Исследования ученых во всем мире показывают, что технологии ИИ резко снижают качество образования и пагубно воздействуют на развитие человека и его когнитивные способности, рассказала эксперт общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), клинический психолог Жанна Тачмамедова 20 ноября на конференции «Культурная и образовательная политика как основа суверенного государства», проходящей в рамках XX международного конгресса «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».
Эксперт привела несколько примеров таких исследований, которые в последние пару лет проводились крупными мировыми научными центрами среди студентов и школьников.
Так, Пенсильванский университет исследовал около тысячи турецких школьников. В течение определенного времени они изучали одну из тем по математике и решали задачи по этой теме с помощью чата GPT. И оказалось, что эти школьники к концу своего «обучения», когда подошло время экзамена, совершенно не могли ничего сказать по этой теме, они абсолютно ее не усвоили и не были способны самостоятельно решить эти задачи, по сравнению с детьми, которые не использовали этот чат.
Ученые Массачусетского технологического института провели другое исследование: они сканировали активность мозга у студентов, которые использовали чат GPT. «Они давали студентам задание писать эссе в течение нескольких месяцев и смотрели, что происходит с этими студентами, и сравнивали их со студентами, которые должны были использовать собственный мозг, чтобы писать эссе.
И оказалось, что с течением времени эти студенты, которые использовали чат GPT, все меньше и меньше проявляли самостоятельности. Они все больше и больше доверяли этому чату, и если сначала они хоть как-то вмешивались, они исправляли текст, что-то дописывали свое, то в конце они просто занимались копированием и вставкой текста, то есть абсолютно ничего не проверяя. Более того, через несколько минут после того, как эти эссе уже были написаны, они уже не могли даже вспомнить и процитировать, что они сами написали», — рассказала психолог.
Еще одно подобное исследование провел ученый Майкл Герлих из Швейцарской бизнес-школы. В нем участвовало более 600 человек. Ученый сделал вывод, что у людей, которые используют чат GPT и ему подобные «помощники», резко снижается критическое мышление.
Тачмамедова заключила, что в итоге все эти ученые пришли к одним и тем же выводам: «Человек, который доверяет все свои функции и действия, которые он использует при обучении, искусственному интеллекту, разучается делать это сам».
Соответственно, у студентов, использующих ИИ, выявлено снижение мотивации и вовлеченности в учебный процесс, снижение критического мышления. У них утрачивается способность концентрированно, долго, длительно работать, размышлять, у них теряется глубина рассуждения и глубина мышления.
В дальнейшем у таких студентов в целом снижается память. «Зачем запоминать, если есть гаджет, в котором вся информация есть? Зачем концентрировать внимание на чем-то, долго мучиться, размышлять, если есть рядом чат GPT, который мгновенно решит эту задачу? Студенты даже уже и не понимают, а зачем, собственно, они должны это делать?» — поясняет эксперт.
Если ставить целью образования быстрое и эффективное получение информации, то даже этому чаты с ИИ не могут научить, поскольку студенты, получив от них информацию, тут же ее забывают.
«Если же мы говорим о получении знаний, то получение знаний — это не получение информации. Знание — это когда человек какую-то информацию начинает осмысливать, он начинает какие-то связи выстраивать между ее элементами, вписывать ее в какой-то контекст, умеет и учится применять ее на практике. И тогда это становится знанием. Но получается, что все эти функции человек отдает искусственному интеллекту, машине, которая за него это делает. Сам он это не научается делать», — отмечает эксперт.
Еще одной целью образования можно назвать всестороннее развитие человека. И здесь ученые отмечают пагубное влияние ИИ на это развитие, поскольку если человек отдает все задачи машине, то сам не развивается, подчеркивает Тачмамедова.
«В школьные годы мозг ребенка очень пластичен. Когда ребенок выполняет все эти функции, когда он размышляет, решает задачи, пытается что-то запомнить, у него формируются соответствующие нейронные связи именно в детском возрасте… Если он в это время не научился все это делать, то во взрослом возрасте у него когнитивные функции могут быть во многом не сформированы и уже не смогут быть сформированы в принципе вообще».
Психолог привела в пример детей-маугли. Во взрослом возрасте их уже невозможно научить говорить, поскольку период развития речи — это раннее детство, первые годы жизни. «Если в эти годы не сформирована речь, потом его уже не научить. И то же самое с другими функциями когнитивными», — подчеркивает Тачмамедова.
Именно поэтому внедрение искусственного интеллекта в школах в процесс обучения — это совершенно пагубная вещь, которую нельзя допускать, заключила эксперт.