Не с этого надо начинать серьёзную статью, ой, не с этого. Но! Мой блог преимущественно посвящен книгам и театру, и периодически бывают перекосы то в одну, то в другую сторону. И я представляю, как при слове «неформат» сжались сердца дорогих коллег авторов.
«Пишу неформат» означает, что книгу, скорее всего, не возьмут издательства, будет трудно выйти на ЦА, книга медленно будет падать на дно самиздата, а автор пить горькую размышлять, не написать ли ему романчик в популярных жанрах, дабы отхватить миллиончик - другой (спойлер: это вряд ли получится).
Но сегодня я пришла вас утешить. Вы только посмотрите, с каким успехом идёт спектакль «Неформат» от одноименного театра Михаила Барщевского, которого вам и представлять не надо. Но я на всякий случай это сделаю. Итак, Михаил Барщевский — эксперт и хранитель традиций интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, писатель и драматург, основатель и художественный руководитель театра «Неформат».
Ладно, ладно, про Михаила Барщевского вы и без меня всё знаете, а вот про спектакль я вам расскажу. Вдруг вы не видели? Это, кстати, первый спектакль, с которого и начался театр «Неформат», и второй, который посмотрела я (первым посмотрела спектакль «Ведите следствие»).
Спектакли для умных
Михаил Барщевский заявляет, что его спектакли для умных. Что вы сейчас почувствовали, прочитав это? Смело и провокационно? Подумали, что это точно для вас? Или нахмурили брови, решив, что это уловка?
А ведь речь идёт о театрах и спектаклях, о сфере, в которой, скажу немного грубо, дураки-то не приживаются. Театральная богема не то чтобы свысока посматривает на тех, кто «ох, как давно я в театре не был», но точно относит себя к интеллектуалам (и небеспочвенно, как правило).
Так что же это? Честное предупреждение или провокация? Запомните этот вопрос, потому что он не раз всплывёт при просмотре спектакля.
Сам Михаил Юрьевич честно признаётся, что хотел сделать театр для умных. Для людей думающих. Высшая награда, как признался он на одном из пресс-завтраков, когда зритель после спектакля в гардеробе обсуждает не предстоящий ужин и дела на завтра, а сам спектакль.
Второе предупреждение кроется в названии. «Неформат». Послушаем создателя, потому что я лучше его точно не скажу:
Очень не люблю эффект обманутых ожиданий. Хочу и вас предостеречь. То, что вы увидите, не есть спектакль в обычном значении этого слова. Все будет не так, все не по правилам. От Марка Розовского как-то я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил». Я установил на сегодняшний вечер закон – НЕФОРМАТ.
Не по правилам
Я, если что, не пришла вас отговаривать смотреть спектакль, а совершенно наоборот. Но сейчас вы можете подумать, что я это делаю, потому что
Вам не стоит идти на спектакль, если:
- Вы предпочитаете исключительно классические постановки
- Не терпите, если чужое мнение не совпадает с вашим
- Не любите рассуждения, предпочитаете актерскую игру. Словом, вам по душе только метафоры
- Слом четвертой стены вас пугает
Четвёртая стена
В этом спектакле не просто ломается, а сносится до основания. Вы честно начинаете смотреть спектакль, вот перед вам милая интеллигентная старушка (ох, я заставила себя написать «старушка», все бы мы были такими старушками), вот молодой человек, и вы пытаетесь понять, современный ли перед вами Раскольников и чего он там мутит с сейфом, как оказывается, что это и не спектакль вовсе, а репетиция.
А вот уже и уборщица на сцену пришла, и так на ней останется, несмотря на вялые попытки её прогнать, и своим драгоценным мнением теперь будет всё время с вами делиться.
Да, самое главное. На фоне спектакля развернутся споры и баталии, а спектакль как таковой отыгран и не будет. А что вы хотели от репетиции? Ладно-ладно, не бойтесь, это всего лишь уловка… помните? Для умных. Предупреждение или провокация… Словом, я предупреждала.
Открываю секрет Полишинеля: на каждом спектакле присутствует специально приглашённый гость, вот большую часть спектакля и займёт его общение с Михаилом Юрьевичем. Будут разговоры о политике, гендерном неравенстве, войне, проблемах Европы и Америки, о семье. Вы будете соглашаться или негодовать, негодовать или соглашаться, быть может, попеременно, а может вас кинет на ту или иную границу спектра.
В зависимости от приглашенного гостя спектакль всегда будет идти немного иначе.
Лайфхак: обязательно смотрите, кто в этот раз приглашенный гость. Если он вам интересен, вы получите своё честное зрительское удовольствие. Если нет — присутствие Михаила Юрьевича гарантировано, как и его речь в конце спектакля. И начнёт он её словами, что именно для этого вас и собрал. Чтобы сообщить… что, не скажу, сходите и послушайте сами.
Что мы сейчас прочитали?
Спросите вы меня и воскликните: «Оксана, но ведь это совсем не похоже на театральную рецензию! Не этого мы от тебя ждали!»
А я посмотрю в ответ на вас честными глазами и скажу: «Так ведь это и не обычный спектакль. Какой, знаете ли, формат, такая и рецензия».
Ну, право, слово, не ждёте же вы от меня, что я вам начну рассказывать своё мнение про обсуждавшиеся вопросы? О войне, политике и семье? Или пересказывать мнения гостя и Барщевского? Заметьте, гостя я не называю умышленно, потому что у вас на спектакле будет уже другой. Или вы ждёте от меня сравнение молодого Раскольникова с книжным? Ладно, скажу. По мне так это и не Раскольников вроде. А типичный зумер.
Ну вот, я и произнесла это слово. Теперь рецензия и вовсе не похожа на рецензию.
Но у меня есть туз в рукаве. Что если я скажу, что моя рецензия только для умных? Что вы почувствовали сейчас?
Вердикт: просто посмотрите сами. И нам будет что обсудить. Впрочем, темы для обсуждения мы всегда найдём, так что идите на спектакль ради действия, а не наших разговоров.
Теперь, когда я окончательно всех запутала, позвольте наконец откланяться.