Найти в Дзене

"Франкенштейн" Гильермо дель Торо: и кто же здесь чудовище?

Наконец я увидела фильм, который давно ждала. Один из любимых романов, классика готической литературы, ставшая частью массовой культуры, да еще и Гильермо дель Торо в режиссерском кресле! Я с нетерпением ожидала просмотра. И вот, пишу обзор по горячим следам. Скажу сразу: в фильме есть некоторые отступления от романа, он создан по мотивам, но все же сохраняет идею и смыслы Мери Шэлли. В моем обзоре речь пойдет именно о фильме Гильермо дель Торо. Сначала мне казалось, что все это мы уже видели. Виктор Франкенштейн безумен, ему совсем не хочется сопереживать. Он тщеславен, слеп от своей гордыни, жесток и безчувственен в своем желании создать человокоподобное существо, проникнуть в тайну зарождения жизни. Подобно Прометею, он крадет божью искру и сам становится творцом. У него получается! Темной, грозовой ночью созданное им существо оживает. "Виктор" - первое слово, которое он произносит. Имя своего создателя, имя своего отца. Подобно ребенку, он ждет от него любви и абсолютного при

Постер к фильму
Постер к фильму

Наконец я увидела фильм, который давно ждала. Один из любимых романов, классика готической литературы, ставшая частью массовой культуры, да еще и Гильермо дель Торо в режиссерском кресле! Я с нетерпением ожидала просмотра. И вот, пишу обзор по горячим следам. Скажу сразу: в фильме есть некоторые отступления от романа, он создан по мотивам, но все же сохраняет идею и смыслы Мери Шэлли. В моем обзоре речь пойдет именно о фильме Гильермо дель Торо.

Сначала мне казалось, что все это мы уже видели. Виктор Франкенштейн безумен, ему совсем не хочется сопереживать. Он тщеславен, слеп от своей гордыни, жесток и безчувственен в своем желании создать человокоподобное существо, проникнуть в тайну зарождения жизни. Подобно Прометею, он крадет божью искру и сам становится творцом. У него получается!

Темной, грозовой ночью созданное им существо оживает. "Виктор" - первое слово, которое он произносит. Имя своего создателя, имя своего отца. Подобно ребенку, он ждет от него любви и абсолютного принятия, но что может дать ему Виктор, который и сам нелюбимый сын в семье? Только жестокость, боль и отвержение. Самый отвратительный момент фильма: Франкенштейн поджигает свою лабораторию с запертым там существом. Фактически, бросает его на верную смерть, но творению удается выжить.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А дальше начинается самое интересное! Часть, рассказанная Существом. Да, теперь это слово я буду писать с большой буквы, так как это не просто мертвец, оживший при помощи электрического тока. Это человек, пусть и созданный из нескольких.

Существо как ребенок в этом мире, все для него новое, непознанное, неизведанное. Сразу после рождения он предан своим создателем, самым близким человеком. Почему? Просто потому, что не оправдал его ожиданий. Виктор наигрался в творца, игрушка ему больше неинтересна, она не такая, как он себе представлял. Ни совести, ни чести, ни ответственности за свое творение. Для него он лишь черновик, уродливая карикатура на человека. Он дал ему жизнь и так же легко собирался ее отнять, не понимания, что Существо живет, мыслит, чувствует. Он выбирается из сгоревшей лаборатории и выходит к людям, но те не принимают его, боятся, гонят, пытаются убить. За что? За то, что он не такой, как все. Вечный лейтмотив страдания! Люди боятся и не принимают того, кто слишком отличается. Если ты белая ворона, то обречен на одиночество. Мне было очень, очень жаль его!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Персонаж Мии Гот, Элизабет - луч света в темном царстве Виктора. Она одна видит в Существе человека, полностью принимает его, предлагая свою дружбу. Этакий архетипичный образ матери для Существа, но и тут трагедия: Элизабет погибает, и он снова один. Виктор отказывается создать для него спутницу жизни. Тогда Существо обращает гнев на своего создателя, но делает это не от злости или жесткости, а от боли. Виктор - вот истинный монстр в этой истории!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно же, фильм очень красив! И кстати, оформление лаборатории Виктора, одежда Элизабет и многие другие детали интерьеров напоминают любимый мной "Багровый Пик", снятый этим же режиссером. Та же роскошная готика, багрово-красные детали, замысловатые механизмы. В этом есть что-то от Тима Бертона. Излюбленный им образ безумного ученого, одержимого своими идеями, странная лаборатория и электрический ток: идеальный коктейль хоть для готического хоррора, хоть для готического мультфильма.

Меня обрадовал и вдохновил финал фильма. Персонажи прощают друг друга, и у Существа появляется еще один шанс на жизнь.Увидев его слезы и глаза, обращенные к восходу, я и сама невольно прослезилась. Актерская работа Джейкоба Элорди на высоте! Он переиграл всех, и Оскара Айзека в том числе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В отзывах кто-то разочаровался, кто-то вообще не понял, в чем суть. Думаю, современный зритель привык к максимально простому кино, где смыслы и идеи лежат на поверхности. Мы разучились сложно мыслить, сложно чувствовать. Нам подавай фастфуд, а не изящно приготовленное блюдо. "Франкенштейн" как раз таким блюдом и является. Просто нужно думать, размышлять, проникнуться. Это не комикс, не шортс, это полноценная кинокартина. Я получила удовольствие от просмотра! Фильм оставил после себя эмоциональный отклик. Думаю, что это лучшая экранизация романа Шэлли.

Другие мои кинообзоры:

Мистика в кино | Мистика в книгах и кино. Ольга Нестерова | Дзен