Не правда ли многим из вас знаком этот кадр? А, может быть, даже не просто знаком, а невольно навевает теплые воспоминания и поднимает настроение? Да, главная особенность "Щелкунчика" в том, что он с первых кадров создает праздничное, романтическое настроение, которое не покидает зрителя до самого конца и остается надолго.
И, безусловно, главную роль здесь играет божественная музыка Чайковского!
Мультфильм, снятый на студии "Союзмультфильм"режиссёром Борисом
Степанцевым по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
(1816) и балета Петра Ильича Чайковского 1892 года, буквально погружает зрителя в мир гениальных, чарующих мелодий, очень гармонично направляющих весь сюжет мультфильма. Это и чудесный Марш, и возвышенное Адажио, и музыка из других балетов, так же использованная в ленте.
Пробуждает воображение зрителей и замечательное художественное оформление мультфильма. Огромный освещенный зал с высокими потолками и большими окнами, невероятных размеров праздничная елка, подарки - все это объемный, живой мир в который веришь сразу и навсегда и в который очень хочется попасть снова, как в собственное детство. И чудо происходит! Зритель словно по мановению волшебной палочки оказывается рядом с главной героиней мультфильма - девочкой, чья доброта помогает разбить злые чары и освободить принца из оболочки Щелкунчика. И пусть одежда ее бедна и потрепана, а волосы не убраны, лицо ее словно освещается добротой изнутри. С какой жалостью и любовью она гладит маленькую большеротую игрушку. Умение видеть прекрасное даже за внешним уродством может только очень доброе сердце. И в этом посыл мультфильма - доброта способна разрушить злые чары.
Причем, несмотря на то, что сценаристы изрядно изменили сказку Гофмана, этот посыл перешел в мультфильм именно из первоисточника. В своей сказке Гофман поднимает важную тему красоты внутренней и внешней.
В первоисточнике Прекрасная Пирлипат, из-за которой Щелкунчик стал уродливой игрушкой, не смогла за внешним уродством разглядеть внутреннюю красоту. Бессердечная и высокомерная красавица отвергла его. А главная героиня Мари смогла полюбить его даже в не особенно привлекательном обличье. И эта ее любовь и доброта разрушили чары госпожи Мышильды и вернули герою первоначальный облик.
Вообще отношение к красоте, и определение ее места в человеческой системе ценностей - это проблема, которая нередко поднимается в культуре. Например, у Николая Заболоцкого есть очень проникновенное стихотворение о некрасивой девочке, которое учит правильному отношению к внешней привлекательности.
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
.............................................................
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955 г.
Мари, а вместе с ней и героиня мультфильма смогли разглядеть огонь в сердце Щелкунчика, смогли оценить благородство его натуры и вместе с ним вступить в бой против злых сил.
Поначалу довольно инертные в разгар битвы обе героини вступают в сражение. Мари бросает во врагов туфельку, а героиня советского мультфильма -деревянное сабо.
Но если в сказке, этот поступок не оказывается решающим, то в мультфильме корона вражеского властителя рассыпается в прах при ударе сабо и он гибнет.
Персонаж крысиной королевы получился прям таким готичным.
А дальше начинается настоящее музыкальное чудо! Принц и его спасительница отправляются к его родителям. Их путь предстает перед зрителями как долгий танец, поставленный на музыку "Вальс цветов"!
Это действительно прекрасный, объемный вальс цветов, листьев, бликов света.
Для того чтобы так детализировано проработать этот отрывок авторы
наверняка проделали просто титаническую работу! При создании этого эпизода были использованы уникальные приемы и комбинированные съемки создающие эффект игры света, объема (качающиеся елочные игрушки вначале фильма) и калейдоскопического движения.
А еще «Щелкунчик» учит нас смелости, учит, что какими бы слабыми мы сами себе не казались, нужно смело вступать в бой с полчищами врагов и, если правда на нашей стороне, то и удача нас не покинет.