Итак, в предыдущей публикации жизни людей отмечены, как еще одна высшая ценность Общества Созидания. Творить и созидать может только человек благодаря своему разуму и способности логически мыслить. Поэтому в Обществе Созидания сами люди закономерно являются основополагающими и незаменимыми его элементами.
Однако, для той биологической экосистемы, которая сложилась на нашей планете, действует всем известный принцип конечности жизни для каждого представителя существующего биологического многообразия, всех его видов и подвидов. И человек здесь не является исключением. Поэтому, если говорить конкретно о роде человеческом, то для того, чтобы Общество продолжало свое существование в будущем и развивалось, в нём непрерывно должны рождаться новые люди, которые в совокупности и составляют указанное Общество.
А каким образом физически зарождается и подходит к своему возникновению каждая человеческая жизнь?
При ответе на данный вопрос мы не будем вдаваться в организационно-биологические тонкости и детали указанного процесса, которые известны абсолютному большинству взрослых людей. В ответе на него первостепенную важность имеют не указанные подробности, а общие принципы.
Первым и базовым таковым принципом является тот факт, что каждый новый человек появляется в этом мире благодаря тому, что его рождает женщина. А для того, чтобы это произошло, у нее должен быть соответствующий контакт с представителем противоположного пола - с мужчиной.
Так уж заложено природой, что для продолжения рода необходимы представители двух разных полов. Указанная необходимость предопределена законами эволюции. В рамках процесса зарождения внутриутробного плода происходит геномная рекомбинация наследственного материала, содержащегося в двух генетически разных организмах. В результате слияния материнской и отцовской гамет и содержащихся в них хромосом образуется новый набор генетической информации, что создает условия для появления у ребенка признаков, нетипичных для каждого из родителей.
При этом процесс носит случайный характер и потому наследование особенностей родителей или приобретение новых качеств организма — абсолютно непредсказуемы. А в совокупности для человека (и не только для него) данное обстоятельство дает возможность для появления тех организмов, которые будут наиболее приспособленными к меняющимся условиям жизни на планете или при освоении территорий со разными климатическими и географическими особенностями. Именно благодаря данному биологическому механизму всё живое развивалось и адаптировалось к тем условиям, в которых оно находилось и которые менялись на разных этапах существования Земли. Вследствие этого же согласно данной научной теории появилось всё многообразие биологических видов, а также многообразие человеческих этносов.
Вторым важнейшим принципом является то, что рождение новых людей — это только самое первое и самое базовое условие сохранения и продолжения существования человеческого Общества. Другим гораздо более значимым этапом жизни является процесс превращения младенца в полноценного взрослого участника этого Общества. Именно совокупность таких взрослых людей и составляют основу Общества, они обеспечивают его функционирование, сохранение и развитие. Ежели же говорить именно об Обществе Созидания, то этот процесс роста ребенка, взросления и формирования его личности, - можно назвать процессом становления человека на путь созидания, т. е. явлением его превращения в Созидателя.
Также очевидным для указанного второго принципа является и тот факт, что для успешного протекания взросления и развития человеку необходимо набраться знаний и много чему научиться. Параллельно потребуется и формирование созидательного образа мышления (чтобы у человека утвердились целеустремления созидать, а не разрушать).
Получение знаний и обучение в современном Обществе происходит в рамках образования. А образ мышления человека в первую очередь находится в сфере ответственности воспитания. Вот на образовании и воспитании давайте остановимся чуть подробней и поговорим о том, какие должны быть выполнены условия здесь, чтобы дети становились настоящими Созидателями и полновесными членами Общества Созидания. Правда, тут сразу стоит оговориться, что в данной публикации не стоит задача подробно и максимально полно раскрыть тему образования и воспитания (тема эта очень объемная и потому для её всестороннего рассмотрения потребуется не одна статья). Ко всему необходимо подходить последовательно и постепенно, поэтому сейчас про образование и воспитание порассуждаем именно в рамках контекста, обозначенного в заголовке статьи. А далее в последующих публикациях вернемся к ней более обстоятельно (уже в статьях, касающихся конкретной конструкции Общества).
Итак, начнем с терминологии. При обращении к открытым источникам можно найти такое определение образовательного процесса.
Образование — это систематизированный процесс получения знаний, умений и навыков, направленный на развитие личности и её подготовку к активной жизни в обществе. Это не только обучение, но и воспитание, которое способствует формированию мировоззрения, нравственных принципов и творческих способностей. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие учреждения.
В то же время для понятия «воспитание» можно встретить вот такое описание.
Воспитание — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Получается что воспитательный и образовательный процессы тесно взаимосвязаны и можно сказать, что неотделимы друг от друга, т. к. по сути один является частью другого и наоборот.
Ну хорошо, с тем, что такое образование и воспитание — всё понятно. Но когда они начинаются, кто в этом участвует и кто в комплексе берет на себя воспитательные и образовательные функции?
В действительности образование ребенка начинается с первых дней его жизни. Малыш сразу после своего рождения начинает учиться жить в этом мире, т. е. начинает учиться всему. Он постигает азы приема пищи, учится управлять своими руками и ногами, учится видеть, учится чувствовать. Хотя, конечно, вот эти базовые функции приобретаются скорее на инстинктивном уровне. Однако, позднее по мере развития органов зрения, слуха, обоняния и осязания маленький человек осознанно начинает всё более и более активно изучать окружающие его объекты. Ну и как минимум пробовать их «на зуб», т. к. рот на данном этапе жизни является важнейшим исследовательским инструментом и источником информации.
Ну, а кто ему помогает делать первые шаги в этом мире? Кто проводит первичное обучение и образование? Кто постоянно в это время находится с ребенком? Кто с ним общается и помогает ему?
Ну конечно же его родители. Именно они ведут свое дитя за руку на пути постижения и изучения той окружающей среды, в которой этому маленькому новому человеку придется находиться на протяжении всей жизни. Да, понятно, что есть еще бабушки с дедушками, тети с дядями, а также вполне могут быть и старшие братья с сестрами. Но все эти люди в подавляющем большинстве случае выполняют роли сугубо второстепенные. А основная миссия по обучению и воспитанию нового человека лежит именно на родителях. Причем, значимость этой миссии трудно переоценить. Особенно она масштабна для ребенка в дошкольный период. Сохраняет свою огромную значимость и в школе. Пусть в меньшей степени, но влияние родителей на человека имеет место быть и во вполне взрослом возрасте.
Ребенок с младенчества больше всего времени проводит именно с мамой и папой. Поэтому они являются для него образцом во всём: и в плане поведения, и в части образа жизни, и в части каких бы то ни было навыков, и, само собой, с точки зрения образа мышления. Дети в ранние годы жизни подсознательно (на уровне всё тех же инстинктов) стремятся быть похожими на своих родителей, поэтому особенно важно то, какой пример они им подают. От них зависит очень многое. И потому базовый созидательный образ мышления человека во многом закладывается в него именно благодаря родительским усилиям.
Не менее важным является и то, что мужчины и женщины в силу своих половых и связанных с этим генетических различий, обладают разными качествами. Исходя из них мужской пол специализируется на одних делах и заботах, женский — на других. И сочетаясь вместе они формирует то целостное и единое, что лежит в основе комплексных созидательных процессов. Данное положение дел издревле понималось различными философами. Одним из самых известных является древнекитайский символ "Инь и Ян", который как раз и показывает слияние противоположностей в единое гармоничное целое.
Выше уже было сказано, что данное сочетание на биологическом уровне приводит к появлению новых людей и новой жизни. Рождение же новых жизней, которые будут заниматься созидательной деятельностью — это есть высшая форма созидания.
И вот для того, чтобы сознание ребенка с малых лет программировалось на эту и иные созидательные формы деятельности, очень важно, чтобы он находился в окружении мамы и папы и не только видел это сочетание, но и был частью его. Сочетание мужских и женских качеств фактически представляет собой природную гармонию, которая является обязательным условием для формирования созидательного образа мышления в детстве.
С образовательно-воспитательной точки зрения мама может дать ребенку то, что не может дать папа, равно как и только папа может дать того, что не может дать мама. Взаимно дополняя друг друга они как раз и создают семейную гармонию для ребенка. Отсюда следует, что обязательным условием для полноценного воспитания состоявшихся участников Общества Созидания является то, чтобы у них одновременно были мама и папа. Т.е. речь о том, что у ребенка обязательно должна быть семья, включающая в себя обоих родителей, а не только одного или вообще ни одного (в случае роста в интернате или детском доме).
Указанное условие обязательное и необходимое, но, как говорят математики, НЕДОСТАТОЧНОЕ. Родители вносят огромный и неоценимый вклад в формирование мировоззрения ребенка, но есть еще один момент, который также важен, если не сказать, что он еще более значим для формирования созидательного мировоззрения. Этим обстоятельством является наличие братьев или сестер.
Всё-таки, родители для ребенка — это осознанно или неосознанно те люди, которые представляют собой «другой мир» — мир взрослых людей. А у детей «мир» свой, детский. И взаимодействие этих «миров» также обладает своей спецификой, которая сопровождается определенными нюансами. А потому на этапе раннего развития ребенка для него представляет особую ценность не только гармония «взрослого мира», на который он ориентируется, к которому постепенно стремится и тянется, но в котором еще по объективным причинам не может полноценно существовать до достижения соответствующего возраста и развития. Ребенку также важна и психологическая гармония своего «детского мира», которая может быть достигнута только через общение с братьями и сестрами. Ощущение одиночества в своем «детском мире» для ребенка несет очень значимые разрушительные последствия именно по отношению к процессу формирования созидательного образа мышления.
И вот почему. В этом состоит целый ряд очень серьезных психологических моментов социального характера.
Момент первый. Когда ребенок растёт в семье один - из тех условий, в которых он находится, у него, как правило, складывается иллюзия, что он некий общественный центр, а «взрослый мир» родителей «вращается» вокруг него. О нем все заботятся, удовлетворяют его желания (сразу или не сразу, но чаще исполняются на день рождения или новый год), ему всё покупается, и то, что покупается, достается только ему. Вкусное — ему. Игрушки — ему. Одежда — тоже. Прочие развлечения и радости жизни — аналогично только ему и больше никому. Это замыкание на себе развивает то самое пресловутое чувство эгоизма, когда можно думать только о себе и больше ни о ком. Не надо ни с кем ничем делиться и ни о ком больше думать. Наоборот всё внимание родителей только к нему и все думают только о нем, а ему ни о ком особо не надо беспокоиться. Это, к тому же, способствует развитию у ребенка вредности и капризности.
Об эгоизме же сказано на страницах статей канала немало, и о том, к чему это приводит. Эгоизм является одной из ступеней образа мышления с низкими морально-нравственными стандартами (низкодуховного мышления). Это в чистом виде влечёт за собой разрушительные последствия, т. к. человек не умеет учитывать интересы других людей.
Момент второй. Конфликтность и коммуникативная слабовольность. Представьте, что в семье ну хотя бы двое детей. А лучше, если трое или четверо. Есть уверенность, что среди читателей есть те, кому посчастливилось вырасти в таких многодетных семьях. Так вот, вспомните как складывались отношения с братьями или сестрами. У большинства очень и очень часто возникали конфликты интересов. Во всём. И в части того, чтобы поделить между собой что-то вкусное, или поделить игрушку, или какую либо другую детскую ценность. Да и просто в силу колебаний настроения много раз происходили ссоры и разногласия. Но! Важнейшая особенность всех этих ситуаций в том, что дети живут в одной семье, в одном доме и никуда друг от друга деться не могут. Если единственный ребенок в семье, играющий во дворе с другими детьми из других семей и поссорившийся с ними, может уйти от них и больше с ними не играть и не видеться, то от брата или от сестры уйти невозможно. Продолжение совместной жизни и дальнейшее контактирование в одном доме - неизбежны. Осознание этого всегда приводит к такому же неотвратимому примирению. Отсюда у детей постепенно на протяжении долгих лет прививается навык преодоления конфликтных ситуаций, а также воля к дальнейшему мирному и конструктивному взаимодействию, к налаживанию отношений. Поэтому люди, выросшие в таких семьях, гораздо чаще имеют более высокий уровень социализации. Конечно, сценарий формирования таких человеческих качеств не является "железобетонным" правилом для всех, и всегда есть исключения, но если взять статистику, то общая закономерность будет налицо.
Момент третий. Который во многом вытекает из первых двух. Поскольку дети в семье относятся к представителям одного «детского мира», то этот факт их объединяет и они друг друга считают в конце концов начинают считать своими. А свои, как правило, думают друг о друге и заботятся, потому что они члены одной социальной группы. Это членство их связывает и сближает в том числе по причине общности интересов и текущего мировоззрения. Да, обычно становление таких особенностей взаимоотношений происходит не всегда безоблачно и нередко трудно, но долгие годы совместного проживания и участия в различных жизненных ситуациях (приключениях) делают свое дело. В конечном счёте родственные узы формируют неравнодушие к другим людям и внутреннее стремление заботиться о близких. И вот - старшие присматривают за младшими, вместе играют, и помогают друг другу. А младшие, соответственно, тянутся к старшим и видят в них опору и источник помощи в самых разных трудных ситуациях.
Из этого третьего момента для родителей на бытовом уровне следует благоприятный «побочный» эффект, который напрочь позабыт большинством современников.
Ни для кого ни секрет, что сегодняшняя взрослая жизнь, как правило, очень загруженная и динамичная. У взрослых людей огромная масса проблем и забот. И жилищные, и транспортные, и проблемы по работе, и связанные с питанием (с приготовлением пищи), с приобретением одежды, и т. д. и т. п.
Кажется, что вся эта динамика является исключительно особенностью нынешнего времени, которая плохо совместима с рождением и воспитанием детей, на которых попросту не хватает времени. А вот раньше, дескать, люди на Руси жили более размеренно и спокойно, потому и семьи были многодетными.
Вообще говоря, таковой насыщенной проблемами и заботами жизнь была всегда. Просто 100-200 лет назад набор этих нескончаемых забот был банально другим. Основная масса людей относилась к крестьянскому населению и заботы были сопряжены с огромными объемами труда по части выращивания сельхозкультур и различных видов скота. И свободного времени было ничуть не больше.
Поэтому многодетность была необходимой мерой по решению данных проблем. Прежде всего это были дополнительные рабочие руки, которые помогали родителям в их нелегком труде. Большая рождаемость также компенсировала относительно высокую смертность, т. к. медицина того времени была еще недостаточно развита. Ну и самое главное: многодетность освобождала родителей от избыточных трат времени на детей, т. к. старшие дети естественным образом брали на себя функции занятий с младшими детьми. Т.е. достигались условия развития всех детей (общение, игры, воспитание) при том, что у родителей появлялось дополнительное время на ведение хозяйства и обеспечение семьи всем необходимым. Получалась очень интересная ситуация: большое количество детей не обременяло родителей, а наоборот разгружало их.
Если же в семье один ребенок, то заниматься с ним и смотреть за ним некому, кроме самих родителей. Компания для игр у него одна: мама или папа. И если люди всецело посвящают себя своему отроку, то они начинают зашиваться и ничего не успевают в том многообразии сваливающихся на них дел, что создает риски для неблагоприятной психологической атмосферы в семье. А если родители отвлекаясь на домашние дела недостаточно уделяют времени своему ребенку, то уже возникает значимая опасность для развития у него различных психологических проблем, связанных с недостатком общения и внимания. Как уже было сказано выше, это еще дополняется развитием эгоистических наклонностей. И в итоге с высокой вероятностью вырастает человек, который не способен на полноценную созидательную деятельность, проявляющуюся как в профессиональном измерении, так и в части личного создания полноценной семьи. И все потому, что ему в детстве не хватало настоящей полной семьи, в которой присутствуют не только оба родителя, но и одновременно количество детей не менее двух (в идеале не меньше 3-х или 4-х).
Все эти рассуждения подводят нас к главному итоговому выводу.
Полноценная (полная) семья, состоящая из мамы, папы, и не менее двух детей, является еще одной очень важной высшей ценностью Общества Созидания. Только в полной семье могут быть созданы наилучшие воспитательно-образовательные условия, обеспечивающие максимальную вероятность формирования у подрастающего поколения созидательного образа мышления. Оно же мышление высокодуховное.
Одновременно необходимо особо подчеркнуть, что все эти логические выкладки касаются именно сознательного поведения людей в отношении семьи. Разумеется, всё это не относится к тем случаям, когда волею судьбы происходят трагические события, приводящие к неполноте семьи (погибает один из родителей или ребенок). Не относится это и к тем сценариям, когда полную семью не получается создать в результате нехватки здоровья для реализации детородной функции. Тут уж что получается, то получается. Но с точки зрения сознания полная семья — безусловная высшая ценность Общества Созидания. Она является едва ли не главной высшей ценностью Общества, несмотря на то, что рассмотрена только шестой по счёту в общем перечне высших ценностей. И потому в силу семьи, как высшей ценности, в Обществе Созидания практически полностью отсутствуют разводы, а многодетность (двое, трое, и более детей) является не просто нормой, а по сути золотым общественным стандартом.
Кстати, с точки зрения разводов и рождаемости можно по-новому и очень интересно взглянуть на кое-какие исторические события. Их можно дополнительно объяснить с неожиданной стороны относительно ранее подробно рассмотренных идеологических и социальных «игр» по манипулированию общественным сознанием народов...