Почему SHAMAN называет себя врачевателем душ? Когда он победил страх смерти? Как вера в Бога помогла артисту? Почему его свадьба состоялась именно в Донецке, и что для Ярослава — настоящее семейное счастье? Об этом и о многом другом смотри в новом выпуске проекта «12 вопросов» с заслуженным артистом России SHAMAN’ом.
Почему вы сыграли свадьбу в Донецке?
Мы с Катериной туда запланировали заранее поездку. Мы были там на возложении, в мемориале, потом посетили храм Петра и Февронии. Посетили, к молодежи съездили. И параллельно у нас возникла такая идея (пожениться — прим.) , потому что мы проговаривали уже между собой, что это можно сделать. И как раз там, наживо, что называется, мы это и сделали. И всё — так просто! Поэтому это всё было достаточно, скажем так, по-простому, без пышностей. Потом поехали оттуда на машине, заехали на заправку, поели. Там ещё нас молодёжь встретила, попросили нас на капоте машины расписаться, а Катерина букет швырнула. Мы находимся в гуще событий.
Мы с Катериной, несмотря на то, что кто-то говорит, что вот «они звезды, они там это», наоборот, находимся в гуще, в эпицентре событий, всегда открыто общаемся с молодёжью, открыто общаемся с людьми. Катерина это делает в командировках, я это делаю на своих сольных концертах, поэтому всё в порядке.
У меня в личной жизни — покой и умиротворение, потому что на работе драйва, беготни, стресса хватает. Здесь такой момент, что когда ты возвращаешься домой, подходишь к двери и уже слышишь запах вкусного ужина, еды, тебе открывает Катерина, радостная, в платье. Как с картинки, что называется, у тебя сердце радуется. Просто человек тебя любит такого, какой ты есть, не меняя, не говоря ничего. Она очень скромный, тихий человек в жизни, очень женственная, прекрасная хозяйка по дому, прекрасно готовит. Это то, что я искал, потому что мне никогда не хотелось, чтобы в личной жизни был драйв, дополнительное подстёгивание. Мне этого хватает на работе и домой я хочу приходить отдыхать и душой, и телом. И Катерина мне это даёт.
Какие у вас есть семейные традиции?
Букет подарить. Это обязательная такая процедура. Не каждый вечер, потому что тоже приедается. Просто по настроению, к тому же это говорит о том, что ты о человеке думаешь. День мы с кофе начинаем, как правило. Это такая история, мы сначала примерно пару чашек кофе выпиваем, а через час-полтора уже Катерина завтрак готовит.
Как бороться с инфантилами?
Есть такая фраза: «Горбатого могила исправит». И на моём пути тоже встречались такие люди. Безусловно, нужно выбирать круг общения, который тебя поднимает, потому что ты видишь, как работают люди, ты подспудно тянешься за ними. Поэтому, не знаю, я считаю, что секрета от инфантилизма не существует. Моё мнение, что это утопия. И опять-таки, делать с этим что-то — это тратить свою драгоценную энергию на то, чтобы поливать неблагодатную почву, на которой вряд ли что-то взрастёт.
Человек должен сам просто лечь перед сном и хотя бы минут 10 подумать: а зачем я живу? Вообще зачем я здесь? Зачем я пришел? В чём я? Кто я вообще? И попытаться ответить на этот вопрос. Понятное дело, что это всё не так быстро, что это, в общем-то, главный вопрос по жизни, сложный вопрос, ключевой вопрос. Но, тем не менее, если его не задавать, вообще ничего не будет.
Может быть, кстати говоря, это и есть ответ на вопрос, как бороться с инфантилизмом.
Почему сложилась ваша дружба с Григорием Лепсом?
Мы прекрасно ладим с Григорием Лепсом, мы с ним друзья, мы это открыто заявляем. Я вот вчера был у него дома, мы с ним прекрасно общались, сидели, разговаривали, анекдоты травили. Это от возраста не зависит. Но, тем не менее, у нас общие интересы и дух один. Мы с ним знакомы с 22-го года, где-то примерно в конце августа мы впервые встретились, познакомились, сначала было просто общение, переписки, созванивались достаточно редко. Потом мы подумали сделать совместную песню. Я ему показал песню под названием «Настоящий мужчина» и мы на этой почве стали с ним часто общаться, засиживаться в студии. И, понимая, что очень с ним комфортно общаться, мы с того момента объявили себя друзьями. Это было примерно года полтора назад. Мы практически каждый день созваниваемся, обсуждаем какие-то деликатные вопросы, темы, внутренние переживания, он может со мной поделиться, а я с ним. И это абсолютно паритетно, абсолютно свободно, нет никаких препятствий или, тем более, возрастных помех.
Вас пугает, что современные девушки зациклены на деньгах?
Можно перевернуть ситуацию: сколько должна зарабатывать женщина, чтобы обеспечивать своего мужчину? Меня мало вообще что в этой жизни пугает в целом. Я, наоборот, стараюсь обрастать максимальным панцирем, чтобы защитить свое сердце, внутреннюю составляющую от внешнего мира, и стараться делать какие-то хорошие, добрые дела и вещи и окружать себя правильными, хорошими, добрыми людьми. Поэтому меня эта тенденция не пугает, это всё проходит как-то мимо меня. Но, конечно, справедливости ради надо сказать, что в классической схеме, к которой я тоже отношусь, мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага. Эта схема максимально комфортная, она меня устраивает. Не мною придумана, и придумана очень давно. Поэтому я считаю, что, конечно же, мужчина должен содержать и обеспечивать свою семью.
Но тут еще понимаете, в чём нюанс? Одно дело, когда речь идет о том, чтобы действительно обеспечивать и содержать свою семью, а другое дело, когда мы можем вспомнить нашего незабвенного Александра Сергеевича Пушкина и его «Сказку о рыбаке и рыбке». Когда сначала корыто, потом ещё, потом владычицей морской охота женщине стать. И в результате остаётся она с разбитым корытом. О чём вот эта сказка? Сказка о рыбке и злой старухе, которой всё мало? На самом деле — это сказка о безусловной любви. Потому что начинается она как? «Жил-был старик», многие скажут, «со старухой». Нет, «со своей старухой у самого синего моря» и так далее. Поэтому это о безусловной любви старика к своей старухе. Вот она его и так, и сяк, и ещё раз ему говорит: «Ты иди, и ещё пойди, и ещё к рыбке». Он уж и говорит: «Смилуйся, золотая рыбка. Не даёт мне старуха покоя». Поэтому это сказка о безусловной любви.
К чему я это всё веду? Если любви нет, не важно, сколько там денег тратится. Может быть и такой период, что денег вообще нет. Надо потерпеть, подставить друг другу плечо. Такое тоже бывает, поэтому без любви никак.
Где искать любовь?
Ох, где её искать, эту любовь? Опять же, повторюсь, а нужно ли её искать? Но если мы её будем искать извне, то мы можем легко ошибиться. Мне кажется, любовь надо в первую очередь искать в самом себе. Как и сострадание, милосердие, правильные мысли, правильные слова и правильные дела. Вот такой вот секрет.
Надо почаще смотреть на себя. К зеркалу подойти и сказать: «А вот какой я? А чё я?». Она там орёт, допустим, а ты пошёл, чашка лежит — раз, её помыл. Один раз сделал, потом свет включен в комнате — выключил. Потом смотришь, вещи у неё лежат разложенные — сложил аккуратненько в шкафчик. Что мы сделали? Она смотрит на это: «О! А я ему что?» и тоже взаимно начинает что-то делать. Но кто-то должен делать первый шаг. Я, как мужчина, стараюсь, такого принципа придерживаться, что именно мужчина должен делать первый шаг.
Вы прошли испытание славой?
Да уже лет двенадцать назад, на самом деле. Когда я был на всех этих телевизионных проектах в тринадцатом году, в четырнадцатом году. Я ещё тогда разобрался в себе, понял, что это такое, понял, как работает индустрия. Я просто дальше шел постепенно к своей цели — именно чтобы за счет своих песен стать личностью. Именно за счет тех песен, которые написал я — и слова, и музыку, и аранжировку, как продюсер своего проекта.
Что такое слава, я понял и узнал еще тогда. А дальше какая разница? Больше славы, меньше славы, суть-то одна у неё. Голова встала у меня на место ещё тогда. Но я-то не о славе мечтал, я мечтал всегда о том, чтобы в своей профессии добиться результатов, и чтобы от меня лично людям было хорошо. Чтобы они улыбались, забывали о каких-то своих проблемах, я до этого говорил, что музыка — это тоже своего рода врачевание душ. Вот это то, чем я и занимаюсь — шаманством. Поэтому мне этого всегда хотелось — быть полезным людям, полезным обществу, отдавать от себя то, что мне Бог дал. Вот он мне дал это, а я людям это отдаю через себя. Вот и всё. А дальше уже то, как я это отдаю, насколько это хорошо, это уже зависит от меня. Раз — большой зал. Раз — ещё больше зал, ещё стадион. Всё это говорит о том, что я делаю всё правильно. Я славы как таковой, повторюсь, не хотел. Более того, сейчас я интервью сниму, кепочку надену да пальтишко и незаметно постараюсь уйти. В жизни я по-прежнему, как-то чураюсь, когда меня встречают где-нибудь возле туалета в ресторане: «Ой, а фоточку можно с вами?». Вот ты только выходишь, руки ещё не досушил а тут: «Фоточку можно?». Ну мне это некомфортно, я сразу зажимаюсь. А на сцене я артист, это понятное дело, всё там у меня: и движение, и пластика. Там — это моя работа. Но, к сожалению, нельзя сделать так, чтобы концерт закончился, и ты опять стал человеком, все равно ты остаешься медийным лицом, есть побочные эффекты. Люди любят — это значит, что люди хотят контакта поближе, как-то пообщаться, автограф, фоточку.
Слава — это коварная субстанция, она может погубить человека. Хотя, с другой стороны, всё может погубить человека. Всё что угодно. Можно выпить 8 литров воды и умереть. А можно 10 литров — и точно умереть.
Почему вы не боитесь смерти?
Боится тот, кто не знает, что там дальше и вообще, есть ли там что-то дальше. Знаете, смерть — это только начало. Вот и все. Это надо понимать. Как говорил мой любимый, к сожалению, я с ним не успел познакомиться, Пётр Мамонов: «Жизнь — это как экзамен, который нам дается для того, чтобы мы подготовились к смерти». Это наш путь, как экзамен. Мы что-то решаем, какие-то задачки, отвечаем на вопросы и так далее.
И чем лучше мы всё это сделаем, тем мы более подготовлены будем уже к смерти. Поэтому чего бояться? Все там будем рано или поздно. И в любом случае нужно понимать ещё одну вещь: Бог не даёт человеку прожить на этой земле больше или меньше, чем нужно. У каждого есть свой конец, финал. И когда он будет, это, как говорится, уже решать Господу Богу.
Поэтому тут, как говорил Амвросий Оптинский: «Все свои немощи и скорби я переложил на Господа Бога». Поэтому в этом плане у меня всё, я в расслабоне.
Милосердие русского человека — это сила или слабость?
Смотря как повернуть — это и сила, и слабость может быть. Я думаю, что два в одном. Знаете, в мире не бывает так, что всё черное или белое. Порой бывает, милосердие — это, конечно, сила. А порой бывает, что твоим милосердием могут пользоваться, использовать тебя, причем самые близкие люди, даже кровные родственники. И это уже плохо. Поэтому тут как посмотреть. Безусловно, тут надо каждый частный случай мозговать, рассматривать, делать выводы. Как один из святых говорил: «Когда ты даёшь милостыню, она у тебя должна в ладошке вспотеть, прежде чем ты её дал». Поэтому православие — это вообще дело умное. Всегда надо думать, не просто последнюю рубашку отдавать. Ну и дальше что? Вот, я рубашку отдал, а у тебя ещё носок остался, он, правда, с дыркой, но всё равно давай. Тут надо всегда смотреть, чтобы баланс был. Понимаете, в чём дело? Нельзя так категорично смотреть на это: либо я такой, либо другой. Нет, можно быть разным.
Почему вы выбрали псевдоним «Шаман»?
Мне всегда хотелось взять себе псевдоним, для того, чтобы отделить бытовую жизнь от сценического персонажа. И когда встал вопрос, где-то примерно в 2020-м году, какой же это будет псевдоним, я, долго не думая, открыл комментарии в интернете, и начал читать, что пишут под моими роликами. И я смотрю, там написано: «Завораживающий голос», «Как будто я под гипнозом», или «Голос, который меня исцеляет».
Проскальзывали эти слова рядышком и я из комментариев поклонников выкристаллизовал это слово «шаман». И вот оно и прижилось ко мне. Как некоторые говорят, «shaman» на английском написано. Во-первых, это латиница, а не английский. А во-вторых, я человек, который раскручивался и поднимался через интернет, а в интернете латиница, извините меня, основной язык. А что вы мне сейчас предлагаете делать? Ребрендинг, когда уже все меня знают, все знают этот шрифт, как это пишется?
Может быть, и сделаю, но не сейчас, чуть позже. В целом, может быть, я и дойду до этого. В общем-то, таких перемен, как ребрендинг, можно, в принципе, и не бояться. Но я думаю, не сейчас, может быть, чуть позже. А вдруг к 35-летию, к юбилею сделаю? Как вариант. А может, и не сделаю, не скажу сейчас точно.
Как для вас выглядит идеальный выходной?
Идеальный выходной — проснулся, кофе, потом через час завтрак, потом посмотреть телевизор, поваляться в кровати, в обед поспать часочка-полтора, потом где-нибудь часиков в три-четыре проснуться, позалипать в телефоне, сообщения почитать, видео интересные посмотреть, потом часов в шесть вечера пойти погулять на часика-полтора. Прийти, поужинать в начале восьмого, сходить в душ, включить какой-нибудь сериал, обнять Катюшу, вместе сериал посмотреть и заснуть.
Что делает вас счастливым?
Счастливым человека может сделать только одно: если человек от себя умеет реально искренне отдавать. Вот я как музыкант это делаю на концертах. Отдаёшь людям. Люди приходят, они тебя ждут.
Вот именно качество отдать: друзьям подарок сделать, близким. Я в одних и тех же штанах спортивных полтора года хожу, в полосочку, они стоят 2000 рублей, у меня тут дырка уже. Меня это просто не радует, все вот эти покупки. Но для своих близких отдать, в ресторане за счёт заплатить, этому подарок, маме что-то дать, дочке подарить или Кате. И вот я вижу, они радуются, и я испытываю счастье. Поэтому отдавать — это счастье.