Найти в Дзене
ИНОСМИ

Промышленность ЕС в нокауте. Техногиганты встали на колени перед Китаем

Financial Times | Великобритания Инновационные разработки Китая позволяют ему конкурировать с Западом и, возможно, превзойти его в технологическом отношении, пишет FT. Однако однозначное лидерство КНР еще не предопределено: в стране есть проблемы, которые решить не так-то просто. Эдвард Уайт (Edward White) Мчась по эстакаде на востоке Китая, Маркус Хафкемейер убирает руки с руля и улыбается, когда автомобиль подает сигнал, мягко тормозит и самостоятельно меняет полосу движения. "Я очень доволен", — говорит он. Немецкий инженер демонстрирует китайской аудитории новое решение Volkswagen: функцию помощи при вождении. Позже, в подземном паркинге, автомобиль запоминает парковочное место и без труда заезжает на него задним ходом. На разработку, тестирование и коммерческое внедрение этой технологии, предшественницы полностью беспилотных автомобилей, немецкой компании потребовалось около 18 месяцев — весь процесс проходил в Китае. Она стала результатом работы команды из 700 человек, состоящей
   © Getty Images / Photo by Stanislav Kogiku/SOPA Images/LightRocket via Getty Images
© Getty Images / Photo by Stanislav Kogiku/SOPA Images/LightRocket via Getty Images

Financial Times | Великобритания

Инновационные разработки Китая позволяют ему конкурировать с Западом и, возможно, превзойти его в технологическом отношении, пишет FT. Однако однозначное лидерство КНР еще не предопределено: в стране есть проблемы, которые решить не так-то просто.

Эдвард Уайт (Edward White)

Мчась по эстакаде на востоке Китая, Маркус Хафкемейер убирает руки с руля и улыбается, когда автомобиль подает сигнал, мягко тормозит и самостоятельно меняет полосу движения. "Я очень доволен", — говорит он. Немецкий инженер демонстрирует китайской аудитории новое решение Volkswagen: функцию помощи при вождении. Позже, в подземном паркинге, автомобиль запоминает парковочное место и без труда заезжает на него задним ходом. На разработку, тестирование и коммерческое внедрение этой технологии, предшественницы полностью беспилотных автомобилей, немецкой компании потребовалось около 18 месяцев — весь процесс проходил в Китае. Она стала результатом работы команды из 700 человек, состоящей в основном из китайских инженеров-программистов с магистерской или докторской степенью и более чем пятилетним опытом. На вопрос, сколько времени потребовалось бы для создания чего-то подобного на родине, Хафкемейер, который до прихода в VW в 2022 году работал с Audi, китайским государственным автоконцерном BAIC и технологическим гигантом Huawei, вздыхает с досадой. По его словам, обычно цикл разработки технологий в Германии занимает около четырех-четырех с половиной лет, в течение которых идеи увязают в бесконечных внутренних дебатах и коммерческих переговорах с поставщиками. "За последние 10 лет эта страна перешла с третьей передачи на пятую и мчится на полной скорости, — говорит он. — Я до сих пор слышу в новостях: „Китайцы наводняют европейский рынок дешевыми автомобилями“. Я говорю вам: приезжайте сюда, посмотрите на эти „дешевые автомобили“. Они полны технологий и очень качественны". Амбиции Volkswagen в этой стране изначально были направлены на то, чтобы вернуть китайских клиентов, утраченных в пользу ряда местных конкурентов, в том числе BYD, которые быстрее перешли к выпуску электромобилей. Стратегия получила название "В Китае, для Китая".

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Однако сейчас множество немецких инженеров отправляются в научно-исследовательский центр группы в Хэфэе, городе в провинции Аньхой, чтобы почерпнуть как можно больше знаний от новых коллег. На протяжении десятилетий Китай был мировой фабрикой, компании использовали дешевую рабочую силу с минимальной социальной защитой и дешевую, грязную энергию. Масштабы страны — как производственной базы и как потребительского рынка — привлекли почти все крупнейшие транснациональные корпорации. Но базовые технологии оставались у компаний из США и Европы. Теперь научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки Китая позволяют ему конкурировать с Западом и, возможно, превзойти его. Если в США основное внимание уделяется инновациям в области перспективных технологий, таких как искусственный интеллект, в Пекине научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в основном сосредоточены на устранении недостатков в реальной экономике — это часть стремления Си Цзиньпина к технологической самодостаточности. После многих лет усилий со стороны государства, корпораций и академических кругов по устранению уязвимостей, достижения Китая позволяют стране доминировать в будущих глобальных цепочках поставок энергии и транспорта. Инертность Запада усугубляют радикальные сокращения финансирования науки в США, предпринятые Дональдом Трампом с момента его возвращения в Белый дом, что угрожает подорвать внедрение инноваций, которые на протяжении десятилетий были центральным элементом экономической мощи страны.

По мере прогресса Китая правительственные чиновники и руководители предприятий должны решить, будут ли они конкурировать, сотрудничать или пытаться сосуществовать с этой страной. Дан Ван, директор по Китаю в консалтинговой компании Eurasia Group, говорит, что централизованная политическая система Китая и контроль Коммунистической партии над экономикой дают ему "преимущество" над либеральными демократиями, когда речь идет о новых технологиях, требующих долгосрочных инвестиций. По ее словам, приверженность Пекина высокотехнологичным отраслям, включая фундаментальные науки, лежащие в их основе, "гораздо выше, чем в США". Это почти наверняка будет продолжаться, даже если это означает, что одно или два поколения китайцев пострадают в результате перенаправления финансовых ресурсов страны из сферы социального обеспечения. "Ключевым моментом является фокус", — говорит Ван. "Китайское правительство осознает срочность ситуации, оно считает, что у него не так много времени, и в этой конкуренции с США Китай должен победить". В 1943 году, во время японской оккупации, британский китаевед Джозеф Нидхэм совершил первую из многих поездок в Китай. В результате он описал богатую историю страны, опередившей Запад. Китайские инновации включали изобретение лекарства от малярии в III веке до нашей эры и, несколько сотен лет спустя, алгоритм для извлечения квадратных и кубических корней. Однако, путешествуя по разоренным войной провинциям Китая, Нидхэм столкнулся с тем, что научное сообщество страны было на коленях. 90% из более чем 100 колледжей и университетов Китая пострадали во время японского вторжения; многие были разбомблены или разграблены. Спустя 80 лет китайские исследования претерпели радикальные изменения.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), страна близка к тому, чтобы обогнать США по общим расходам на НИОКР: в 2023 году Китай потратил 781 млрд долларов, а США — 823 млрд долларов. Это резкое изменение по сравнению с 2007 годом, когда расходы Китая на НИОКР в размере 136 млрд долларов составляли менее трети от 462 млрд долларов, потраченных США. Переломный момент наступил после многолетних дебатов на Западе об эффективности государственной модели Китая. В ходе них были приведены доказательства растраты огромных сумм на субсидии и коррупцию, а также высказана критика в отношении качества китайских научных исследований и патентов. По мнению некоторых экспертов, внимания заслуживает не только размер бюджета Китая на НИОКР, но и изменение характера этих расходов. Согласно данным национального статистического бюро, с 2015 года государственные расходы на НИОКР в Китае превышают расходы США; за последнее десятилетие местный бизнес также быстро нарастил усилия в области НИОКР. Число корпоративных научно-исследовательских институтов почти утроилось и превысило 150 тысяч. А количество сотрудников корпоративных научно-исследовательских институтов увеличилось практически вдвое и достигло 5 миллионов. Китай также ежегодно готовит около 50 тысяч выпускников с докторской степенью в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM), по сравнению с примерно 34 тысячами выпускников американских университетов. Лиззи Ли, сотрудник Центра анализа Китая при Институте политики Азиатского общества, говорит, что рост НИОКР в Китае сосредоточен в прикладных областях, связанных с промышленной трансформацией. К ним относятся передовые материалы, 5G, батареи, энергетическое оборудование и другие так называемые "воспроизводимые" технологии, которые служат стратегическим целям. "Основное внимание уделяется созданию глубоких передовых производственных экосистем, основанных на масштабировании и интеграции в реальную экономику, а не на "фундаментальных исследованиях", — говорит она.

Ли добавляет, что Европа и США должны осознать необходимость конкурировать с Китаем "на его условиях". "Речь идет не только о том, чтобы догнать Китай в долгосрочных расходах, что уже практически невозможно. Речь идет о конкуренции с системой, которая объединяет в одно целое промышленную политику, передовые цепочки поставок, надежную инженерию и кадровый резерв в области STEM". На протяжении многих лет как иностранные, так и местные эксперты, наблюдающие за научно-исследовательской деятельностью Китая, с большим скептицизмом относятся к качеству и ценности китайских академических исследований и заявлениям о технологических прорывах. После взрывного роста количества китайских патентов — с 2011 года страна лидирует в мире по количеству поданных заявок — руководитель китайской ассоциации электронной промышленности Донг Юнтин в 2019 году оценил, что около 90% из 7 млн патентов страны в том году были "мусором", который использовался только для обеспечения финансирования проектов. Надежность китайских технологий в области электромобилей также подвергается тщательной проверке. Об этом свидетельствует гибель в марте в восточном Китае трех человек в результате аварии с участием электромобиля Xiaomi с функциями полуавтономного вождения.

Анжела Хуюэ Чжан, профессор права в Университете Южной Калифорнии, говорит, что поклонники государственной модели Пекина "часто игнорируют хрупкость", которая сопутствует централизованному, жестко взаимосвязанному управлению, указывая на неэффективные меры Китая по борьбе с пандемией Covid-19 и жесткие реформы в сфере недвижимости, которые привели к длительному экономическому спаду. И все же многие иностранные компании все чаще приходят к выводу, что сотрудничество — единственный путь к выживанию. В огромном промышленном парке на окраине Жугао, к северо-западу от Шанхая, в октябре компания Scania, производитель грузовых автомобилей, открыла завод стоимостью 2 млрд евро. Там шведская компания планирует интегрировать передовые китайские технологии в свои автомобили для клиентов как в Китае, так и за рубежом. Соня Эдерсталь, глава отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Scania в Китае, говорит, что условия для инноваций в Китае "совершенно отличаются" от западных. В качестве примера она приводит стремление производителя грузовиков внедрить функцию автономного вождения. "Мы пытались сделать это в Швеции, в США, везде, — говорит она. — За год [в Китае] мы смогли интегрировать программное обеспечение в наши автомобили и заставить их работать полностью в этом режиме". Согласно данным UBS, с 2018 года Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen и Stellantis сформировали технологическое партнерство с по меньшей мере 38 китайскими компаниями и исследовательскими институтами, в том числе в области программного обеспечения, аппаратного обеспечения, аккумуляторов и возможностей подключения.

В Шанхае, который долгое время был предпочтительным центром для иностранных компаний, количество научно-исследовательских центров, принадлежащих иностранным компаниям, увеличилось с 441 в 2018 году до 631 по состоянию на сентябрь. Французский автопроизводитель Renault даже не продает автомобили в Китае, но он входит в число компаний, которые в этом году открыли научно-исследовательский центр в Шанхае, чтобы изучать местный рынок. По данным местных властей, в Пекине за первые 10 месяцев года иностранные группы открыли 58 новых научно-исследовательских центров, в результате чего общее число иностранных научно-исследовательских центров в городе увеличилось до 279. Во многих областях китайские НИОКР находятся на острие технологической конкуренции с США, включая искусственный интеллект, робототехнику и квантовые вычисления, биотехнологии и фармацевтику, аэрокосмическую промышленность и ядерное оружие. Однако данные ОЭСР показывают, что в течение последних 15 лет основное внимание Китая было сосредоточено на фундаментальной инженерии и материаловедении. Его достижения в таких областях, как аккумуляторные батареи, возобновляемые источники энергии и альтернативные виды топлива, приближают страну к цели Си Цзиньпина по достижению независимости за счет сокращения импорта ископаемого топлива и технологий для многих отраслей тяжелой промышленности. Аналитики ОЭСР отмечают, что Китай "лидирует не только в производстве и экспорте экологически чистой продукции, но и все больше в создании соответствующих знаний". Например, в настоящее время в Китае действуют или получают финансирование 54 проекта в области чистой энергии промышленного масштаба, которые затрагивают такие химические вещества, как метанол и аммиак, а также металлы, такие как алюминий и сталь. По данным международной некоммерческой организации Industrial Transition Accelerator, это в три раза больше, чем в США.

Фаустина Деласаль, исполнительный директор ITA, говорит, что китайские компании, похоже, в большей степени готовы перейти от НИОКР к долгосрочным коммерческим инвестициям. "В Китае наблюдается ускорение, которого мы не видим в остальном мире", — говорит она. Когда в конце октября элита Центрального комитета Коммунистической партии Китая собралась, чтобы заложить основу для 15-го пятилетнего плана страны, они не оставили никаких сомнений в своих намерениях. "В ближайшем будущем технологическая революция и соперничество великих держав будут все больше переплетаться, усиливая конкуренцию в области новых технологий", — написал в 454-страничном пояснительном документе Дин Сюэсян, вице-премьер Китая, ответственный за науку и технологии. Однако за кулисами чиновники пытаются избежать повторения ошибок прошлого, когда миллиарды долларов, предназначенные для технологических достижений, были потрачены впустую. Список проблем включает коррупцию среди чиновников и нецелевое расходование средств местными органами власти и компаниями. Пекин пытается разработать новую систему для направления капитала в стратегические отрасли по всей стране, но при этом центральное правительство сохраняет жесткий контроль. В мае заместитель министра науки и технологий Цю Йонг заявил, что подход Китая к финансированию технологического сектора смещается "от фискального мышления к финансовому мышлению" — от акцента на масштабах финансирования к акценту на дисциплинированном распределении капитала.

В конце прошлого месяца начал функционировать фонд в размере 7,2 млрд долларов для государственных предприятий центрального правительства, предназначенный для инвестирования в "стратегические развивающиеся отрасли", такие как искусственный интеллект, аэрокосмическая промышленность, высокотехнологичное оборудование и квантовые технологии, а также в энергетику, информатику и передовое производство. В то же время Пекин пытается заставить местные органы власти сократить расходы на расширение промышленности, чтобы ограничить безрассудное привлечение средств и растраты, которые сыграли свою роль в хроническом переизбытке производственных мощностей в экономике, а также способствовали коррупции. Тилли Чжан, аналитик по технологической и промышленной политике в пекинской консалтинговой компании Gavekal Dragonomics, утверждает, что следующий этап технологического развития Китая будет финансироваться иначе, чем раньше. "Официальные заявления сигнализируют о переходе от децентрализованной модели, в значительной степени опирающейся на местные власти, к более централизованной системе, в которой государственные финансовые учреждения играют более важную роль", — говорит она. Тем не менее, Ван из Eurasia Group считает, что китайские чиновники по-прежнему готовы мириться с растратой инвестиций, поскольку они создают новые национальные компании-лидеры в важных стратегических секторах. "Они знают, что создание пузыря на начальном этапе является ключом к созданию той конкуренции, которая им нужна, чтобы затем появились лучшие компании", — говорит она.

Британия наотмашь ударила по мирным переговорам. И заодно по Трампу

В начале ноября министр науки Великобритании Патрик Валланс прибыл в Пекин, чтобы подписать заявление о сотрудничестве с Китаем в области здравоохранения, климата, изучения планет и сельского хозяйства. В нем не упоминались спутники, технологии дистанционного зондирования и робототехника, которые были предусмотрены в предыдущем соглашении. В последнем заявлении Великобритании и Китая подчеркивается тонкий — и даже, пожалуй, нереалистичный — баланс, который страны должны найти между извлечением выгоды из растущей интеллектуальной и производственной мощи Китая и рисками для безопасности и экономики, связанными с чрезмерной зависимостью от Китая. В конечном счете, если "передовые знания остаются в Китае", то худшее, что могут сделать страны, — это лишить себя возможности хотя бы наблюдать за китайскими технологиями и инновациями и учиться на их примере, говорит Марк Гривен, профессор инноваций и стратегии Международного института развития менеджмента, швейцарского научного института, расположенного в Шэньчжэне. "Если мы не будем конкурировать, не будем сотрудничать... то откуда мы будем черпать знания? Ответственность лежит на других странах: что вы делаете, чтобы стать конкурентоспособными?" — говорит он. Профессор из США Чжан говорит, что для победы в технологической гонке США должны "оставаться Америкой". Это означает использование всемирно известных университетов, научного сообщества и, что наиболее важно, демократических институтов с сильной системой сдержек и противовесов, "а не их ликвидацию". В Пекине чиновники размышляют, какие ошибки прошлых веков лишили Китай научного превосходства, которое он когда-то имел над Западом. Валланс рассказал FT, что во время переговоров с китайскими коллегами они упомянули имя Джозефа Нидхэма — ученого, который открыл миру научные достижения страны. "Они по-прежнему спрашивают: что может заставить вас проиграть?", — говорит он.

Оригинал статьи