Найти в Дзене
FUNTATTOO.ru / тату-новости

Татуировки в Древней Греции

В Древней Греции татуировки считались однозначным признаком принадлежности к чужеземцам. Носителями татуировок были в основном иностранцы, рабы, преступники или пленники. Для современных ненавистников татуировок это, наверное, стал бы идеальный исторический аргумент: «Вот, мол, смотрите, кто носил татуировки в просвещенной Древней Греции – рабы да преступники!» Но нам достаточно знать одно – древние греки прекрасно знали что такое татуировка. «К сожалению, несмотря на достаточное количество упоминаний в письменных источниках, какие либо материальные доказательства существования античной татуировки до наших дней не дошли. Также отсутствуют визуальные подтверждения существования татуировки в изобразительном искусстве древних греков. Возможно, объяснением этому и является, что татуировки были в Древней Греции уделом лишь рабов и преступников. Зачем бы понадобилось грекам в росписях с достоверной точностью фиксировать как выглядели рабы, преступники и прочие неграждане? Им был интересен ку
Оглавление

В Древней Греции татуировки считались однозначным признаком принадлежности к чужеземцам. Носителями татуировок были в основном иностранцы, рабы, преступники или пленники. Для современных ненавистников татуировок это, наверное, стал бы идеальный исторический аргумент: «Вот, мол, смотрите, кто носил татуировки в просвещенной Древней Греции – рабы да преступники!» Но нам достаточно знать одно – древние греки прекрасно знали что такое татуировка.

Татуировки Древней Греции в художественной интерпретации итальянского скульптора по имени Фабио Виале – это настоящие мраморные скульптуры созданные, можно сказать, также как их создавали античные резчики!  📷
Татуировки Древней Греции в художественной интерпретации итальянского скульптора по имени Фабио Виале – это настоящие мраморные скульптуры созданные, можно сказать, также как их создавали античные резчики! 📷

«К сожалению, несмотря на достаточное количество упоминаний в письменных источниках, какие либо материальные доказательства существования античной татуировки до наших дней не дошли. Также отсутствуют визуальные подтверждения существования татуировки в изобразительном искусстве древних греков. Возможно, объяснением этому и является, что татуировки были в Древней Греции уделом лишь рабов и преступников. Зачем бы понадобилось грекам в росписях с достоверной точностью фиксировать как выглядели рабы, преступники и прочие неграждане? Им был интересен культ красоты тела, жизнь богов и все такое прочее. Так или иначе, но современные историки однозначно утверждают, что древние греки прекрасно знали что такое татуировка аж с начала V века до нашей эры», – комментирует Александр Дворянов, который не только является руководителем студии татуировки Орнамент, но и профессиональным любителем, если так можно выразится, исторической составляющей в татуировке, на чем собственно и специализируется его студия.

Татуировка как инструмент тайной коммуникации

Одна древнегреческая история, дошедшая до нас, натурально похожа на современный шпионский триллер. Древнегреческий тиран Гистией находясь в плену у персов желал, чтобы его родной город Милет поднял восстание против Персидской империи. Для того, чтобы реализовать свой план и передать своим сторонникам приказ о мятеже, он выбрал своего самого верного раба, побрил ему голову и сделал на выбритой голове татуировку – секретное послание (короткий приказ или какой-то понятный получателю условный знак). Оставалось только подождать, когда у раба отрастут волосы, которые скроют татуировку. Гонец беспрепятственно добрался до Милета и устно передал адресату единственную фразу – «Побрейте мне голову». Просьба была выполнена, тайный приказ о начале восстания против персов был прочитан. Этот хитрый план сработал, и Ионийское восстание началось.

Татуировки в Древней Греции в основном были одним из способов наказания

В Древней Греции к татуировкам относились много хуже, чем к ним относятся современная Греция сегодня. В те далекие времена в глазах греков-граждан татуировка была неотъемлемой частью образа преступника и варвара. Людям, которые совершали преступления, наносили татуировки на видимых частях тела. Рабов иногда клеймили изображая на лбу татуировку в виде греческой буквы Дельта (Δ), как первой буквы в греческом слове Раб – Δούλος. По словам древнегреческого историка Геродота, греки переняли это у персов, которые подобным образом клеймили пленных и преступников. Историки рассказывают, что так были заклеймены перебежчики армии Леонтиада и татуировки были таковыми, чтобы они не смогли вернуться в свой родной город Фивы.

  📷
📷

Известно, что афиняне, победив в битве при острове Самос, пленным нанесли на лбы татуировку в виде совы, которая является символом города Афины и одноименной богини. Позже, когда самосские войска одержали победу над афинянами в другом сражении, они в отместку сделали татуировки своих военные корабли на лбах пленных афинян.

Татуировка в Древней Греции была чужеземной практикой

У фракийцев – древнего народа, жившего на востоке и юге Европы, – татуировки, наоборот, были знаком высокого статуса. А греки считали фракийцев не более, чем воинственными варварами. Во фракийском же обществе те, у кого не было татуировок, наоборот считались представителями более низкого сословия, чем те, у кого они были.

  📷
📷

Высокопоставленные фракийские женщины, известные как сильные и свирепые воительницы, традиционно покрывали свои тела татуировками. Происхождение этого обычая античные авторы объясняли по-разному. Например, греческий философ Плутарх выдвигал мифологическую версию, предполагая, что менады – последовательницы культа бога Диониса, с которыми часто ассоциировали фракийских женщин, – были покрыты татуировками в наказание за убийство Орфея.

  📷
📷

Однако существовало и другое, историческое объяснение. Философ Клеарх, живший в IV веке до нашей эры, связывал появление этой традиции с войной между фракийцами и скифами – народом, который вошел в историю как искусный ценитель нательной живописи, что неоднократно подтверждено археологическими находками. Согласно его рассказу, после того как скифы перебили фракийских мужчин и взяли в плен женщин, скифские женщины нанесли на тела пленниц татуировки.

Клеарх пишет, что фракийские женщины, желая скрыть эти унизительные следы плена, впоследствии полностью перекрыли их новыми татуировками – возможно это пример одного из самого раннего явления, которое сегодня любители татуировки называют не иначе как коверап. Со временем то, то что началось как вынужденная мера отчаяния, превратилось в почетную традицию, символизирующую силу и статус.

  📷
📷

О том, что татуированные народы были хорошо знакомы грекам, свидетельствует труд Анабасис знаменитого историка Ксенофонта. В этом произведении он описывает личные встречи с татуированными племенами во время похода к побережью Черного моря, что очередной раз подтверждает распространенность татуировки среди народов, которых греки считали варварскими.

Закат тату-традиций в Древней Греции

Нанесение татуировок в качестве карательной меры продолжалось в Древней Греции до тех пор, пока христианство не стало основной религией в стране. Переломным моментом стал запрет Императора Константина I делать татуировки на лице преступников, который он издал в 330 году нашей эры. Он утверждал, что, поскольку человек был создан по образу и подобию Божьему, то портить его тело означает оскорблять самого Бога. Окончательный запрет на татуировки, как на богомерзкую языческую практику, был наложен в VIII веке решением Второго Никейского собора.