fat of the Land, и это была главная группа года.

Разница заключается в том, что Sonic Youth играли в полупустых залах Вильнюса, Ленинграда, Москвы и Киева. Вот такой тур был по СССР. Да и у себя дома они не стали группой звучавшей повсюду. Они оставались пусть и влиятельным, но андеграундом.

К коммерческому успеху ребята не стремились, как не стремился и Курт Кобейн. Нет, речь не идёт о жизни впроголодь. Заниматься музыкой, чтобы хватало на еду, квартиру и одежду. Ну, то есть жить, как мы все живём. Миллионерами там явно никто не планировал стать. Панк не об этом.

-12

По поводу влияния Sonic Youth на формирование гранжа получается забавный момент. Эту группу не относят к каноничным исполнителям стиля, но едва ли без неё он бы был. Тем более я не думаю, что альтернативным группам светило бы оказаться на большом лейбле. На фото музыканты и из Sonic Youth и из Nirvana.

-13

У меня был здесь большой соблазн свернуть в сторону таких коллективов как Butthole Surfers, Dinosaur Jr или Big Black, но это всё же панк, а не гранж. Хотя, несомненно, взаимосвязь здесь имеется.

Стив Альбини из Big Black в итоге занимался звуком на In Utero у Nirvana. Отслеживая связь Курта и панка, стоит вспомнить о том, что его гитарист Пэт Смир вышел из панковской группы The Germs. А Биг Джон Дункан из The Exploited был у него же гитарным техником.

-14

Ну, или можно проследить за ещё одним крайне занятным моментом. В Олимпии существовал свой независимый лейбл K Records. Нет, они не выпустили кого-то из тех, кто стал в дальнейшем известен и собирал стадионы, но тот же Курт Кобейн отлично знал этих ребят. Он же жил всё-таки в Олимпии. Да и один из альбомов такого исполнителя как Beck всё-таки был выпущен K Records.

-15

То есть мы видим, что с одной стороны музыканты далёкие от поп музыки или того же металла хотели работать с крупными лейблами, но было и куда податься исполнителям занимавшим узкую нишу. В одной только Олимпии работало два лейбла. Это очень много для такого небольшого городка. Сиэтл же, к которому по недоразумению часто до сих пор приписывают группу Nirvana это огромный мегаполис. И там была своя атмосфера.

Существует устоявшая так называемая большая четвёрка гранжа. Nirvana, Pearl Jam, Alice in Chains и Soundgarden. Если внимательно послушать эти группы, то мы увидим, что они отличаются примерно так же как отличается, к примеру, Дэвид Боуи от NIN. Да и вместе эти группы не так уж много раз пересекались.

С Pearl Jam и Alice in Chains Курт выступал лишь пару раз в рамках крупных фестивалей. В юности бывал как-то на сборном концерте с Soundgarden. Ну, было несколько выступлений у него со Stone Temple Pilots. Только они вообще не вызывают ассоциаций с гранжем. В туры же Курт предпочитал ездить с Buzzcocks или Butthole Surfers. А больше всего на сцене он играл, пожалуй, с Tad и Melvins. Вот на Melvins и стоит остановиться.

-16

Melvins так и не стали одним из столпов стиля в восприятии массовой аудитории, но каким бы был гранж без них дискуссионный вопрос. Однако именно их запись Gluey Porch Treatments 1987 года считается прообразом всего того, что мир узнал как гранж. Постоянными участниками группы являются вокалист Базз Осборн и барабанщик Дейл Кроувер. Только барабанщику было тесно в одном проекте.

Дело в том, что Дейл Кроувер отыграл не один концерт с Куртом, более того он был участником первой группы Кобейна под названием Fecal Matter. Ну и в нескольких песнях дебюта Bleach так же можно услышать его игру.

Базз Осборн в свою очередь познакомил Курта и Криса с Дэйвом Гролом. А вообще я тут слушал прошлогодний диск Tarantula Heart от Melvins. Ребята играют так, что возникает ощущение, будто над ними время не властно. Там 5 песен всего и одна из них идёт 19 минут. Выпускать такое в 2024 году даже ни риск, а откровенный плевок на музыкальную индустрию.

-17

Девушка на фото выше это Лори Блэк. Её мать Ширли Темпл. Актриса и в дальнейшем дипломат. Вот тебе и андеграунд. Игравший же на бас гитаре до неё Мэтт Лукин в дальнейшем вольётся в ряды группы Mudhoney. При этом говоря о Melvins, ни о каком Сиэтле речи так же не может идти. Они вообще базировались в Абердине.

-18

Если же вести речь о Сиэтле, то тут надо вспомнить группу Tad. А заодно задуматься, откуда же взялся весь этот имидж фланелевых тёплых рубашек. Дело в том, что здесь важна география. Сиэтл так расположен, что это тебе не солнечная Калифорния. Там по вечерам прохладно. Зимой бывает и снег, а вообще не только в Лондоне часто идут дожди.

Все эти рубашки и потрёпанные джинсы носили, потому что это удобно. Так что неудивительно, когда в 90-е годы топовые фирмы стали продавать точно такие же рубашки по 200 долларов Курт, как и остальные выходцы из штата Вашингтон откровенно смеялись над этим. Да, штат Вашингтон находится на другом конце Америки, а вовсе не там где столица. Ещё занятнее, что Олимпия является центром штата, а не Сиэтл или Ванкувер, которые намного крупнее.

-19

Именно на Tad делал ставку лейбл Sub Pop впоследствии ассоциирующийся исключительно с гранжем. Дело в том, что никто в 1989 году не воспринимал Курта Кобейна голосом поколения. Да и альбом Bleach не демонстрировал каких-то запредельных продаж. Так же не демонстрировал продаж и диск God's Balls от Tad, выпущенный за несколько месяцев до этого.

-20

Есть веские подозрения, что лейбл Sub Pop в итоге закрылся бы, а не ассоциировался с Сиэтлом. Ну, были бы меломаны обожающие рыться в малоизвестных группах, но никакого звука Сиэтла не случилось бы. Вообще есть у меня план сделать большую статью о различных лейблах звукозаписи.

В Детройте, к примеру, был Motown, а в Лос-Анджелесе Epitaph Records. SST Records базировался в Техасе, Сиэтл же стал пристанищем Sub Pop. Вот этот лейбл и организовал тур Tad и Nirvana в 1989 году для продвижения своих альбомов. Тур проходил, в том числе и по Европе.

-21

Tad не добились такого успеха как другие группы, не родилось у них и какого-то большого хита, да и такой упорности как у Melvins с ними не случилось. В середине 90-х коллектив распался, но вот именно с ними-то Nirvana и каталась когда-то на большие гастроли.

-22

И именно вот оттуда вышел гранж. Это музыка неудачников, только если панки ещё стремились выразить какой-то протест, то игравшие гранж не видели уже и в этом смысла. Курт же попавший во всевозможные энциклопедии музыки явно не рассчитывал на такое внимание к своей персоне. А даже если и мечтал об этом, то совладать со своими демонами он так и не смог.

-23

Все же его заскоки с крашеными волосами, крушением гитар или рваными джинсами не были частью какого-то образа. Это было частью вот той жизни, которую он вёл с юности. Аутсайдер сознательно не стремящийся вписаться в приличное общество. Тем не менее, гарнж как раз вписался, но об этом поговорим в следующей части.

-24

Напоследок скажу, что мне запомнилась одна из фраз девушки знавшей Курта ещё в 80-х до взлёта. По её словам она ожидала, что Курт уйдёт ещё раньше. Дело не в депрессии и пессимизме. Как раз наоборот он часто был весел. Просто увидев, как он ломает гитару на одном из концертов, она сразу поняла, что там большие проблемы в голове. Это было не шоу, это было нечто тёмное и нездоровое. И да, многие концерты, которые давала группа в 80-х не были такими уж хорошими или профессиональными. Панковское начало довлело.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.