Найти в Дзене
Челгид

«Что-то вроде дон кихот» — премьера «Манекена» о рыцарях, подвигах и жажде чуда

Фото: Андрей Ткаченко
Фото: Андрей Ткаченко

В чем трагедия человека, не желающего видеть реальность? Сервантес написал об этом один из величайших романов — «Дон Кихот». Режиссер театра «Манекен» Николай Борисов по мотивам этого произведения сочинил пьесу и поставил спектакль. Нынешний Кихот — обычный пенсионер, а Санчо — молодой курьер. А материал для чуда легко взять в любой эпохе — «Челгид» в этом убедился.

Декорация в виде обычной квартиры обычного пенсионера — стол, кресло, табуретка, скатерть-клеенка, обои не особо модной расцветки. Отрывной календарь. Разве что холодильник — ярко-красного цвета — несколько выбивается из уныния будней. В этом начале спектакля мы сразу видим развязку — а потом действо откатывается на начало событий.

«Что-то вроде дон кихот» — начало |Фото: Андрей Ткаченко
«Что-то вроде дон кихот» — начало |Фото: Андрей Ткаченко

Итак, Кихот (Никита Манылов) в спектакле Николая Борисова живет в обычной квартире, в которую по ошибке забегает молодой взъерошенный курьер Санчо (Станислав Хомков). Забегает — и остается, не в силах противиться чудесам, которые повсюду видит Кихот — смешной пенсионер в шапке-петушке и темном неброском одеянии.

Кихот — актер Никита Манылов |Фото: Андрей Ткаченко
Кихот — актер Никита Манылов |Фото: Андрей Ткаченко
Актеры Станислав Хомков и Никита Манылов  |Фото: Андрей Ткаченко
Актеры Станислав Хомков и Никита Манылов  |Фото: Андрей Ткаченко

— Не нужны мне ваши приключения, мне надо деньги за заказ получить!
— Давай-давай, а потом проснуться — и все по новой...

— А что, что-то должно случиться?
— Ну я надеюсь!
— А мне кажется, уже нечего ловить.
— Это потому, что ты не до конца поверил, Санчо.

— Вы как ребенок.
— Я и есть ребенок. С лицом старика.

Прямые цитаты из романа Сервантеса в спектакле тоже будут  |Фото: Андрей Ткаченко
Прямые цитаты из романа Сервантеса в спектакле тоже будут  |Фото: Андрей Ткаченко
Кихот берет курьера в напарники, как его великий предшественник взял Санчо Панса |Фото: Андрей Ткаченко
Кихот берет курьера в напарники, как его великий предшественник взял Санчо Панса |Фото: Андрей Ткаченко

Николай Борисов сам написал пьесу по мотивам (очень-очень по мотивам, это ведь «Что-то вроде дон кихот») великого романа — и текст течет легко, без напряжения, события разворачиваются и цепляются друг за друга, реплики заставляют зал то хохотать, то цепенеть. В общем, все составляющие успешного драматургического каркаса налицо. Найти повод для подвига можно где угодно — даже дородная и вздорная работница ЖЭКа (Елена Васильцова) может оказаться Дульсинеей. Даже странный бомж (Евгений Смирнов) — носителем великой философской идеи об иллюзорности мира. Врач (Иван Коротышев) и вовсе внушит Кихоту и Санчо, что каждый человек — всего лишь текст. И разве легендарный рыцарь, породивший тысячи последователей в веках, может в этом усомниться?

Дульсинея — актриса Елена Васильцова |Фото: Андрей Ткаченко
Дульсинея — актриса Елена Васильцова |Фото: Андрей Ткаченко
Дочь Кихота — актриса Ксения Рыжкова |Фото: Андрей Ткаченко
Дочь Кихота — актриса Ксения Рыжкова |Фото: Андрей Ткаченко

В «Что-то вроде дон кихот» главный герой не бьется с ветряными мельницами — ему и Санчо хватает встреч с вышеупомянутыми персонажами и самой по себе невыносимой жажды чуда. Ради нее можно даже Новый год взять да встретить, поставить елку — пусть и дочка потом будет ворчать, что папа совсем спятил. Можно игрушечную ракету запустить в космос, а в холодильнике — обнаружить совершенно кафкианскую муху. У Кихота тут один враг — время, которое безжалостно утекает сквозь пальцы...

Кихот и Санчо встречают свой Новый год  |Фото: Андрей Ткаченко
Кихот и Санчо встречают свой Новый год  |Фото: Андрей Ткаченко
Для людей с фантазией, вопреки скептицизму, и полеты в космос возможны  |Фото: Андрей Ткаченко
Для людей с фантазией, вопреки скептицизму, и полеты в космос возможны  |Фото: Андрей Ткаченко

Актер «Манекена» Никита Манылов сыграл здесь, пожалуй, лучшую свою роль — 34-летний артист буквально неузнаваем. Конечно, большая заслуга тут принадлежит мастерам, соорудившим великолепную силиконовую маску, но язык тела и тон голоса просто так приклеить невозможно. Манылов балансирует на грани старческой хрупкости и энергичности, вялости и страстности, временами выдавая невообразимые танцевальные перформансы — и сразу же проваливаясь в пессимизм и замирание. Каждое его микродвижение — и есть отвоевывание кусочка жизни у бездны.

Никита Манылов почти три часа работает в силиконовой маске  |Фото: Андрей Ткаченко
Никита Манылов почти три часа работает в силиконовой маске  |Фото: Андрей Ткаченко

— В этой роли есть глубокий конфликт, который я выражаю в том числе и физически, пластически: Кихот хочет внести разнообразие и сказку в эту жизнь, доказать, что не все потеряно, ведь в каждом из нас живет ребенок; но этот его путь к чуду в то же время — гонка от смерти, а финал неизбежен, — делится актер. — При этом у всех нас была большая задача — не скатиться в карикатуру и держать приемлемый уровень реализма, ведь тот же грим и маски уже играют сами за себя — а значит, нельзя перегибать.

Кихот иной раз совсем забывает, что он старик |Фото: Андрей Ткаченко
Кихот иной раз совсем забывает, что он старик |Фото: Андрей Ткаченко

Художником спектакля выступил тоже Николай Борисов, а уникальный видео-арт, растворяющей реальность в сказке, создали Александр и Дмитрий Первышины. Причудливые пластилиновые мультики, будто выпрыгнувшие из советских экранов и преломленные через нашу странную пластиково-нейронную реальность, становятся не просто фоном для приключений Кихота — они и есть то, что видит он внутренним взором.

Видео-арт в «Что-то вроде дон кихот» |Фото: Андрей Ткаченко
Видео-арт в «Что-то вроде дон кихот» |Фото: Андрей Ткаченко
Плавящееся прошлое |Фото: Андрей Ткаченко
Плавящееся прошлое |Фото: Андрей Ткаченко

Советский вайб тут вообще очень силен — визуальным фоном выступают картинки уютных панелек с форточками, а помимо музыкального оформления композитора Глеба Патрикеева зритель услышит стихи об уставшей маме, песенку о елочке и очень страшную аранжировку «Голубого вагона» — как известно, прошлого нам немного жаль, хотя лучшее, вроде, впереди...

Песенка о елочке  |Фото: Андрей Ткаченко
Песенка о елочке  |Фото: Андрей Ткаченко

— Как будто для меня настало время, когда захотелось поговорить именно об этом — о том, что ушло и чего больше не вернуть, — говорит режиссер-постановщик. — Тех важных людях, которые были когда-то в моей жизни, и, естественно, они за собой тянули то время, в котором они жили. Я его тоже по касательной зацепил — хотя, конечно, это были уже осколки эпохи. И в моей жизни, и в жизни актрисы Ксении Рыжковой, сыгравшей дочь Кихота, были такие люди — старцы, которые вытаскивают тебя из бытия чуть повыше, развивают. И в этом их бессмертие.

Актриса Ксения Рыжкова  |Фото: Андрей Ткаченко
Актриса Ксения Рыжкова  |Фото: Андрей Ткаченко
После антракта спектакль меняет настроение в сторону драмы  |Фото: Андрей Ткаченко
После антракта спектакль меняет настроение в сторону драмы  |Фото: Андрей Ткаченко

Увы, путь к чудесам и подвигам не усыпан радостями — ни во времена Сервантеса, ни сейчас, и на каждого Кихота найдется нервный закомплексованный охранник (Алексей Чумак). И пусть битва с минутами и годами сродни борьбе с ветряными мельницами, но когда листки календаря окутывают дочь и старика нежной метелью под музыку из мультика «Падал прошлогодний снег», приходит чувство — у тебя есть время. Пока еще — есть.

Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!