Где можно увидеть добровольца «ЛизаАлерт»? Например, на сцене. Николай Скоромников играет в восемнадцати спектаклях из актуального репертуара петербургского театра «Буфф». И вот уже пять с половиной лет ищет потерявшихся людей. Иногда – в перерыве между репетициями и представлениями.
Николай родился в не самой творческой ленинградской семье. Мама – экономист, работала на крупном предприятии «Пролетарский труд», а папа, инженер-электронщик, занимался каким-то жутко секретным оборудованием для спутников. Но дома ещё со времён маминого детства стояло пианино «Чайка», и выхода не было – в шесть лет Колю отдали в музыкальную школу, где он честно отучился все положенные годы, параллельно с фортепьяно освоив гитару.
— В школе я, естественно, часто участвовал в концертах и прочих культурных мероприятиях, за это мне многое прощалось. А ещё мама водила меня по театрам. Лет в одиннадцать я попал в БДТ на спектакль «Макбет» в постановке Темура Чхеидзе с Алисой Фрейндлих в главной роли. Этот спектакль меня настолько впечатлил, что я решил: хочу быть актёром! Кстати, наследственность тоже имеет место. Моя двоюродная бабушка Марина Скоромникова была ведущей актрисой Мурманского областного драматического театра. Она ушла из жизни совсем недавно, нам так и не довелось встретиться, но я ей искренне горжусь – на её счету около сотни ролей, и она стала первой в мире женщиной, сыгравшей Короля Лира!
После школы Коля пошёл учиться в музыкальное училище на Моховой улице. Но от судьбы не уйдёшь: соседним учебным заведением была Академия театрального искусства. И Николай начал свой путь к сцене. Первый курс окончил в Университете профсоюзов у замечательного театрального педагога Зиновия Корогодского, а затем всё-таки поступил в театральную академию на курс художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф» Исаака Штокбанта, легенды театрального мира, человека невероятной судьбы, волшебным образом меняющего жизни всех, кто попадал в его круг.
— Так как мы были курсом при театре «Буфф», в 2004-м году там вышла наша первая эстрадная программа «Фантазёры». С тех пор прошёл 21 год, я сыграл в театре больше тридцати ролей, но сказать, какая самая любимая, не могу. Вернее, не так. Все роли любимые, просто с опытом пришло понимание, что некоторые нужно было играть иначе...
Актерский диапазон Николая широк. В спектакле «Всё тот же лес» по пьесе Островского он играет пожилого отставного кавалериста Бодаева, в «Примадоннах» – молодого и бодрого рэпера Буча, в «Тайне третьей планеты» – скептичного механика Зелёного. А в Зеркальной гостиной (она же «Кабаре-Буфф») раскрывается в жанре музыкальной эксцентрики, заставляя гитару звучать как балалайка, банджо и ещё что-то кавказское.
— С особым трепетом я отношусь к ролям в детских спектаклях. Мы спрашивали нашего мастера: «Исаак Романович, как играть детские спектакли?», а он отвечал: «Так же, как взрослые, только лучше!». Дети – очень непростой зритель. Их не обманешь! Чувствуют любую халтуру, фальшь. А если всё сделал правильно, если уж им понравился спектакль – будут самые искренние овации!
Кстати, вы наверняка видели Николая на экране: он снимался во многих известных сериалах, например, «След», «Клиника счастья», «Тайны следствия», «Свои».
— Кино в моей жизни появилось довольно поздно, после тридцати. Было время обрасти актёрским жирком... И вот что я думаю: как хорошо, что в театре не могу смотреть на себя со стороны! Когда я вижу себя на экране, я всегда недоволен: это нужно было играть не так, это – по-другому...
Недавно в театре «Буфф» состоялась премьера – спектакль «Салют, конферансье!» по пьесе Григория Горина. Это трогательная, добрая, забавная, но в то же время грустная история про людей, для которых жизнь разделились на до и после. Артисты Московской областной филармонии живут обычной жизнью – репетируют, торопятся с концерта на концерт, влюбляются, ссорятся... Но вот, 22 июня 1941-го года, прямо во время представления узнают, что началась война. И они в составе концертной бригады попадают на линию боевых действий. «На фронте для вокалистов условия не очень... Сами понимаете... Сквозняки...»
— В этом спектакле я играю две совершенно разные роли. Не одновременно, разумеется. Если сказать по-простому – в один день я играю плохого человека, в другой – хорошего. Первый персонаж – подлый Тихон Сысоев, который, пользуясь ситуацией, пытается выселить своего соседа, писателя Лютикова с супругой, из комнаты в коммуналке. Второй – концертмейстер Сергей Бутасов, добрый, чуткий человек; после гибели жены Олечки под артобстрелом он решает остаться с молодым лейтенантом Толиком, чтобы прикрыть выход группы из окружения... «Глупо тебе со мной оставаться, музыкант! У меня и пистолет-то один!». «Это ничего. Мы по очереди...». Мне кажется, хороший спектакль получился. Приходите!
В 2020-м году Николай узнал о трагической истории Лизы Фомкиной. Поставил себя на место потерявшегося человека, представил, что чувствуют его родственники, вспомнил, как его добрый, мудрый учитель Исаак Штокбант говорил: «Надо помогать!» – и сразу же пришёл в отряд.
Образ поисковика не превратился в одну из ролей. Отряд сразу и основательно стал большой частью жизни. Пытаясь дойти до сути, Николай в первый же год прошёл обучение на старшего группы и провёл весь поисковый сезон в болоте, практически переезжая с одного поиска на другой. Как и следовало ожидать, устал и подвыгорел, к тому же зрение стало подводить. Отдохнул и теперь уже научился дозировать нагрузку. Есть в «ЛизаАлерт» такое правило – поиски не должны мешать работе и личной жизни. Они и не мешают, а органично вплетаются во всё, что происходит.
— Однажды в начале сентября я был на даче, а она у нас рядом с лесом. Около полуночи проснулся – вроде бы кто-то кричит. Значит, нужна помощь. Жена говорит: «Спи, помешался на своём отряде». Но я же слышу голос. Встал, пошёл на опушку – действительно, из глубины леса кричит человек, заблудился. Я позвонил на горячую линию «ЛизаАлерт», со мной связался инфорг, велел не уходить и дистанционно контролировать потерявшегося. Так я с ним и перекрикивался, пока не приехали наши ребята с навигаторами, возвращавшиеся с другого поиска, и не вывели его из леса. А ещё был случай, когда я пошёл на задачу недалеко от театра между репетицией и спектаклем. Объявили поиск ребёнка с особенностями развития, смотрю: мой район, а у меня как раз окошко, могу выйти ненадолго. Встретились с напарницей, приступили к задаче – и почти сразу нашли. Всё успел!.. Вообще, на поисках разное бывает. Недавно мы искали шестнадцатилетнего парня. Ехали ночью экипажем, вдруг видим – по всем приметам наш. Сообщили координатору, тот вызвал полицию. А оказалось, что парень-то не тот! Похож, но не он. Старше... и навеселе. В общем, не дали мы человеку отдохнуть, весь кайф обломали. У поисковиков есть такая шутка: «Задача была найти бабушку! Вот бабушка – какие вопросы?».
Недавно Николай начал обучение в новом для себя отрядном направлении – конном. Сел в седло и почувствовал, как всё в сердце отозвалось и всколыхнулось. «Выйду ночью в поле с конём», «Под ольхой задремал есаул молоденький, преклонил голову к доброму седлу», «Ой, да конь мой вороной»… Вот это и ещё отголоски родовой памяти. Недавно Николай узнал, что его предки – казаки из Захуптской слободы под Рязанью. Всё сошлось.
— Я человек семейный, люблю жену Машу, воспитываю сына Сашу, первоклассника. Учителя говорят, артист растёт! Поживём – увидим. Примет такое решение – препятствовать не буду. А пока он занимается тхэквондо. Там упор на удары ногами и растяжку – так он включает свет и открывает двери ногой, как рукой. Хулиганьё!.. Хобби у меня – осваивать новые музыкальные инструменты. На варгане вот научился играть. Увлекаюсь путешествиями. Много где был: в Европе, Азии, Африке, а в этом году побывал на Алтае. Проехал по Чуйскому тракту от Горно-Алтайска почти до Монголии. По версии National Geographic, эта дорога входит в пятёрку самых красивых дорог мира. Да! Просто космос какой-то, другая планета! Это должен увидеть каждый!.. А что касается поисковой жизни – очень хочется, чтобы мы все, и новички, и опытные поисковики, не забывали тот самый момент, когда было принято решение вступить в отряд. Именно в нём находится ответ на вопрос: «Зачем мне “ЛизаАлерт”?».