Введение
В мире есть автомобили-звезды, а есть автомобили-свидетели эпохи. Daewoo Espero из второй категории. Её появление на излёте девяностых совпало с временами, когда жизнь во многих странах СНГ круто менялась. Для тысяч людей эта корейская машина стала первой настоящей иномаркой в гараже, символом новой жизни, которая, наконец, стала возможной. Она не была технологическим прорывом, не ломала рекорды скорости. Её главной магией была доступность и необычная, «не наша» внешность. Сегодня Espero кажется пришельцем из прошлого, но её история — это кусочек общего прошлого, которое ещё помнят на наших улицах.
Рождение «Надежды»: как собирали мечту по частям
Название Espero переводится с итальянского как «я надеюсь». И правда, компания Daewoo возлагала на этот автомобиль большие надежды. Модель дебютировала в 1990 году, когда корейский гигант начал самостоятельное плавание, и ему нужен был хит. Денег и времени на разработку с нуля не было, поэтому пошли по проверенному пути: взяли старое, но надежное шасси от Opel Kadett E (у нас оно было известно как Daewoo LeMans) и решили одеть его в новую, модную одежду.
За создание этого «костюма» взялось знаменитое итальянское ателье Bertone, а курировал проект сам Марчелло Ганднини — легенда, подарившая миру Lamborghini Countach. Вот откуда у скромного корейского седана взялся такой нестандартный, стремительный силуэт.
Длинный капот, обтекаемые формы, сильно наклоненное лобовое стекло — выглядела Espero как настоящий спорткар на фоне своих угловатых современников. В народе её так и прозвали — «утюг» или «кит», за свою обтекаемую, плавную форму. Владельцы с гордостью вспоминают, как машина выделялась в потоке, приковывая к себе взгляды.
Однако за эффектной внешностью скрывалась вполне обычная, даже простая начинка. Под капотом обычно стоял бензиновый двигатель объёмом 1.8 литра, который выдавал около 90 лошадиных сил — скромно, но для размеренной езды хватало. Машина оснащалась либо «механикой», либо старым четырёхступенчатым «автоматом», который был не самым быстрым, но зато помогал в городских пробках. Ехала Espero тихо, плавно, подвеска неплохо справлялась с нашими ухабами, но в повороты входить боялась — кренилась сильно, сказывалась высокая и мягкая посадка. Это был автомобиль не для гонок, а для неспешных, комфортных поездок.
Жизнь с Espero: красота требует жертв?
Садиться в салон Espero в девяностые было сравнимо с попаданием в другой мир. Просторно, светло, на центральной консоли — куча непривычных кнопочек. Качество пластика, конечно, не «мерседесовское», но для своего ценника — вполне приличное. В базе машина была достаточно голой, но в топовой комплектации CDX можно было получить всё сразу: электростеклоподъёмники, кондиционер, люк с электроприводом и даже гидроусилитель руля. Для многих это был первый опыт, когда машина не просто ехала, а создавала комфорт.
Но за эту красоту и комфорт приходилось платить. И не только деньгами. Знаменитый дизайн от Ганднини имел и обратную сторону. Из-за сильно наклоненного стекла и массивных стоек обзор назад был так себе, особенно в дождь. Передние сиденья с их плохой боковой поддержкой на длинных дистанциях утомляли. А с возрастом у этих машин проявлялся характер: начинала капризничать электротика, тек салонный отопитель (знаменитая печка «Дэу»), а кузов, не отличавшийся особой стойкостью к коррозии, начинал требовать внимания в самых неожиданных местах.
Несмотря на все свои болячки, Espero обладала необъяснимой харизмой. Она была своеобразным социальным лифтом. Для многих бизнесменов той поры это был первый шаг вверх от «Жигулей» или «Москвича». Для семьи — символ того, что жизнь налаживается. Её водили врачи, учителя, мелкие предприниматели. Она была простой в ремонте, ведь большинство запчастей перешли ей по наследству от Opel, а значит, проблем с поиском не возникало. Это был верный, хоть и не без греха, друг.
Закат эпохи и ностальгия по «утюгу»
К концу девяностых звезда Espero начала закатываться. Платформа Opel Kadett E, рождённая ещё в далёких восьмидесятых, безнадёжно устарела. На смену приходили новые автомобили — более безопасные, экономичные и технологичные. Грянувший в 1998 году азиатский финансовый кризис нанёс сокрушительный удар по империи Daewoo. Компания не выстояла, её поглотили конкуренты, и в 1999 году производство Espero, вместе с другими моделями того поколения, было окончательно остановлено.
Но даже после ухода с конвейера Espero ещё долго оставалась на наших дорогах. Она стала частью поп-культуры, настоящим символом лихих девяностых. Её можно увидеть в десятках отечественных сериалов и фильмов того времени, где она неизменно обозначала человека «с деньгами», но не олигарха. Со временем она превратилась в объект шуток и мемов, но шутки эти были скорее добрыми, ностальгическими.
Сегодня найти живую Espero — настоящая удача. Время и дорожная соль не пощадили большинство из них. Но те немногочисленные экземпляры, что остались, бережно хранятся энтузиастами. Для них это не просто старый автомобиль, а капсула времени, машина, которая везла их семьи в отпуск, на дачи, на первые заработанные деньги. Её история — это напоминание о том, что даже неидеальная, но вовремя появившаяся мечта, может оставить в душах людей гораздо более глубокий след, чем многие безупречные, но безликие современники. Она была настоящей.
Автоломбард: 6467373.ru
Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!