Революцию в 1917 году делали под лозунгом «мир — хижинам, война — дворцам!». Лозунг людоедский, да и лицемерный тоже: выраженного сословного угнетения при Николае II уже не было. К примеру, 90% пахотной земли до революции уже принадлежало крестьянам, а чуть ли не единственной существенной дворянской привилегией оставалось право поступать в Пажеский корпус.
При обсуждении СССР многие путают лозунги и реальную жизнь. Сталин молодец, так как он сказал, что нужно сократить рабочий день и поднял тост за русский народ. Не сократил — просто сказал, что было бы здорово когда-нибудь потом сократить. Не вернул русскому народу хотя бы равные права с обитателями окраин — просто поднял тост. Большевики молодцы, так как они пообещали устранить неравенство.
Разумеется, неравенство большевики не устранили и не могли устранить. Напротив: имея лихую и близкую к уголовной мораль, презирая собственность и сытый достаток, охотно прибегая к насилию, дорвавшиеся до власти коммунисты немедленно начали карикатурно обжираться и потреблять. Процитирую видного большевика Арона Сольца, которого соратники называли «Совестью Партии», это из статьи в «Правде» за 1921 год:
Разлагающее влияние на многих оказывает само пребывание у власти в эпоху диктатуры пролетариата. Отсюда бюрократизм, крайнее высокомерие, нетоварищеское отношение к рядовым членам партии и беспартийным рабочим массам.
Чрезвычайное злоупотребление своим привилегированным положением в сфере снабжения. Выработалась и создалась коммунистическая иерархическая каста ответственных работников со своими групповыми интересами, которая для себя имеет особые правила, законы, не применимые ко всем прочим. Для «коммунистических превосходительств» по пути их следования очищаются квартиры для достойного приема, заготавливаются и предоставляются специальные вагоны, поезда, автомобили и всякие другие преимущества. Такие нравы устанавливаются все больше и больше среди верхних слоев партии.
Когда к власти пришёл Сталин, лучше не стало. Ещё сильнее унизили сословие лишенцев с неправильным социальным происхождением: детей дворян, купцов и духовенства. При Сталине им запрещали селиться в больших городах и опасливо гнали с любой работы. Отделы кадров тщательно проверяли их анкеты и обычно отказывали с презрительным: «Куда вы-то прёте? Без вас коммунизм построим». Чтобы не умереть с голоду, лишенцам приходилось или нарушать закон, рискуя в случае разоблачения загреметь в лагеря, или месяцами искать редкие места, где на происхождение готовы были закрыть глаза.
Лишенцы были париями, социальным низом. А социальный верх тем временем не только брал взятки, но и воровал, и просто без счёта и тратил на себя бюджетные деньги. Чтобы далеко не ходить за примерами, укажу на Василия Сталина, который закапывал миллионы в причуды своих любовниц и завёл собственную спортивную команду, куда переманивал спортсменов, раздавая им офицерские звания (ссылка).
Появились при Сталине и магазины для высшего сословия, абсолютно недоступные простолюдинам, так как одна сумка с продуктами оттуда могла стоить как зарплата учительницы за полгода-год.
Вопреки известному мифу, при Хрущёве и Брежневе порядка в среднем стало больше: советская система вообще повзрослела и гуманизировалась, сбрила неандертальскую шерсть с лица. Неравенство, однако, оставалось в СССР очень высоким. Вот, к примеру, типичная история — шахта построила шикарный по советским меркам санаторий три звезды, но шахтёров туда не пускали, путёвки выписывали начальству и блатным. Цитирую, чтобы показать характерный разрыв в уровнях потребления (ссылка):
…мы совершили приятную экскурсию в спальные корпуса. Здесь ещё раз убедились, что не только в человеке все должно быть прекрасно, но и вокруг него: скромные двух-трёхкомнатные номера, исполненные в двух уровнях, паркет, душ, туалет, мягкая мебель, телевизоры, холодильники и прочая дребедень, которую, конечно, нельзя возводить в культ, но которая, несомненно, создаёт уют и душевное равновесие. Но хватит живописать обыкновенный шахтёрский пансионат, в который хозяева заглянули, как в романе Дюма, двадцать лет спустя после его открытия. А то еще потянет рассказать об уютных нишах столовой, обращенных открытой частью в парк, о чудесных железных птицах — чуде ручной ковки, заботливо охраняющих каждую нишу-гнездо, о шести двухэтажных коттеджах, каждый из которых рассчитан на крепкую и дружную шахтёрскую семью…
…На обратном пути мы заехали в «Горняк». Полюбовались бараками для отдыха, разделенными на клетушки 2,5 на 3 метра, окошки-бойницы, две железные койки – это на семью из 4-5 человек. Постояли у газовых плит, где жёны шахтёров по 3-4 часа готовят пищу из привозимых издалека продуктов. Посетили сортир, выдержанный в строгом стиле железнодорожных туалетов и солдатских гальюнов. Посидели у закрытого на замок единственного телевизора. Вот до пляжа добраться не удалось — не хотелось идти за автодорогу по такой жаре. Но зато уж контингент в «Горняке» без дураков. Шахтёрская косточка.
Вот ещё очень характерное из статьи:
…пронизавшая все поры общества социальная несправедливость. Безграничная власть одних и бесправие других, оценка человека не по труду, уму и способностям, а по анкете, по родственным связям, по принадлежности к клану…
Власти предержащие себя скомпрометировали, сплошь и рядом нарушая принципы социальной справедливости, на словах уверяя, что человек человеку в нашем обществе друг, товарищ и брат, а на деле бессовестно прорываясь к сладкому пирогу…
Чувство социальной несправедливости терзало граждан на протяжении всех 75 лет советской власти, да и распадался СССР под жалобы «почему у них есть, а у нас — нет». Сейчас нам кажется, будто тогда все жили одинаково скромно, потому что жителю капиталистической страны сложно завидовать джинсам, жигулям и видеомагнитофону. В советские годы, однако, уровень жизни был очень низким, поэтому острейшую зависть вызывали самые элементарные вещи: короткая поездка в Болгарию, например, или даже, вы не поверите, привезённая оттуда иностранная шоколадка.
Для иллюстрации вот история беглых заключённых, которые захватили самолёт, чтобы бежать из СССР. Экипаж, спецслужбы и дипломаты сработали на отлично, поэтому трагедии удалось избежать, а преступников в итоге наказали самым жестоким образом — отправили в пакистанские тюрьмы (ссылка). Однако возможен захват самолёта стал потому, что один из преступников подкупил сотрудника изолятора, и тот передал ему заряженный обрез. Серьёзное преступление, очень опасное в том числе и для взяточника. Полагаю, сейчас для соблазнения сотрудника ФСИН на подобный проступок преступникам придётся начинать торг с нескольких миллионов рублей, да и то вряд ли договорятся. Тогда же в качестве взятки подошёл… спортивный костюм.
Повторюсь, социалистическое общество кажется нам равным и справедливым только потому, что мы смотрим на него из сытого капиталистического будущего. На самом деле, причин завидовать у советских людей была масса, и очень веских. Как верно заметил Эразм Роттердамский, «в стране слепых и кривой — король».