Найти в Дзене

Строим дощаник. Часть вторая.

Продолжаем эпопею постройки дощаника для похода по Уралу. Первая часть тут - https://dzen.ru/a/aN6eEe_YKzJA9Rq7 Остановились мы с вами на том, что начали ставить нижние части шпангоутов, клепать их к днищу, снимая временные планки, поставленные весной.
С октября месяца прошло уже три судостроительные вахты. Народ на них собирался сплошь бывалый, работа шла хорошо. Установка шпангоутов прошла без эксцессов. Каждую деталь перед установкой по плоскости прилегания обрабатывали дёгтем на горячую. Затем прижимали струбцинами, сверлили и клепали на заклёпку диаметром 5мм. В изучаемую эпоху вместо железного крепежа ставили деревянные нагели, но они суда эксплуатировали два три сезона, затем разбирая на дрова. Мы же планируем ходить на этой лодке минимум лет двадцать, поэтому приходится вносить усовершенствования.
Самих шпангоутов в два раза больше чем мы делали до того. Шпация (это расстояние между шпангоутами) здесь всего 50см. Делается это потому, что обшивка борта будет собираться не вна

Продолжаем эпопею постройки дощаника для похода по Уралу. Первая часть тут - https://dzen.ru/a/aN6eEe_YKzJA9Rq7 Остановились мы с вами на том, что начали ставить нижние части шпангоутов, клепать их к днищу, снимая временные планки, поставленные весной.

С октября месяца прошло уже три судостроительные вахты. Народ на них собирался сплошь бывалый, работа шла хорошо. Установка шпангоутов прошла без эксцессов.

-2

Каждую деталь перед установкой по плоскости прилегания обрабатывали дёгтем на горячую. Затем прижимали струбцинами, сверлили и клепали на заклёпку диаметром 5мм. В изучаемую эпоху вместо железного крепежа ставили деревянные нагели, но они суда эксплуатировали два три сезона, затем разбирая на дрова. Мы же планируем ходить на этой лодке минимум лет двадцать, поэтому приходится вносить усовершенствования.

-3

Самих шпангоутов в два раза больше чем мы делали до того. Шпация (это расстояние между шпангоутами) здесь всего 50см. Делается это потому, что обшивка борта будет собираться не внакрой, а вгладь. То есть, её прочность будет зависеть больше от внутреннего набора, чем от самой обшивки. Где при сборке внакрой, каждые две доски по шву фактически формируют стрингер во всю длину корпуса.

-4

После того, как все шпангоутные брусы стояли по местам, пришёл черёд самого ответственного. Установки первого набоя, первой доски обшивки борта.

Чтобы она встала под нужным углом и получился развал бортов, мы устанавливаем на миделе шаблон и снимаем по всей длине кормки днища малку. Примерно вот так.

-5

А вот и сам шаблон.

-6

Угол скоса не одинаков по всей длине. В районе миделя он сильнее, чем к оконечностям. Описать это в миллиметрах сложно, это скорее опыт и ощущение. По четыре шпации в обе стороны от миделя скос одинаков, а по мере приближения к штевням он уменьшается вдвое.

-7

Наступает момент раскрепления днища на стапеле. Днище выставляется по уровню в плоскость, чтобы между бортами была разница максимум в пару миллиметров. Затем в середине, на миделе, ставится распорка в крышу, зажимая середину.

-8

Затем корма и нос по очереди приподнимаются настолько, чтобы разница между ними и миделем была в пределах 15-16см. Оконечности выше, если что. Это нужно для того, что бы лодка не толкала воду перед собой, а наплывала на неё и выдавливала из под себя вбок. Если этот прогиб не делать, идти лодка будет существенно хуже, проверено.

-9

После прогиба, начинаем выравнивать штевни в вертикальной плоскости. Чем ровнее стоят, тем краше будет лодка:) Забегая вперёд скажу, как мы не старались выровнять, при установке набоя оба штевня немного развернуло. Это не беда, ходить так можно. Но стараться сделать идеально ровно всё равно нужно!

-10

Установка первого набоя, как много в этом звуке!
Ставим доски толще чем обычно, 35мм. Это тоже вызвано тем, что обшивка будет вгладь. Такой толщины стык, после подгонки, конопатки и прижимной рейки вода не пройдёт. Доску на штевнях прибиваем гвоздями, а к днищу тянем саморезами. Да, саморезы надо бы заменить тоже деревянными нагелями, но... Смотрите выше.

-11

Стык доски борта и днища герметизируем полиуретановым герметиком Рабберфлекс ПУ-40. Он не просто герметик, он клей-герметик. Многократно проверено, он ничем не хуже импортных аналогов сделанных специально для ремонта лодок. Поддерживаем отечественного производителя:)

-12

Длина судна такова, что из одной доски борт не собрать. Стыкуем доски по длине на заусовку. Заусовку делаем 12см. Именно на такой длине доску толщиной 35мм можно будет зажать струбцинами и она не будет сползать по склейке. Склейку ставим на Клейберит ПУР-501, лучшего друга викингов и стрельцов!

-13

Установка набоя прошла успешно. Доска полностью прилегает везде, к штевням притянулась хорошо. Есть разница между бортами в носу, правый борт ниже левого на 20мм. Это мы спилим перед установкой набоя второго.

-14

Параллельно с сборкой идёт работа по изготовлению вёсел. Наш опытный доброволец Галина Николаевна, опытной рукой строгает пирамидки вальков вёсел.

-15

Первый набой полностью стоит, с чем нас всех и поздравляем.

-16

Набор в поход и на вахты ведётся в группе ВК - https://vk.com/flot_jfsr
Следующая вахта будет 5-7 декабря, где мы настрогаем ещё доски, напилим заготовок для боковых частей шпангоутов и сделаем вилки для установки бортовых досок. Как эти вилки выглядят покажем в следующий раз. Будем держать вас в курсе дела, не переключайтесь;)