Любите ли Вы театр? Так, как его люблю я! Обращается с экрана, и ко мне, в том числе, героиня Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра». Я тоже люблю театр, но возможно совсем не так, как она. Каждый по-своему.
Будучи ещё студентом, я в группе приятелей пристрастился к нашему драматическому театру им. А.П. Чехова. Вернее к его буфету. Буфет располагался в большом холле второго этажа и состоял из двух отделов. В каждом работали по две буфетчицы с помощницами. В белых с кружевами передничках и в таких же кокошниках.
Около десятка столиков с белыми накрахмаленными скатертями и потертые удобные старинные стулья. Официантов не было. Зрители не должны были долго засиживаться. Желающих было много. Студентов устраивалаи галерка, и самообслуживание, спешить в зал не было необходимости.
Репертуар буфета значительно превосходил не только по качеству и разнообразию сценические постановки, но и по исполнительскому мастерству. Имею в виду буфетчиц. В меню всегда были коньяки, шампанское и хорошая водка. Само собой конфеты, колбасы, шоколад, пирожные, кофе и мороженное.
Такого в городе, даже в ресторанах, не водилось. Как говорится, импресарио был на высоте. Девушку не стыдно было пригласить, даже на спектакль, перед которым можно и нужно было угоститься.
Я организовывал при всякой возможности посещения театра с приятелями. Билет на галерку стоил не дорого. На одну стипендию 140посещений. Настроения были такие, что порой в зал даже и не заходили, прямо в буфет.
Нам всегда были рады, и на галерку билеты проданы, и мы прилично тратились. Наши застолья прерывались шумом антрактов и приветствиями в нашу сторону. После окончания спектаклей к нам присоединялись и зрители, и артисты еще в реквизите и гриме.
Работники театра прозвали меня завзятым театралом. А это ко многому обязывает. Надирались, бывало и прилично. Глубоко за полночь. Иногда надо было быть начеку, поскольку со мной на некоторые спектакли ходила младшая сестра. Она тогда была красоткой, да и сейчас в форме.
Потом буфет ликвидировали, и приобрела чисто исторический и метафорический смысл фраза Антона Павловича: «В Таганроге любят театр и понимают!»
Бьюсь об заклад, это касалось буфета. Эта фраза, упомянутая им в письме одной даме, касалась провала «Чайки» в Санкт-Петербурге, но успеху в Таганроге. В письме чувствуется больше недоумения, чем восхищения гражданами Таганрога.
Я смело в ней бы поставил знак вопроса, чем восклицательный. Если бы публика Таганрогская не была бы, как в его произведениях, то и не было бы писателя Чехова. Достаточно прочесть его «Моя жизнь». В том городке, по размеру, как Таганрог, главный герой не стал писателем. Только Таганрог мог родить такого, как Антон Павлович. Думается мне.
Кстати в этом фильме главные роли сыграли Терехова и Любшин.
И не зря театр называется именем Чехова Антона Павловича. С персонажами Антона Павловича встречаемся чаще в жизни, чем в его спектаклях. Даже на сценах с актерами и публикой в театральных залах, коридорах, раздевалках с вешалками и в буфетах.
Я и сам персонаж. Выбрал сам себе роль. Осмелюсь позволить заявить себе - наша жизнь тоже представление. Тут свои тоже сюжеты, сценарии, режиссеры, актеры и зрители. Одни творят, а другие смотрят. Такие спектакли тоже могут быть комедийными и трагическими, удачными и не очень. Нудными и занятными.
Интересным оказался смысл выведенной мною в те годы формулы: «С представлений публика выходит радостная не только, когда понравилось, но и тогда, когда, наконец, это всё закончилось».
Потом рядом с театром открылось кафе «Театральное». Тоже в красивом старинном здании. В нем раньше, наверное, жили счастливые люди.
Таково здание, двери, окна, потолки с люстрами, полы. И центральная улица. Потом в нём стало невозможно жить. Шум, транспорт и выхлопные газы. А вскоре и кафе закрылось. Потом был банк в стеклопакетах окон, а сейчас что-то с названием про мясника.
В кафе мы тоже бывали. Кухня приличная, публика соответствующая. Хорошее мороженное. Ходили, как говорит мой приятель, пасти охладить.
Конечно, ходила байка, куда без них, по инерции, как отрыжка по театральному буфету. О том, что есть тайный подземный ход из-под барной стойки кафе «Театральное» прямо за кулису театра.
Бар был в подвале кафе. В антрактах публика по контрамаркам ходила выпить и закусить. Понятное дело, кое-кто и не возвращался на спектакли.
По подземному ходу, тайно, актеры тоже промышляли рюмочку пропустить между выходами на сцену.
Так вот, в недавние времена, вначале 2000-х, мы с приятелем, с женами, решили после какого-токоличества лет перерыва, сходить в наш театр имени Антона Павловича Чехова. Не помню, уже на какой спектакль, но с иностранным названием. Билеты были в бенуар, в зале было не густо.
Открылся занавес, пошел спектакль, а имена русские и сюжет вроде наш. Приятель сказал, что сейчас придёт.
Прибыл скоро с бутылкой вина, каким-то рекламным плакатом и порезанной колбаской. Расстелили плакат на свободном стуле, стаканов не было, пили по очереди из горлышка.
В антракте я сходил за новой порцией. Было хорошо. Мы сидели, как в купе мчащегося поезда, иногда поглядывая на сцену, где развивались непонятные события.
В третьем акте я все же пошел выяснять, почему название спектакля не соответствует происходящему на сцене. Дежурная по этажу улыбнулась, взяла меня под руку и сказала: «Как плохо, что закрыли буфет, зрители приходили пораньше, общались, угощали друг друга, после спектаклей многие оставались на обсуждения и поздравления. А несоответствие от того, что актриса, которая должна была исполнять главную роль, по пути сюда сломала ногу. Спектакль и заменили».
Вывела меня на улицу, где я увидел огромный плакат о замене спектакля. Мы засмеялись. Она сказала, что я определенно люблю Чехова. Так оно и было. Я перечитал его всего, особенно нравились письма.