Ну вот я и посетила выставку в Русском музее, посвященную Архипу Куинджи. И это было не просто знакомство с картинами, а настоящее погружение в мир света, цвета и эмоций. Я много слышала о Куинджи как о художнике, который "рисовал светом", но увидеть его работы своими глазами - это совсем другое дело. Это как услышать о вкусе экзотического фрукта и попробовать его самому. Стоя перед полотнами мастера, я поняла, что никакие слова не могут передать ту магию, которая исходит от его картин...
Начало статьи у меня получилось каким-то даже поэтичным, но, честно говоря, не все было так радужно. Далее я поделюсь своими впечатлениями и о самих картинах, и о том, как была организована выставка.
На выставку я планировала пойти после праздников, чтобы избежать очередей и большого количества людей на сеансах. Но как-то быстро скооперировавшись с подругой, мы приняли решение не отодвигать визит в музей, а закрыть этот пунктик в этом году. Билеты мы решили купить электронные, чтоб не стоять очереди в кассу. На сайте музея они раскупаются моментально. Свободных мест на неделю вперед уже нет. Поэтому попасть на выставку оказалось не так чтобы быстро. Каждые полчаса в зал запускают по сто человек, и длится этот конвейер с 9:30 утра до 21:50 вечера. Залы забиты под завязку. Тем, кто хочет попасть на выставку к концу года или в новогодние праздники, советую озаботиться о билетах заранее.
Поскольку билеты мы взяли на будний день на 13:00, вход в музей оказался свободным, без каких либо пугающих очередей.
Само здание Русского музея - это уже произведение искусства. Величественное, с богатой историей. Оно создает особую атмосферу. Проходя по его залам, чувствуешь себя частью чего-то большего и значимого:
Пройдя рамки, досмотр и раздевшись в гардеробе, проходим на выставку, которая состоит из 6 залов.
В начале мы попали в маленький "отсек", где увидели только бюст Куинджи, краткую биографическую справку, размещенную на стенах, и, как мне показалось, огромную фотографию фасада особняка Николая Гребёнки на Васильевском острове - здание, где в 19 веке жил и творил художник Архип Куинджи:
Если я правильно поняла замысел, то в первый зал мы переходим через открытое окно. Оно будто нас приглашает ощутить тот самый приглушенный петербургский свет, который был так важен для работы Куинджи.
Бюст художника:
Первый зал: Поэтика этюда
Первое, что мы видим, войдя в распахнутое окно, - это величественный портрет художника кистей Ильи Репина:
Зал имеет название: "Поэтика этюда". В нем представлены в основном небольшие этюды, поступившие в музей из Общества художников имени Куинджи. Это работы, с которых Куинджи начинал свой творческий путь.
Как мы знаем, ранняя потеря родителей в детстве вынудила будущего художника начать работать еще в детстве. Он выполнял разную грязную работу, а в свободное время много рисовал. В 13 лет мальчик, имея за плечами только начальное образование, отправляется в Феодосию проситься в ученики к прославленному маринисту Айвазовскому, который не принял его как художника...
Ранние этюды я вам показать не смогу. Потому что вот:
Специально сделала фото, чтобы избежать дальнейших споров. Что тут можно добавить, дорогие оформители? Такая демонстрация работ, без преувеличения - это полный провал! Весь зал, отведенный под ранние этюды, расцениваю как неуважение к зрителю. В зале отсутствует нормальное освещение, темновато. Я понимаю, что задумка была сделать неяркий, рассеянный свет, при котором работал живописец, но как вы прикажете рассматривать работы мастера, ведь ничего не видно?
Работы Куинджи размещены в широких стеклянных витринах, по две в ряд. Мало того, что они все ужасно бликуют, плохо видны и не отражают истиной прелести, так еще и чтобы посмотреть верхнюю в витрине, нужно прижаться к этой самой витрине. Поэтому частая фраза, которую слышишь от смотрителя: "Не облокачиваться!". Те картины, что на стене, тоже смотреть без раздражения невозможно: многие бликуют от ламп. Танцуешь, как блоха, с разных сторон, чтобы рассмотреть картину. В общем, уже с первого зала получила порцию полного разочарования!
Второй зал: Среди передвижников
Во втором зале находятся первые картины Куинджи, ставшие настоящими шедеврами.
После разочарования с Айвазовским Архип уезжает в Петербург и посещает лекции Академии художеств, где в нем так же не увидели талантливого художника. Переломным моментом стало знакомство с передвижниками, в особенности с Ильей Репиным, который увидел в Куинджи большой талант и стал его другом и наставником.
В этот период художник представляет публике произведения, вдохновленные его поездками на Валаам в 1870 и 1872 годах. Очень известная работа Архипа Куинджи - "На острове Валааме". Можно сказать, что она является гимном северной природе, ее суровой красоте и величию. Спокойствие и умиротворение, исходящие от этой работы, завораживают. Это первая картина, которую купил лично у художника коллекционер Павел Третьяков:
Вот еще одна картина из "Валаамского цикла". Полотно очень красивое, но и в этом зале беда с неправильно выставленным светом - все бликует. На картине тонко запечатлен момент штилевой тишины перед грозой, нависшей над озером, когда тихая вода так прозрачна, что виден каждый камушек на дне:
В зале экспонируются еще несколько крупных полотен, например, "Чумацкий тракт в Мариуполе", "Забытая деревня", "Ладожское озеро" и "Осенняя распутица".
"Чумацкий тракт в Мариуполе" - это не просто пейзаж, это целая история. На этой картине Архип Куинджи изобразил свой родной край. Мариуполь был для мастера родным городом, а по Чумацкому тракту, пролегающему в южных степях, он ходил в Феодосию. Название дороги дали торговцы, то есть чумаки. Их повозки сновали между Мариуполем и Феодосией, перевозя различные товары для ярмарок, в особенности рыбу и соль:
"Осенняя распутица" - это шедевр, который передает всю мощь и меланхолию русской осени. Грязь, раскисшая дорога, низкое серое небо, вокруг густой туман... Все это могло бы показаться унылым, но Куинджи удалось превратить это в завораживающее зрелище. Свет, пробивающийся сквозь тучи, освещает осеннее дерево, деревеньку и скользкую землю, создавая игру отражений и бликов. Чувствуется влажность воздуха, слышится шум ветра и скрип колес. Картина как будто бы заставляет почувствовать себя частью этой осенней стихии, ощутить ее прохладу и задумчивость...Очень нравится мне это полотно:
Третий зал: От тьмы к свету
В этом зале показано, как Куинджи работал со светотенью. Центральное место занимает полотно "Радуга", которое считается одним из шедевров позднего периода творчества Куинджи. В центре полотна - широкий мост радуги, сияющий чистым и легким светом. Художник нарисовал радугу нетрадиционно. Не как соединение спектра семи цветов, а как яркую почти однотонную дугу. Радуга, словно мост, соединяет один край картины с другим". После дождя трава стала сочного зеленого цвета. Дорога размылась. Вдали еще идет ливень...:
Так же в этом зале представлена картина, которая является премьерой выставки "Христос в Гефсиманском саду". Прийти на выставку стоит уже хотя бы ради нее, потому что она хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке и ни разу с момента написания не покидала Крым. Это первая презентация шедевра Куинджи за пределами Крыма:
Данное полотно - единственная работа художника на библейскую тему. Иисус пришел в Гефсиманский сад сразу после Тайной вечери. В центре изображен освещенный лунным светом Христос в белой одежде, а весь окружающий его Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой, в которой прячутся противопоставляемые Христосу злодеи...
Я бесконечно люблю Исаакиевский собор, и мне очень хотелось увидеть картину "Исаакиевский собор при луне", приехавшую выставляться в Русский музей из Смоленска. На картине мы видим романтический пейзаж, на котором изображен Исаакиевский собор в Петербурге, погруженный в мистическое лунное освещение:
Пока рассматривала полотно, мне невольно пришлось подслушать разговор двух рядом стоящих дам. Одна из них выражала полное недовольство и картиной, и художником. Женщина заявила, что художник неверно изобразил местоположение собора, ведь рядом с ним никогда не было воды и люди там пешком ходят, а не плавают на лодках. По ее мнению, картина, цитирую: "полная ерунда больного воображения". Можете со мной не соглашаться, но я считаю, что, посещая выставки, стоит хоть немного расширять свой кругозор заранее, чтобы не выглядеть невеждой. А если знаний не хватает, то лучше воздержаться от таких необоснованных суждений. А картина прекрасна.
Куинджи создал ее в 1869 году. Это одна из его ранних работ. Идея написания картины пришла художнику, впечатленному событиями 1824 года в Петербурге, когда случилось самое страшное наводнение в истории города. Тогда Нева вплотную подошла к Исаакиевскому собору, а люди могли передвигаться по городу только в лодках. В память о том наводнении на многих стенах домов Петербурга имеются памятные таблички.
Еще одна картина, которая демонстрирует мастерство Куинджи по работе со светотенью, - "Украинская ночь". На этой картине мы видим ночной пейзаж, где лунный свет преображает природу. Художник выразил очарование тихой южной ночи, которая словно по волшебству преображает скромный уголок природы. Яркой точкой показан одинокий хутор, запечатленный под покровом ночного неба.
Зал четвертый: Поиски "законченной" формы
В этом зале представлены работы, отражающие стремление Куинджи к совершенству в пейзажной живописи. В нем представлены такие шедевры из коллекции Русского музея, как "Вечер на Украине", "Пятна лунного света в лесу. Зима", "Дубы".
Так же в этом зале находится "Березовая роща", которая приехала в Русский музей из Третьяковской галереи. Ах, эта "Березовая роща"!))...Помню, как в 5-м классе на уроке то ли литературы, то ли МХК я пыталась описать эту картину. И получила заслуженную тройку, потому что, согласно моему богатому детскому воображению, березы там стояли по колено в болоте с лягушками). Понятно, что у учителя были другие представления о красоте картины.
Зал пятый: От цвета к тону
Зал акцентирует внимание на мастерстве художника в работе с цветом. Главное произведение зала - картина "Ночное", где в полной мере раскрывается умение Куинджи создавать тонкие градации. Потрясающая работа, мне очень нравится. Жаль, что со временем краски потускнели:
Помимо "Ночного" в зале разместили и другие работы, отражающее ювелирное владение Куинджи цветом. Среди них: "Закат" (1900-е), "Казбек вечером" (1900-е), "Закат над сосновым лесом" (1900-е), "Закат на берегу моря" (1900-1910), "Эффект заката" (1900-е), "Ай-Петри Крым" (1890), "Эльбрус. Лунная ночь" (этюд 1890-1895) и другие картины:
Зал одной картины: Лунная ночь на Днепре
Заметила, что стены первого зала были чуть сероватыми, затем, с переходом в каждый последующий зал, серый цвет становился насыщеннее. В итоге он нас привел в темный мрак...
Последний зал превратили в иммерсивное пространство, где в главной роли выступает картина-сенсация 19 века. В зале создали атмосферу ночи с помощью приглушенного освещения и мерцающих огоньков на потолке, имитирующих звездное небо. В центре экспозиции - "Лунная ночь на Днепре", написанная в 1880 году:
Эта инсталляция продумана до мелочей: сидения по центру зала, обдуваемые легким ветерком от вентиляторов, и звездное небо" над головой создают полную иллюзию присутствия. И вот вы уже сидите не в корпусе Бенуа, а на берегу реки, слышите шум ветра, видите россыпь звезд, а перед вами завораживающее зрелище лунного света, танцующего на водной глади:
Это не просто просмотр картины, а полное погружение в ее атмосферу. Просто потрясающе. Этот глубокий бархатный цвет черной ночи, этот серебристый луч луны, падающий на спокойную воду. Это и правда завораживает! Казалось, что я сама стою на берегу Днепра и ощущаю прохладу ночного воздуха.
✔️ Эту картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал картину князю Константину Константиновичу за баснословные на тот момент для пейзажа 5 тыс. рублей. Представитель династии Романовых даже взял полотно с собой в кругосветное путешествие. Но это было ошибкой. Под воздействием морского воздуха потемнел битум, который Куинджи добавлял в состав красок ради большей контрастности и эффекта свечения, и сияние пейзажа немного померкло. Но не совсем. Сегодня в этой работе еще можно увидеть магию лунного света.
Ожившие картины Куинджи
Ну а в заключении выставки вас будет ожидать от музея современная "фишечка" - мультимедийный кинотеатр, где с помощью нейросетевых технологий полотна, написанные полтора века назад, "оживают". Плещет вода Ладожского озера, мягко накатываются волны Черного моря, расцветает красками закат...
Выставка - полный провал
Некоторые картины вам показала. Теперь пару слов о выставке.
Я буквально летела на выставку художника, но, увы и ах! Организация пространства выставки оказалась очень неудачной! В маленьких залах слишком плотно разместили картины, поэтому людям было просто не развернуться. Все друг друга цепляли локтями. Отсутствие правильного освещения привело к бликам на большинстве работ, а те этюды, что находились в неосвещаемых витринах, их вообще не было никакого шанса увидеть. В итоге ни одного (!) этюда из-за толстого бликующего стекла мне рассмотреть не удалось.
От многих картин эффект просто загублен! В залах темно, как в погребе! Трудно поверить, что так не профессионально подошли к организации профессионалы-организаторы РМ. Лично мне сбежать захотелось уже как только зашла. С первого зала сложилось впечатление, что все сделано как-будто "на отвали"! К слову, РМ разочаровал организацией не только этой ретроспективы, но и предпоследних - Брюллова и Васнецова. Эрмитаж намного лучше организует выставки. Поучитесь! На начавшуюся новую выставку "Наш авангард" теперь даже желания идти нет.
Еще сюда хочется добавить экскурсионные группы, которые идут вместе с обычным потоком людей. И так не разойтись с людьми, так РМ сюда впихивает организованные группы! Вот такая группа, и не одна (плюсом человек 30) как встанет в маленьком зале у картин и не подойдешь/не обойдешь, пока экскурсовод не закончит свой рассказ. Почему бы таким группам отдельные сеансы не выделить?? Жадность Русского музея безгранична. Бессовестно, на голубом глазу деньги стрижете и наплевать вам на людей. Позор.
Теперь о посетителях. Волосы дыбом! Кругом неадекватный народ, фотографирующийся на фоне великой живописи и делающий бесконечные селфи (хотя это запрещено музеем!). Вы пришли куда? Картинами восхищаться или себя любимую во всех ракурсах запечатлеть, мол "я тут была"? В итоге народ стоит, ждет, как какая-нибудь разукрашенная красавица у картины подберет удачный ракурс для своего блога. Стыдно за вас! Так же я словила шок от того, что люди могут позволить себе ходить по выставочным залам и есть конфеты, шелестеть фантиками от них без стыда и совести, смачно грызть наливные яблочки. Вы еще пирожки из сумки достаньте и разбейте пикничок на "берегу Днепра"! А что? Может, там, откуда вы приехали, так принято? Зато у нас нет! В зале-кинотеатре через одного все что-то жуют. За 1.5 часа проголодались бедненькие.
В общем, организация просто мрак. А к Куинджи претензий нет. Он такой один. Гений, который умел создавать живописные иллюзии света и тени, что полотна как будто оживали. И секрет его мастерства до сих пор не разгадан. Несмотря на плохую организацию, я все равно очень рада, что мне удалось увидеть так много его работ. Было выставлено более 150 картин.
Советы для будущих посетителей:
- Если есть возможность, постарайтесь посетить выставку в будний день, чтобы избежать толп. Брать билет удобнее через сайт музея. Так вам не придется стоять очередь в кассу. Взрослый билет: 600 руб. Время, которое дается на осмотр: 1 час 30 минут.
- Придя на выставку, не спешите пробегать все залы разом мимо всех картин. Остановитесь у каждой, попытайтесь абстрагироваться от толпы, вглядитесь, почувствуйте!
- Обратите внимание на детали. Куинджи был мастером деталей. Присмотритесь с разных сторон, как он передает текстуру листвы, ночи, закатов, блики на воде, игру теней.
- Почитайте заранее о художнике. Если вы не очень знакомы с творчеством Куинджи, перед посещением выставки узнайте о его жизни и творческом пути. Это 100% поможет вам лучше понять его работы. Проверено на себе.
- Не надо трескать в музее конфеты, чавкать яблоками и надкусывать бутерброды из под полы. Не показывайте свое бескультурье. Имейте понимание, куда вы пришли.
- После посещения выставки можно продолжить знакомство с творцом, посетив музей-квартиру А. И. Куинджи, которая находится на Васильевском острове. В ней вы сможете прикоснуться к атмосфере, в которой жил и творил художник.
📌 Когда: выставка идет с 11 сентября 2025 по 30 марта 2026 года
📍 Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2, Русский музей, корпус Бенуа (от метро Невский проспект 5 минуты пешком)