Найти в Дзене
Колесо истории

ЧИСТАЯ ПРАВДА о средневековой жизни: чем умывались, как стирали

Если верить кино и мемам, Средневековье — это такой вечный фестиваль грязи: все ходят серые от пыли, волосы слиплись, зубов почти нет, а запах… Лучше даже не представлять.
Честно, когда мой сын Илья в очередной раз спросил: «Пап, правда, что в Средневековье не мылись годами?», я понял — пора разбираться.
Спойлер: всё было и чище, и сложнее, чем нам обычно рассказывают. Pinterest «Не мылись вообще»: откуда взялся миф Стереотип о вечно немытых средневековых людях появился не в самом Средневековье, а гораздо позже — в XIX–XX веках, когда на прошлое смотрели сверху вниз: «Тёмные века, ничего не знали, жили в грязи».
Современные историки, когда разбирают документы, находки и бытовые описания, приходят к совсем другой картине. Люди прекрасно понимали, что вода смывает грязь, а чистое тело — это приятно и прилично.
В хрониках встречаются упоминания ежедневного умывания, мытья рук, купания детей. В литературе и миниатюрах — целые сцены в банях. Для горожанина «не мыться» было примерно так
Оглавление

Если верить кино и мемам, Средневековье — это такой вечный фестиваль грязи: все ходят серые от пыли, волосы слиплись, зубов почти нет, а запах… Лучше даже не представлять.
Честно, когда мой сын Илья в очередной раз спросил: «Пап, правда, что в Средневековье не мылись годами?», я понял — пора разбираться.
Спойлер: всё было и чище, и сложнее, чем нам обычно рассказывают.

Pinterest
Pinterest

«Не мылись вообще»: откуда взялся миф

Стереотип о вечно немытых средневековых людях появился не в самом Средневековье, а гораздо позже — в XIX–XX веках, когда на прошлое смотрели сверху вниз: «Тёмные века, ничего не знали, жили в грязи».
Современные историки, когда разбирают документы, находки и бытовые описания, приходят к совсем другой картине. Люди прекрасно понимали, что вода смывает
грязь, а чистое тело — это приятно и прилично.
В хрониках встречаются упоминания ежедневного
умывания, мытья рук, купания детей. В литературе и миниатюрах — целые сцены в банях. Для горожанина «не мыться» было примерно так же странно, как для нас не чистить зубы.
Да, были фанатики-аскеты, которые хвалились, что не мылись годами — но это считалось духовным
подвигом, а не нормой. Точно так же, как сейчас кто-то живёт в лесу без интернета, но мы не делаем из этого выводы о всей цивилизации.

Средневековая баня: и помыться, и обсудить новости

В европейских городах бани были привычным элементом городской инфраструктуры. Крупные города, такие как Париж, Нюрнберг или Вена, имели развитую сеть общественных бань, а профессия банщика была уважаемой и регулировалась гильдиями.

Туда ходили:
• помыться в большой деревянной кадке;
• постричься, побриться, обработать раны;
• вычесать
вшей (да, они никуда не делись);
• поговорить, обсудить городские сплетни и новости.

В большинстве мест бани были раздельными: мужчины и женщины приходили в разное время или пользовались разными помещениями. Хотя церковные источники действительно осуждают редкие случаи совместного мытья, свидетельств о его массовом распространении нет.

Если смотреть шире, то Средневековье — это не только Европа. В мусульманском мире работали хаммамы — настоящие дворцы чистоты из камня и пара. Люди переходили из холодного зала в тёплый и горячий, разогревались, скребли кожу, смывали усталость и грязь.
Для многих городских жителей и на Западе, и на Востоке баня была не роскошью, а частью нормальной
жизни.

bigpicture.ru
bigpicture.ru

Когда вода внезапно стала опасной

Но если всё так хорошо, почему потом появляется знаменитый миф про «грязное Средневековье»?
Значительный удар по банной культуре нанесла эпидемия
сифилиса в конце XV–XVI веках. Эта новая, плохо изученная болезнь, быстро распространявшаяся при телесных контактах, привела к тому, что общественные бани стали восприниматься как рассадники заразы.

Позже, в XVI–XVII веках, усилилась теория «миазмов» — считалось, что горячая вода раскрывает поры и делает тело уязвимым для проникновения болезней. Хотя эпидемия чумы XIV века тоже повлияла на гигиенические практики, именно сифилис стал главной причиной массового закрытия бань в многих европейских городах.

Роль сыграла и церковь: некоторые духовные лидеры выступали против бань как мест «излишней телесности» и развлечений. Постепенно привычка регулярно париться стала угасать, уступая место другим способам поддержания чистоты.

tr.pinterest.com
tr.pinterest.com

Чистота без душа: сила льняного белья

Раз горячие ванны под подозрением, как быть с чистотой? Европейцы раннего Нового времени нашли обходной путь: ставка на льняное бельё.
Лён тогда был настоящим бытовым супергероем. Врачи верили, что он впитывает
«вредные испарения» с кожи. Поэтому у знатных и зажиточных людей было несколько комплектов рубах и нижних сорочек, которые регулярно меняли.

Логика была простая:
• тело моют не каждый день целиком,
• но регулярно умываются, моют руки, ноги,
• а главное — часто надевают свежую
льняную рубаху.

Грязь и пот уходили вместе с бельём в стирку. Сохранились наставления хозяек, где прямо говорится: следи, чтобы постельное и нательное бельё вовремя меняли и выносили проветривать.
Чтобы прогнать запах, в одежду и сундуки клали
ароматные травы: лаванду, полынь, можжевельник.
В результате человек мог не принимать большую ванну каждую неделю, но при этом выглядеть вполне прилично.

Монахи — чемпионы умывальников

Отдельная история — монастыри. Там гигиена была частью устава. Перед трапезой и молитвой требовалось омыть руки, иногда — лицо и ноги. Для этого строили специальные каменные умывальни — лаватории, часто с длинными каменными раковинами и проточной водой.
В крупных аббатствах такие помещения могли выглядеть очень солидно: арки, резьба, ниша для полотенец. То есть представление «раз монах, значит, зарос грязью» к реальности относится слабо.

Зубы, волосы, паразиты

С зубами всё тоже не так безнадёжно. Да, щёток заводского производства ещё не было, но люди использовали:
• жёсткие тряпочки и палочки,
• порошки из золы, мела, трав,
• полоскания на основе вина или отваров.

Волосы расчёсывали, заплетали, покрывали головными уборами. Проблема вшей и блох никуда не девалась, но и к ней относились серьёзно: одежду проветривали, вываривали, в постель клали травы.

Так всё-таки: грязь или преувеличение?

Правда, как обычно, посередине.
Средневековый город и деревня точно не были стерильными:
навоз, дым, мусор — всё это было.

Но и представление «они не мылись вообще» — миф. Люди умывались, купались, ходили в бани, меняли бельё, пользовались травами и порошками.
Со временем отношение к купанию менялось — болезни, страхи, новая медицина сыграли свою роль.

Понимать это важно хотя бы для того, чтобы не смотреть на предков, как на каких-то «полудиких». Они были очень на нас похожи.

tr.pinterest.com
tr.pinterest.com

А вы как представляли себе средневековую гигиену до этого — ближе к «вечной помойке» или к миру бань и льняных рубах?
Смогли бы вы прожить без душа, но с регулярными походами в общественную баню? Что удивило больше —
роль белья, страх перед водой или монастырские умывальники?

Если вам интересно разбирать мифы про прошлое, подписывайтесь на канал.
Здесь ещё много материалов — про ведьм, Рим, религию, науку и людей, которые жили задолго до нас.