Эльдар Рязанов вполне заслуженно стал одним из главных жанровых популярных режиссеров союза. Крайне зрительские меткие картины выходили одна за одной и стабильно радовали благодарного зрителя очаровательными шутками, обаятельными героями и в то же время довольно актуальными темами, даже если действие картины происходило не в актуальный дате выхода временной промежуток. Цитаты из большинства фильмов плотно вошли в повседневную речь, персонажи стали нарицательными, так что сомневаться во влиянии режиссера на общественный ландшафт не приходится. Среди всех его работ сложно выбрать что-то одно, но если присмотреться, то в его фильмографии есть картина, которая довольно сильно из нее выделяется. Фильм о благородном угонщике автомобилей, в которой сочетаются традиции американского нуара, соцреализм, французский минимализм и комедийное мастерство режиссера. Он до сих пор остается самой яркой работой Рязанова, которую не просто интересно пересматривать, но и бесконечно любопытно изучать. Сегодня мы поговорим о фильме «Берегись автомобиля».
Юрий Деточкин просто работник страхового агентства, который раньше работал шофером, но после травмы сменил род деятельности. Как настоящий герой детективной истории он ведет двойную жизнь. В отличие от своих более безжалостных коллег по жанру Деточкин всего лишь ворует машины у граждан, живущих на нетрудовые доходы, да ещё и плюс к этому оказывается весьма благородным человеком, ибо вырученные с продажи краденных автомобилей деньги он отдает детским домам. Сюжет фильма настолько же известен, насколько и в какой-то степени гениален. Его жанровые сочетания порождают историю, в которой будет достаточно эмоциональных переживаний и приятного юмора, благодаря чему фигура главного героя получается особенно выпуклой.
В плане эстетического наполнения «Берегись автомобиля» оказывается весьма насыщенным произведением. В нем можно усмотреть и традиционную для жанра «нуар» работу со светом. Глубокие черные тени, скрывающие лицо героя, общее ощущение предрешенности его судьбы, закадровый голос и фокус на расследовании таинственного преступления. Черные перчатки, длинные плащи и очевидно стилизованное освещение создают на первый взгляд ощущение, что Рязанов просто взял популярную эстетику «черных» фильмов и просто применил ее на советскую действительность, но это было бы большим преувеличением. В Деточкине можно рассмотреть скорее не нуарного героя, а персонажа из фильмов Брессона. Французский минималист снимал очень аскетичные, но в то же время живые фильмы. В частности, смотря на трогательного Деточкина нельзя не вспомнить главного героя «Карманника», который так же совершал преступления с искренними чистыми глазами. Структура американского детектива довольно очевидно высмеивается фоновым диктором, которые периодически поясняет происходящие на экране события и вставляет очаровательные ироничные замечания. Все эти решения создают уникальное настроение фильма, который может быть одновременно трогательным, и в то же время бесконечно смешным и обаятельным.
Деточкин в исполнении Смоктуновского безусловная удача фильма. Сыграв Гамлета в популярной экранизации, он все же согласился на роль, в которой ему пришлось играть благородного преступника, в свободное время репетирующего с народным театром того самого «Гамлета». Режиссерская ирония безусловно обогащает повествование, так что в конце картины перед нами предстанет еще одна версия датского принца, сражающегося на дуэли с Лаэртом. Но даже в отрыве от этой удачной находки персонаж Деточкина получился просто великолепным. Неловкий, трогательный, человеколюбивый герой в гениальном исполнении Смоктуновского сразу же очаровывает зрителя, готового простить ему почти любые преступления. Работа с актерами всегда была сильной стороной Рязанова. Он прекрасно разводил мизансцены, наполнял эпизоды выпуклыми и интересными персонажами второго плана, а центральные роли прорабатывал вместе с артистами до мелочей. Актерский состав «Берегись автомобиля» – настоящий подарок для советского кинозрителя. Ефремов в роли принципиального следователя, Миронов и его нечистый на руку Семицветов. Гениальный Папанов в роли лучшего комедийного персонажа фильма и забавный театральный режиссер, общающийся исключительно как футбольный тренер, в исполнении Евстигнеева. Второй план наполнен кучей маленьких характерных ролей, каждая из которых очень легко и быстро запоминается. Ворох забавных и выпуклых персонажей создают плотный контекст для происходящего.
«Берегись автомобиля» не только увлекательный и смешной фильм, но еще и крайне насыщенный визуальными деталями и меткой режиссурой. Богатая операторская работа обрамляет историю, добавляет изображению нужной глубины и характерности, а еще служит отличным помощником в юмористических сценах. Остроумных ракурсов и выразительных длинных планов в картине предостаточно, что делает фильм один из самых интересных в изобразительмо плане в карьере режиссера. Всего за полтора часа картина успевает продемонстрировать много интересных эпизодов, наполненных чистой киногенией. Рязанов умело совмещает драматичные ситуации с более легкими эпизодами. Ярким примером становится самый первый эпизод картины. Детективное темное вступление с совершением преступлением тут же сменяется дневной сценой с легкой музыкой Петрова, которая мгновенно показывает зрителю, что перед ним все же комедия, хоть и лирическая.
«Берегись автомобиля» безусловно одна из самых интересных и выразительных картин советского периода. Это одновременно легкая, но в то же время поучительная и довольно драматическая картина. Даже то самое падение героя из нуарных фильмов присутствует. Деточкин, отказавшийся от преступлений после откровенного разговора с другом-следователем, выбрасывает все свои преступные атрибуты в реку. Спустя пару минут он вылавливает их обратно, совершает очередную кражу, только на этот раз по ошибке угоняет автомобиль порядочного человека. Следователь мог принять к сведению прежнее благородство героя и даже отпустил его, понимая его мотивы, но, когда преступление совершается вновь, да еще и оказывается ошибочным, тут уже преступнику придется ответить за свои преступления.
Возвращение героя после тюремного срока становится одним из лучших финалов в советской комедии. Побритый налысо Деточкин возвращается к свое невесте Любе, которая готова была ждать его из тюрьмы даже после всего, что он сотворил. Центральная романтическая линия отдает легкой горечью. Деточкин ведет себя весьма инфантильно в общении с женщиной, признается ей в любви, но продолжает регулярно пропадать в странных командировках, которые едва ли положены работнику страховой. Самоотверженность Любы становится еще одной важной линией, которая вместе с остальными подводит главного героя к краху. Обо всех подозрительных перемещениях Деточкина следователю выкладывает его мама, а тот наконец осознает, что не замечал миллиона признаков преступности Деточкина. Полноценного расследования так и не случается, а все формальные детективные элементы оказываются скорее фоновыми атрибутами, дополняющие основную историю.
Смотреть годы спустя «Берегись автомобиля» все так же интересно и легко. Рязанов на пике формы смог снять чуть ли не лучшую картину в карьере. Легковесный, интересный, смешной и бесконечно трогательный фильм блестяще сохранился и не ощущается устаревшим или неактуальным. Это кино больших достоинств, которое почти не подвержено времени, что в конечном итоге и определяет по-настоящему выдающиеся и цельные произведения искусства.