И снова Пост, и снова одни и те же вопросы: а что можно кушать, а чего нельзя? Постные советы и рецепты рассыпаются своими страницами по всем информационным площадкам. Самое интересное, что все эти рецепты бесполезны. Почему? Потому что можно приготовить, например, вкуснейший винегрет: свежая вареная свеколка, сладкая морковка, душистый лучок, отварная пушистая картошечка, яркий и сладкий горошек. Все это приправлено душистым постным маслицем – вкуснотища. И съесть этой вкуснотищи целую кастрюлю, все – нет никакого поста, одно чревоугодие.
Такое ощущение, что подошло время диеты, время ограничения самого себя в пище. А Пост не об этом, не о телесном. Телесный пост – самое лёгкое для нас.
Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем, «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.
Пост все же более о духовном состоянии человека, о его духовной жизни.
Господь дает нам возможность четыре раза в год и в дни постные научиться смирять свои страсти и победить свои грехи.
В пост Церковь призывает нас к покаянию, любви к Богу и примирению с ближними, обузданию страстей. Ограничения в еде нужны для смирения человеческой плоти, это всего лишь средство, а не цель. Сущность поста точно выражена в следующей церковной песне:
«Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
Так что, друзья мои, пост не о еде, пост о душе и духовной жизни нашей.
“Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте” — это слова преподобного Серафима Саровского.
Суметь простить того, кого и не думали прощать. Суметь не гневаться на того, кто вызывает в вас этот гнев. Не раздражаться по поводу и без повода на тех, кто вас окружает. Научиться видеть в каждом человеке не его грех, а образ Божий и полюбить его. Научиться, не завидовать чьим – то успехам или богатству: в гробе карманов нет.
В пост хорошо бы вспомнить слова из Евангелия от Матфея:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
А особо важно научиться, не сквернословить!
А ведь мы, к сожалению, от мала до велика матерком ругаемся. Не просто так в настоящее время много пастырей, много монахов умоляют нас остановить матерную брань и всякое сквернословие. Если не остановимся, то и мира на земле никогда не будет. Будет только зло, ведь матерное слово – это язык сатаны, бесов. Очень важно помнить, что о матерной брани говорил святитель Иоанн Златоуст:
«Если человек ругается матерно, в тот день у него уста кровью закипают, горят пеною, и паром скверным смрад исходит из уст его: и тому человеку, пока не раскается, не подобает в церковь Божию входить, ни Евангелия целовать и икон святых, и креста, и причастия давать. Из-за человека, не удержавшегося от проклятого слова матерного, Ангел-хранитель плачет, а диавол радуется. Поэтому, братья и сестры, молю вас, не бранитесь матерно, удерживайте язык свой, от Бога удаляющий злым и неподобным словом. Написано в святом Евангелии: «яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36).
Когда человек матерными словами ругается, тогда у престола Господня Мать Божия данный Ею молитвенный покров от человека этого отнимает и Сама отступает. Если человек матерно выругается, то себя проклятью подвергнет, так как матерь свою ругает и горько ее оскорбляет».
И если в повседневной жизни мы не сдерживаемся порой, то, как не в пост научиться смирять себя во всем этом. Тогда и в повседневной жизни мы сумеем победить в себе этот грех – грех сквернословия.
Пост – время помолчать, не многословить и не пустословить, время молитвы и духовного исцеления. Ведь порой наше многословие от мыслей посторонних, от образов ненужных, от надуманных и навязанных миром историй. В этом случае не наши это мысли и не наши слова, это бесы в нас шепчутся. И тогда молчание в посте и молитве – лучшее оружие против этих самых бесов.
Помоги нам Господь провести достойно эти строгие дни и радостно встретить светлый чудесный праздник Рождества Иисуса Христа!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!