Найти в Дзене
Партнёр НКО

Разбойники с большой дороги

Поздним вечером 25 октября 1994-го года сотрудники ДПС ГАИ ОМВД РФ «Можайский» получили сообщение от своих коллег о двух подозрительных иномарках на обочине 74 км трассы М-1 «Москва – Минск» недалеко от посёлка Шаликово Можайского района Московской области. Патруль выехал на место. Когда младший лейтенант милиции Сергей Шмелёв со своим коллегой – сержантом Никитой Пантелеевым вышли из служебного автомобиля – чтобы проверить у водителей документы, из салона одной из автомашин прогремела автоматная очередь. Пули сразили милиционеров наповал. Преступники скрылись. По факту нападения неизвестных личностей на милиционеров в Подмосковье тут же был объявлен план «Перехват» и начался активный поиск дерзких бандитов. Напавшие на «стражей порядка» предварительно скрылись по всё той же трассе М-1 на двух автомобилях марок БМВ и джип Гранд Чероки чёрного цвета с нечитаемыми номерными знаками в сторону Смоленской области. В результате нападения один сотрудник МВД погиб, второй же получил тяжёлые пу
Источник фото: https://neryungri.gde.ru/c/
Источник фото: https://neryungri.gde.ru/c/

Поздним вечером 25 октября 1994-го года сотрудники ДПС ГАИ ОМВД РФ «Можайский» получили сообщение от своих коллег о двух подозрительных иномарках на обочине 74 км трассы М-1 «Москва – Минск» недалеко от посёлка Шаликово Можайского района Московской области. Патруль выехал на место. Когда младший лейтенант милиции Сергей Шмелёв со своим коллегой – сержантом Никитой Пантелеевым вышли из служебного автомобиля – чтобы проверить у водителей документы, из салона одной из автомашин прогремела автоматная очередь. Пули сразили милиционеров наповал. Преступники скрылись.

Источник фото: https://telegra.ph/Banda-Sohina-10-03?ysclid=mig73fsakn820742078
Источник фото: https://telegra.ph/Banda-Sohina-10-03?ysclid=mig73fsakn820742078

По факту нападения неизвестных личностей на милиционеров в Подмосковье тут же был объявлен план «Перехват» и начался активный поиск дерзких бандитов. Напавшие на «стражей порядка» предварительно скрылись по всё той же трассе М-1 на двух автомобилях марок БМВ и джип Гранд Чероки чёрного цвета с нечитаемыми номерными знаками в сторону Смоленской области. В результате нападения один сотрудник МВД погиб, второй же получил тяжёлые пулевые ранения.

Источник фото: https://pastvu.com/p/784116?history=1633429009431
Источник фото: https://pastvu.com/p/784116?history=1633429009431
Источник фото: https://nennotravel.ru/skolko-po-vremeni-do-belorussii
Источник фото: https://nennotravel.ru/skolko-po-vremeni-do-belorussii

Как утверждали свидетели, в одной из крывшихся иномарок находились якобы люди в форме. Вместе с тем, как следовало из милицейских сводок, в сентябре-октябре 1994 года в Московской области участились массовые разбойные нападения «лжемилиционеров» на дальнобойщиков. В частности, это происходило на трассе М-1 «Москва – Минск». Водителей большегрузов останавливали неизвестные в милицейской форме, а затем расправлялись с ними или же вывозили в безлюдную местность и оставляли там. Грузовики же угоняли, а затем, опустошив их содержимое, бросали в другом месте. При этом, как утверждали потерпевшие, бандиты для маскировки использовали лжемилицейские Жигули шестой модели с проблесковыми маяками и бутафорской раскраской. Также бандиты, переодетые милиционерами, имели при себе поддельные документы.

Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=_Kn20ISNTeU
Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=_Kn20ISNTeU

Информация о массовых нападениях на дальнобойщиков поступала и из соседней Смоленской области. Как сообщили своим Подмосковным коллегам смоленские правоохранители, две чёрные иномарки, с которых было совершенно дерзкое нападение на милиционеров, а также лжемилицейские Жигули, предварительно накануне фигурировали в двух вооружённых разбоях на дальнобойщиков на Смоленщине. Так, 11 и 17 октября 1994 года в районе города Вязьмы были совершенны разбойные нападения неизвестных с применяем огнестрельного оружия на водителей большегрузов. У последних был похищен дорогостоящий товар, а также крупные суммы денежных средств.

Источник фото: https://kinotree.ru/film/stervyatniki-na-dorogah.html
Источник фото: https://kinotree.ru/film/stervyatniki-na-dorogah.html

Как сообщил один из потерпевших водителей КАМАЗа Андрей Косов, которому удалось чудом выжить после нападения бандитов, вечером 11 октября на выезде из города Вязьмы – в сторону Москвы его автомашину остановили неизвестные люди в милицейской форме. Предъявив удостоверение, они попросили открыть кузов грузовика для досмотра в рамках якобы проводимой спецоперации. В грузовике находилась дорогостоящая техника и электроника, которую дальнобойщик вёз из Польши для одной из московских фирм. Сославшись на некую «проверку» неизвестные попросили проехать водителя КАМАЗа с ними.

Из материалов уголовного дела: «…Рядом со мной сел… Давай, двигай по трассе спокойно, не газуй... Я сразу понял, что некие они не милиционеры... Велел ехать за иномаркой… А рядом – никого…Когда километров 20 отъехали, приказал свернуть с трассы… Поехали по лесной дорог… Вторая машина ехала за нами.... Ну, я понял, что в живых не оставят!.. На повороте спрыгнул и в лес... Тут же в стону меня раздалась автоматная очередь…», – из показаний водителя Андрея Косова.

Источник фото: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=RXzZoXW-Uno
Источник фото: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=RXzZoXW-Uno

Номерные знаки машин бандитов, который запомнил водитель и сообщил милиционерам, в базах ГАИ обнаружены не были. Спустя двое суток грузовик дальнобойщика нашли полностью выгоревшим в районе посёлка Мольгино Новодугинского района Смоленской области. КАМАЗ был пуст – в нём не было товара. В поисках улик силовики начали обследовать поле и поселковую дорогу, которые были недалеко от выгоревшего грузовика. Однако ничего обнаружить не удалось. Опрос свидетелей также не дал результатов. Ущерб от похищенного составил – 127 тыс. долларов США.

Источник фото: https://kaz.tengrinews.kz/tag/балалар/page/93/
Источник фото: https://kaz.tengrinews.kz/tag/балалар/page/93/

Сложив все факты и показания потерпевших и свидетелей, правоохранители поняли, что они имеют дело с дерзкой бандой, промышляющей разбойными нападениями на дальнобойщиков сразу в двух российских регионах – в Подмосковье и на Смоленщине. При этом используя «милицейскую маскировку» и боевое автоматическое оружие. Вместе с тем в милицейских сводках продолжала появляться информация о разбойных нападениях на водителей грузовиков. Так, 9 ноября 1994 года правоохранителям поступило сообщение, что в районе посёлка Суетово Ярцевского района Смоленской области была обнаружена частично выгоревшая фура «Вольво» с двумя трупами в ней – предположительно водителей, которые оба были застрелены.

Источник фото: https://dzen.ru/a/XxK9NbrvcxkIFLQZ
Источник фото: https://dzen.ru/a/XxK9NbrvcxkIFLQZ

Личности убитых удалось установить по находившимся при них документам. Это были жители подмосковной Балашихи Владимир Лопатин 1941 г/р и его напарник Юрий Балинов 1966 г/р. Водители перевозили дорогостоящие кухонные комбайны и пылесосы из немецкого города Ганновер в Москву. Сумма похищенного составила 92 тыс. долларов США. Экспертиза пуль, извлечённых из тел убитых, показала, что они были выпущены из пистолета ТТ, который в никаких преступлениях ранее не фигурировал.

Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=3FxL4sgI4Ys
Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=3FxL4sgI4Ys

Буквально через неделю, 17 ноября, уже в Московской области, в районе Кубинки был обнаружен обгоревший автомобиль «МАЗ», принадлежавший некому жителю подмосковного Одинцово Борису Хоткевичу. Сам водитель, по словам его супруги Ирины, накануне, 12 ноября, уехал на своём МАЗе в польский город Лодзь за товаром для одной московских коммерческих фирм и вернуться должен был ещё 16 числа. Пропавший без вести Борис Хоткевич тут же был объявлен в розыск. Между тем, как стало известно позже, перевозимый Хоткевичем груз – дорогостоящие телевизоры и видеомагнитофоны, из МАЗа пропали. Общая стоимость ущерба составила 57 долларов США.

Источник фото: https://rusexport.su/cases/export/postavka-izdelij-iz-plastika-preformy-iz-rossiii-v-mongoliju/
Источник фото: https://rusexport.su/cases/export/postavka-izdelij-iz-plastika-preformy-iz-rossiii-v-mongoliju/

Между тем сообщения о разбойных нападениях на трассе М–1 продолжали фиксироваться и в декабре 1994 года. Причём в трёх эпизодах этих преступлений – с применением огнестрельного оружия и убийствами, начал фигурировать тот самый пистолет ТТ, из которого были убиты в ноябре дальнобойщики Владимир Лопатин и Юрий Балинов. Это факт указывал на то, что милиционеры имеют дело с одной и той же бандой, которая в ход пускала не только огнестрельное оружие, но и ножи, арматуру и монтировки.

Источник фото: https://gunsbroker.ru/bigimg.php?id=683671&url=tt-t_1703155987.JPG
Источник фото: https://gunsbroker.ru/bigimg.php?id=683671&url=tt-t_1703155987.JPG

При этом, как удалось установить , предполагаемые преступники не только занимались разбоями, но и также угонами и хищениями гружённых фур с мест и площадок отдыха для водителей – кафе, шашлычных и мотелей. Однако основная масса преступлений совершались в виде разбоев, чаще кровавых. Допросы потерпевших и чудом выживших водителей позволили составить фотороботы предполагаемых бандитов а также ориентировки на них и на автомобили, на которых последние передвигались.

Источник фото: https://gorodlip.ru/incidents/17538/
Источник фото: https://gorodlip.ru/incidents/17538/

Милиционеры установили пристальное наблюдение за трассой. Всего с сентября по декабрь 1994 года на трассе М-1 была зафиксировано 19 фактов нападения на дальнобойщиков, 11 из которых закончились трупами. А общий объём похищенного составил порядка полумиллиона долларов США. Все попытки обезвредить и задержать дерзкую банду не увенчивались успехом. Вместе с тем правоохранители начали информировать следовавших по трассе М-1 водителей фур о действии на трассе маскирующиеся под милиционеров банде преступников. Водителей призывали быть бдительными и не останавливаться. Особенно в тёмное время суток по указанию людей в форме, а делать это только на стационарных постах ГАИ.

Из памятки МВД для водителей, 1994 год: «…Будьте внимательны и бдительны!.. Автомобиль преступников имеет милицейскую окраску. У лжеинспекторов имеются форма, удостоверение и боевое оружие. Если вы заметили инспекторов-самозванцев, необходимо сразу же сообщить об этом сотрудникам милиции на стационарном посту ДПС…Напоминаем! Остановка транспортного средства сотрудниками ДПС для проверки документов возможна только на стационарных постах ДПС...».

Источник фото: https://www.ttelegraf.ru/news/41514-70-gruzovikov-proverili-norilskie-gosavtoinspektoryi-s-nachala-aktsii-na-dorogu--bez-peregruza/
Источник фото: https://www.ttelegraf.ru/news/41514-70-gruzovikov-proverili-norilskie-gosavtoinspektoryi-s-nachala-aktsii-na-dorogu--bez-peregruza/

В начале 1995 года разбои на трассе прекратились. С января по март не было зафиксировано ни одного разбойного нападения. Видимо, банда «легла на дно»! Однако угоны и хищения фур продолжались. Так, было зафиксировано 22 угона и хищения гружённых фур. Водители угнанных автомашин, добравшись попутным транспортом до постов ГАИ, сообщали, что «...их машины, гружённые дорогостоящим товаром пропали....». Все попытки найти грузовики были безуспешными. Они просто бесследно исчезали.

Из рапорта начальника ГУВД Смоленской области, 1995 г: «…Всего, с 19 января по 21 марта 1995 года следователями региона возбуждено 17 уголовных дел по факту угона и хищения фур, груженных дорогостоящим товаром, почти на 1 млрд 2766 миллионов рублей. В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам смоленской милиции выйти на след предполагаемых преступников и провести их задержание не удалось…»

Источник фото: https://m.5-tv.ru/news/428830/voditeli-fur-stali-ignorirovat-pokazania-priborov-kontroliruusih-ustalost/
Источник фото: https://m.5-tv.ru/news/428830/voditeli-fur-stali-ignorirovat-pokazania-priborov-kontroliruusih-ustalost/

Вместе с тем в мае 1995 года кровавые разбои на трасе М-1 возобновились. Ранним утром 14 мая на пульт дежурного ОВД Вяземского района Смоленской области поступило сообщение, что на 187 км трассы М-1 в районе посёлка Царево-Займище был обнаружен грузовой автомобиль МАН с двумя трупами в кабине. На телах погибших были признаки насильственной смерти. Смерть обоих наступила в результате огнестрельных ранений. По обнаруженным документам были установлены личности убитых – Валерий Осипов 1952 г/р и Богдан Повлечук 1970 г/р. Оба уроженцы города Смоленска. Судебно–баллистическая экспертиза пуль показала, что мужчины были застрелены из того самого пистолета ТТ, что бандиты «пускали в ход» в 1994 году.

Источник фото: https://dzen.ru/a/Z5BpezOF_D_aFQuw
Источник фото: https://dzen.ru/a/Z5BpezOF_D_aFQuw

Буквально через 4 дня – 18 мая, стало известно ещё об одном разбое. В районе деревни Знаменка Можайского района Московской области была обнаружена выгоревшая фура Шкода. Внутри были обнаружены останки не установленной личности. Всего с мая по июнь было зарегистрировано 7 разбоев, 3 из которых – с трупами. При этом преступники уже не маскировались под милиционеров, а использовали в качестве «приманки» – дорожных проституток.

Из материалов уголовного дела: «…При повороте на Гагарин [город] увидел – голосует [девушка]. Решил подобрать… Остановился… Через пассажирскую дверь начал с ней разговаривать, расспрашивать её - куда довести... И тут удар в голову сзади… Сознание не потерял… "Вылетел" сразу через пассажирскую дверь – и бежать в лес…», – из показаний водителя Александра Галиева.

Источник фото: https://www.eurochicago.com/2014/05/obraztsovata-sik-lenknitsa/
Источник фото: https://www.eurochicago.com/2014/05/obraztsovata-sik-lenknitsa/

Преступники продолжали грабить и убивать. Правоохранителям никак не удавалось выйти на их след и обезвредить. В августе 1995 года было предложено «ловить» преступников на «живца». Сотрудники милиции должны были изображать дальнобойщиков и «колесить» на «фурах-приманках» по трассе М-1, перевозя якобы в них ценный груз. Коллеги-оперативники из Подмосковья и Смоленщины на двух «фурах-ловушка» начали «колесить» по трассе по обоим направлениям. Бандитов удалось задержать 4 сентября 1995 года в районе посёлка Бутынь Одинцовского района Московской области. В ходе операции, один из смоленских оперативников Александр Логинов погиб от рук бандитов. Был награждён орденом мужества посмертно.

Источник фото: https://logist.today/ru/dnevnik_logista/2021-05-28/v-odesskoj-oblasti-zaderzhana-banda-kotoraja-napadala-na-dalnobojshhikov/
Источник фото: https://logist.today/ru/dnevnik_logista/2021-05-28/v-odesskoj-oblasti-zaderzhana-banda-kotoraja-napadala-na-dalnobojshhikov/

У банды были изъяты: милицейская форма, жезлы, корочки, жетоны ДПС, самодельные фальшивые госномера автомобилей МВД, наклейки «ГАИ», «ДПС» и «Милиция», два пистолета ТТ, автомат АКС-74У, ножи, стационарные радиостанции и пластиковые хомуты, которые использовались в качестве наручников. В январе 1996 года члены дерзкой банды предстали перед Московским областным Судом. Их признали виновными в 17 убийствах.

В августе 1996 года Суд вынес «дорожным разбойникам» приговор. Все задержанные участники преступной группы были осуждены по ст. 77 (бандитизм), ст. 103 (убийство), ст. 146 (разбой), ст. 191 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов) УК РСФСР и приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. В 1997 году, в связи с введение моратория на смертную казнь, мера была заменена пожизненным лишением свободы.

Интересный факт: разбои на трассе М-1 были взяты за основу сюжета одной из серий российского приключенческого телесериала 2001-2004 годов «Дальнобойщики», а также в телесериала Зиновия Ройзмана 2005 года «Охота на асфальте».

Читайте также: