Найти в Дзене

Без дорог, отелей и Яндекс.Карт: как путешествовали на Руси в Средневековье

Вы представляете себе поездку из Москвы в Кострому? Пару часов на машине, комфортно, с кофе навынос. А теперь забудьте. Совсем. Представьте, что это — опасный квест на выживание длиной в неделю, где вас трясет в телеге по колдобинам, грабят лихие люди, а за ночь в лучшем случае просят горсть монет, а в худшем — вашу жизнь. Добро пожаловать в мир средневековых путешествий по Руси. Садитесь (только осторожно, тут ухабы!), сейчас вас будет трясти. Забудьте про асфальт и навигаторы. Главной и часто единственной «дорогой» был «тракт» — утоптанная поколениями телег колея. После дождя он превращался в непроходимое болото, в котором грузные кареты и телеги увязали по ступицу. Зимой, как ни странно, было проще — ездили на санях по
укатанному снегу. Это было самое быстрое и комфортное время для
путешествий. Реки были главными транспортными артериями. Летом — на лодках и ладьях, зимой — по льду. Это был «хэдлайнер» средневекового транспорта. Выбор транспорта жестко зависел от кошелька и статуса
Оглавление

Вы представляете себе поездку из Москвы в Кострому? Пару часов на машине, комфортно, с кофе навынос. А теперь забудьте. Совсем. Представьте, что это — опасный квест на выживание длиной в неделю, где вас трясет в телеге по колдобинам, грабят лихие люди, а за ночь в лучшем случае просят горсть монет, а в худшем — вашу жизнь.

Добро пожаловать в мир средневековых путешествий по Руси. Садитесь (только осторожно, тут ухабы!), сейчас вас будет трясти.

Дороги? Какие дороги?

Забудьте про асфальт и навигаторы. Главной и часто единственной «дорогой» был «тракт» — утоптанная поколениями телег колея. После дождя он превращался в непроходимое болото, в котором грузные кареты и телеги увязали по ступицу. Зимой, как ни странно, было проще — ездили на санях по
укатанному снегу. Это было самое быстрое и комфортное время для
путешествий.

Реки были главными транспортными артериями. Летом — на лодках и ладьях, зимой — по льду. Это был «хэдлайнер» средневекового транспорта.

На чем ехали? От лаптей до карет

Выбор транспорта жестко зависел от кошелька и статуса.

  • Пеший путь:
    95% населения. Простые люди ходили в лаптях, делая по 20-40 км в день.
    Представьте: дойти из Новгорода до Москвы (около 600 км) пешком можно
    было недели за три. Это вам не трекинг с рюкзаком Osprey — это путь с
    котомкой, сухарями и постоянным страхом.
  • Лошадь: Царь транспорта. Но и тут были градации.
    Простой люд:
    Телега или розвальни (низкие сани). Трясло так, что кости выворачивало.
    Скорость — 50-60 км в сутки, и это считалось хорошим результатом.
    Знать и воины: Верхом на лошади. Быстрее и мобильнее. Дружина князя могла покрывать до 100 км в сутки, но это был изматывающий марш-бросок.
    Богачи и князья:
    Уже появляются колымаги и кареты. Но это были не комфортабельные
    экипажи, а скорее деревянные ящики на колесах без рессор. Ехать в них по
    нашим дорогам было сомнительным удовольствием.

«Где переночевать?» — вопрос, от которого зависела жизнь

Современные отели и даже постоялые дворы — это уже поздняя история. В раннем Средневековье варианты ночлега были такими же суровыми, как и дорога.

  1. «Под сосною» — бесплатно, но смертельно опасно.
    Самый частый вариант для пеших путников. Развести костер, свернуться
    калачиком и молиться, чтобы до утра не съели волки или не перерезали
    разбойники. Цена:
    0 копеек, но потенциально — ваша жизнь.
  2. Ямские станции («ямы»).
    Появились для гонцов и официальных лиц. Здесь можно было поменять
    лошадь и найти кров. Но простому люду туда доступ был закрыт. Это был
    прообраз «бизнес-залов» для госслужащих.
-2

3. Постоялый двор или монастырь — удача для путника.
Монастыри
давали приют паломникам и странникам часто бесплатно, «во имя Христа». Но рассчитывать только на это было наивно.
Постоялый двор
(если повезет его найти) — это был простой сруб с гигантской печью. Все
спали вповалку на общих полатях (широких лавках) или прямо на полу.
Место на полу стоило
1-2 копейки. За эти же деньги вас могли покормить похлебкой и дать чарку кваса. Отдельной комнаты не было ни за какие деньги. Цена: от 2 до 5 копеек за ночь с едой.
Для конного:
Ночлег в крестьянском дворе. Путник платил за себя и за корм лошади. Это могло стоить 3-5 копеек. Хозяин был обязан пустить путника по «Уставу о мостах» Ярослава Мудрого, но за кров и еду все равно брали плату.

Что такое 2 копейки?
Для крестьянина это стоимость 1-2 куриц или несколько фунтов ржи. То
есть, за несколько дней в пути он мог потратить месячный заработок.

Шок-цифры: Сколько же это все длилось?

Давайте на примерах, которые рушат все представления о времени:

  • Из Новгорода в Киев (около 1000 км): Путешествие занимало 6-8 недель. Это как сейчас поехать в месячный отпуск, чтобы просто добраться до точки назначения.
  • Из Москвы в Смоленск (~400 км): Около 2-3 недель в зависимости от погоды.
  • Владимир — Суздаль (~30 км): Казалось бы, рукой подать. Но на телеге это был целый день пути.

Время текло иначе. Путешествие было не пунктом в расписании, а событием жизни.

Главные опасности: Хуже, чем вы думали

Дорога была испытанием на прочность. Помимо грязи и скудной еды (сухари,
солонина, в лучшем случае — рыба из реки), путника подстерегали:

  • «Лихие люди»: Разбойники были везде. Лес — их законная территория.
  • Дикие звери: Медведи и волки представляли реальную угрозу, особенно ночью.
  • Болезни: Простуда или инфекция в пути могли стать смертным приговором.
  • Ямщик: Да-да, ваш попутчик и проводник. Случалось, что он мог и ограбить, и бросить в лесу.

Вы все еще хотите в прошлое?

Следующий раз, когда вы будете жаловаться на пробку или задержку рейса, вспомните средневекового путешественника. Его поездка из Москвы в Кострому была не легкой прогулкой, а настоящим подвигом, полным лишений и опасностей. Плата за дорогу была не только денежной, но и жизненной.

Наши предки были железными людьми. Просто чтобы выжить в дороге.

А вы смогли бы пройти такой путь? Напишите в комментариях!