Чувство собственности у детей: возрастные особенности и рекомендации родителям.
✨ Жадность или развитие самосознания?
✨ Когда стоит учить делиться?
✨ Как не провоцировать ребенка и брать под контроль его эмоции?
Воображение рисует идиллическую картину: дети весело играют вместе, делясь игрушками, и радостно смеются. Но реальность зачастую выглядит иначе: постоянные споры, слезы и возмущения, возникающие из-за отказа поделиться игрушкой. Подобное поведение совершенно естественно и отражает этапы развития личности. А родителей тем временем раздирает противоречие, ведь положено учить ребенка доброму и вечному. Мы заставляем малыша делиться, называем жадиной, ругаем за агрессию в адрес захватчика его собственности. Чтобы понять ребенка и при этом не забывать о воспитании, стоит подробнее узнать о возрастных особенностях восприятия вещей, принадлежащих лично малышу.
👶 До 2 лет
В этом возрасте ребенок только начинает осознавать понятие «мой». Для него игрушка — это продолжение его самого, поэтому попытка забрать её воспринимается как нападение. Ребенок хочет присвоить себе все, что нравится и доступно. Вам бесполезно читать ему лекцию у песочницы о том, что красивый самосвал – чужой, и поэтому хозяин может вступить за него в схватку. При этом малыш легко отвлекается, и его можно переключить на другое занятие в критической ситуации. Но и не стоит и недооценивать ребенка, считая, что он слишком мал. Ваше проговаривание общественных норм, что игрушку нужно попросить у хозяина, - не преждевременное занудство взрослых, а знакомство с социальным устройством мира. Острые ситуации можно отрабатывать, устраивая инсценировки с игрушками. Не бойтесь, если ребенок хочет в игре быть агрессором. Так он отгрывает и преодолевает отрицательные эмоции.
📣 Ольга, мама годовалого Саши, делится: «Саша отказывается делиться игрушками. Он мгновенно бросается их защищать. Уже придумала способы, как не прослыть жадиной. Тихо говорю маме ребенка, который нацелился на нашу игрушку, что сейчас отвлеку Сашу качелями или мячиком, а они могут взять, пока Саша не видит. Удивительно, но если потом Саша заметит игрушку просто в чужих руках, он уже не истерит так отчаянно».
🧒 2 – 3 года
Самосознание ребенка активно развивается. Он ощущает принадлежность вещей самому себе, употребляет местоимения «мой», «твой», хотя еще часто о себе и своих вещах продолжает говорить в третьем лице. Сейчас он своим считает уже не все, что просто понравилось, а именно то, с чем пришел на прогулку. Малыш уже имеет развитую память и понимание причинно-следственных связей, знакомится с первыми запретами и правилами. Вы смело можете обучать малыша временному обмену игрушками. При этом важно обозначать четкие временные границы ситуации. Говорите, что другой ребенок поиграет на прогулке, а потом домой наша игрушка отправится с нами. В ситуации обмена ребенка удовлетворяет ощущение восполнения потери и справедливость. Ему самому интересно поиграть в непривычное и чужое. Если двухлетка равнодушно реагирует на посягательство на свою собственность – это повод задуматься и понаблюдать за его реагированием на другие эмоциональные ситуации. Например, как малыш себя ведет, когда другой ребенок подходит к его маме и требует ее внимания. Если в малыше в этот момент не появляется ревностных чувств, стоит проанализировать его привязанности.
📣 Вероника, мама двухлетнего Ромы, рассказала: «Еще совсем недавно Рома мог и не заметить, что на площадке кто-то взял его мяч или робота, особенно если сам был занят. Теперь это для него как будто принципиальный момент. Говорит еще совсем мало, но вот громко кричать «Мое!» и протестовать против захвата собственности уже научился».
👦 3-4 года
В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что делиться — это норма, но он еще не готов добровольно расстаться с любимой игрушкой. Малыш восприимчив к правилам и социализирующему опыту. В коллективе он понимает уже, что означает «мое» и «общее», хотя пока это общее хочет побыстрее занять и отстаивать. Детей стоит знакомить с понятием очередности и совместной игрой, до этого возраста малыши чаще играют просто рядом и не создают общий игровой сюжет. Во время совместной игры у них появляется первое сотрудничество и распределение ролей. Подробнее о совместных играх мальчиков и девочек вы можете узнать на курсе «Полоролевая идентификация детей 3-5 лет».
📣 Анна, мама трехлетней Кати, говорит: «Катя соглашается поделиться игрушками, но при условии, что ребенок, взявший её, не собирается покидать место игры. Воспитатели в садике после конфликтов некоторых мальчиков не разрешают приходить в группу со своими игрушками и просят оставлять их в шкафчиках. Катя на удивление спокойно приняла это правило. Приходит со своим мягким Ститчем и оставляет его на полке в шкафу до момента, пока я не приду ее забирать».
🧑 5-6 лет
В этом возрасте ребенок уже осознает, что собственность — это не только владение, но и ответственность. Он может добровольно делиться игрушками, но при этом ожидает, что другие дети будут бережно относиться к его вещам. Убедите ребенка, что бережное отношение к чужим вещам — это знак уважения и дружбы.
📣 Ирина, мама пятилетнего Гриши, отмечает: «Гриша охотно делится игрушками, но очень расстраивается, если кто-то их ломает или портит. Сам он не всегда аккуратен с чужим. Но я стала чаще напоминать, как ему самому неприятно, если кто-то не бережет его машинки. Пока ему сложно поставить себя на место другого, но мы работаем над этим».
Не воспринимайте желание ребенка отчаянно защищать свои игрушки как жадность или агрессию. Старайтесь вникнуть в особенности возраста и этапы развития личности малыша. Понимание актуальных потребностей и характера ребенка поможет разрешить ситуацию без конфликтов и найти компромиссы. Если вам трудно справиться с яркими отрицательными эмоциями ребенка и обуздать свои собственные в такие моменты, пройдите марафон «Не кричи!»