Главное, что уже можно зафиксировать документально: роман «Ветер Полыни» выходит в виде авторской коллекционной книги Алексея Пехова и Елены Бычковой в издательстве Alpaca. Это второй роман цикла «Ветер и искры», в новом издании заявлен как твёрдый переплёт, 408 страниц, иллюстрации на обложке Сергея Шикина и внутренние иллюстрации Ольги Исаевой, ISBN 978‑5‑00242‑171‑8. Издательство указывает статус «в планах», при этом FantLab специально подчёркивает, что информация предварительная и может быть уточнена издателем.
Коллекционная серия Alpaca по Пехову и Бычковой строится вокруг «авторских книг», то есть визуально и полиграфически более выверенных переизданий ключевых текстов. В случае «Ветра Полыни» это означает возвращение к одному из центральных романов раннего цикла, уже отмеченного премиями и читательским интересом, но теперь — в оформлении, рассчитанном на долгую жизнь на полке.
Цикл «Ветер и искры»: мир Хары, «искра» и вечная война
«Ветер и искры» — один из больших ранних циклов Пехова, к которому впоследствии присоединилась Елена Бычкова. В библиографических обзорах указываются четыре романа:
- «Искатели ветра» (2005)
- «Ветер Полыни» (2006)
- «Жнецы ветра» (2008)
- «Искра и ветер» (2008)
Дополняют цикл рассказы «Пожиратель душ» и «Цена свободы» из сборника «Тёмный охотник».
Действие цикла разворачивается в мире Хары, который, по формулировке аннотации, «утратил самое ценное — знание». Всё, что тысячелетие назад было привычной частью повседневности, воспринимается как сказка, а за обломки старого искусства и магии маги ведут кровопролитные войны.
Центральный конфликт серии — пятвековая война между Ходящими и Проклятыми:
«Самая страшная и беспощадная война вот уже пять веков длится между теми, кто правит миром, — Ходящими и Проклятыми. Тьма и свет, некромантия и целительство сплелись в смертельный тугой клубок…»
В аннотациях используется ключевая терминология мира:
- Ходящие — одна из правящих групп носителей Дара.
- Проклятые — их непримиримые противники, связанные преимущественно с некромантией и «тёмной» стороной Дара.
- «Искра» — опасный магический дар, который может быть источником целительства или разрушения; отдельные формулировки прямо говорят о «тёмной „искре“ магического дара».
Именно вокруг «искры» и ветра строится название цикла: финальная книга аннотацией подводит к развязке, где героям предстоит решить, «что важнее в мире Хары — „искра“, ветер или, быть может, любовь».
«Искатели ветра»: отправная точка
Первый роман цикла, «Искатели ветра», задаёт как географию, так и драматургию истории. В аннотациях и справочниках мир Хары описывается через призму большой войны и роли магов:
«Самая страшная и беспощадная война вот уже пять веков длится между теми, кто правит миром, — Ходящими и Проклятыми. Тьма и свет, некромантия и целительство сплелись в смертельный тугой клубок, уничтожающий всех, кто посмеет к нему прикоснуться. Нэсс и Лаэн бросают вызов носителям Дара, чтобы спасти свою жизнь.»
Главные действующие лица, к которым цикл неизменно возвращается:
- Нэсс, наёмный убийца‑гийн по прозвищу Серый — превосходный лучник.
- Лаэн — его жена и напарница, убийца по прозвищу Ласка; её магическим Даром заинтересовались Проклятые.
- Шен — Ходящий‑целитель, скрывающийся под личиной убийцы‑гийн; в критических обзорах подчеркивается его двойственная роль и секретная принадлежность к Ходящим.
- Лук, стражник Врат Шести Башен, единственный выживший после их разгрома, и Га‑нор, северянин‑следопыт; они образуют узнаваемый дуэт сурового ветерана и простодушного, но надёжного товарища.
- Из числа Проклятых особенно важна Тиа ал’Ланкарра (Тиф), чья судьба с самого начала тесно переплетена с путём Нэсса и Лаэн.
Книги и справочники подчёркивают, что Нэсс и Лаэн — бывшие наёмные убийцы, которые уже почти семь лет прячутся «в глуши» после опасного заказа и надеются вернуться к обычной жизни, но охота на Серого и Ласку продолжается, а интерес Проклятых к «искрами» Лаэн втягивает их в новый виток войны.
О чём «Ветер Полыни»: бегство от войны под жёстким ветром Руде
Коллекционное издание Alpaca воспроизводит авторский текст второй книги цикла. Официальная аннотация, полностью совпадающая в описаниях Alpaca и предыдущего издания «Альфа‑книги», задаёт тон романа:
«Ветер гуляет по миру Хары, занося прошлое песком лжи. Никто уже не помнит то, что когда‑то считалось правдой — она давно предана забвению, и, чтобы узнать о ней, следует поймать ветер за хвост. Вот только что делать, если он обернётся горькой полынью? Будет ли тебе нужна истина, к которой ты так стремился?»
Герои «Искателей ветра» оказываются в центре событий:
«Нэсс, Лаэн и Шен бегут от летящего по их следам урагана войны, но впереди ждёт грозовая буря, и нет от неё спасения ни людям, ни Проклятым. Потому что дует над равнинами Руде, гася багровые степные искры, жестокий ветер полыни.»
Отсюда сразу несколько важных моментов, на которых строится восприятие романа:
- Нэсс, Лаэн и Шен по‑прежнему действуют вместе: линия бывших наёмных убийц и Ходящего‑целителя остаётся центральной.
- Масштаб конфликта расширяется до «урагана войны», от которого уже невозможно просто «уйти в глушь» — война догоняет героев.
- Вводится просторный образ «равнины Руде» и «багровых степных искр» — топонимика и визуальные мотивы мира Хары получают развитие.
По отзывам читателей на FantLab, вторая книга цикла ощутимо смещает акцент с движения по маршруту к разговору и прояснению прошлого. Один из рецензентов формулирует это так: в этой части «персонажи много говорят, но говорят по делу», при этом:
- «Нэсс узнаёт новую Лаэн»,
- «Шен узнаёт скрытую и совершенно неожиданную для него историю Башни, Ходящих и Проклятых»,
- читатель «узнаёт новую Тиа, а она узнаёт другую себя» — речь идёт о переосмыслении образа Проклятой Тиа/Тиф.
Та же рецензия подчёркивает, что отношение к Нэссу со стороны читателей меняется: ему по‑прежнему сложно сочувствовать, но проще понять его мотивацию; в центре для него остаётся жена, которую он называет «моё солнце», и всё, что он делает, подчинено её жизни и благополучию.
Таким образом, даже не вдаваясь в подробности сюжета, можно констатировать: на уровне опубликованных отзывов «Ветер Полыни» воспринимается как роман, в котором:
- расширяется и переосмысливается мифология мира Хары (Башня, Ходящие, Проклятые);
- происходят важные внутренние переломы персонажей (Тиа, Нэсс, Лаэн, Шен);
- общий фон войны усиливается до ощущения «урагана» и «грозовой бури».
При этом сам цикл «Ветер и искры» в целом, включая «Искателей ветра» и «Ветер Полыни», был отмечен жюри фестиваля «Звёздный мост»: роман «Искатели ветра» и «Ветер полыни» получили награду «Серебряный кадуцей» в 2006 году, а в ряде источников указывается и как награждённый целиком цикл.
Коллекционное издание Alpaca: оформление и статус
По данным карточки издания на FantLab, «Ветер Полыни» в Alpaca заявлен как:
- авторская книга, коллекционное издание;
- издательство: М.: Alpaca, 2025;
- тип обложки: твёрдая;
- страниц: 408;
- ISBN: 978‑5‑00242‑171‑8;
- обложка: иллюстрация С. Шикина; внутренние иллюстрации О. Исаевой.
Отдельно подчёркивается служебная пометка:
«Это издание находится в планах издательства, вся приведённая здесь информация является предварительной и может быть изменена издателем».
Таким образом, на конец 2025 года корректно говорить о заявленном к выходу коллекционном издании, сохраняя оговорку о возможных уточнениях по тираже, точной дате и деталям оформления. Всё официально опубликованное сейчас сводится к базовым характеристикам (формат, объём, авторы иллюстраций) и статусу второго романа цикла «Ветер и искры».
Остальные книги цикла: «Жнецы ветра» и «Искра и ветер»
Чтобы увидеть место «Ветра Полыни» в общей архитектуре цикла, полезно кратко обратиться к аннотациям двух оставшихся романов — они задают направление развития истории, не раскрывая конкретных поворотов.
«Жнецы ветра»
Третий роман, «Жнецы ветра», по официальным аннотациям показывает мир Хары в позднюю осень уже разорённой войной страны:
«В растерзанную войной страну пришла поздняя осень. Свирепый ветер, ледяной и неистовый, несёт из‑за суровых гор бесконечные дожди, и не укрыться от них ни живым, ни мёртвым. Ледяная вода не способна остудить ненависть, пылающую в сердцах тех, кто осмелился бросить вызов судьбе и вступить в схватку.»
Те же аннотации фиксируют состав ключевых героев:
«Нэсс и Шен, Лук и Га‑нор, Проклятые и Ходящие преследуют свои цели, пытаясь выжить, вырвать победу, отомстить и решить для себя, что опаснее — тёмная „искра“ магического дара или тьма в собственной душе.»
Здесь уже прямо проговаривается центральный вопрос цикла: что страшнее — магический Дар или личная тьма внутри персонажей.
«Искра и ветер»
Финальный роман, «Искра и ветер», переносит действие на зимний рубеж:
«Когда суровая зима на исходе, южный ветер из‑за гор несёт на своём хвосте перемены. Но к добру ли? Пламя войны пылает над равнинами и городами севера. Три армии Проклятых рвутся к Корунну.»
Именно здесь, по аннотации, те, кого называют Искателями ветра, «должны дойти до последней черты», решая, что важнее — «искра», ветер или любовь. В совокупности четыре романа выстраивают дугу от локальной истории беглецов‑наёмников до почти эпического разрешения многовековой войны, но в рамках данной статьи достаточно зафиксировать опубликованные издательские формулировки.
Авторы цикла: Алексей Пехов и Елена Бычкова
Алексей Пехов
Алексей Юрьевич Пехов родился 30 марта 1978 года в Москве. Работает преимущественно в жанре фэнтези и на сегодняшний день является одним из самых тиражных и переводимых российских авторов в этом сегменте.
Краткие вехи его карьеры по данным энциклопедий и биографических статей:
- Наиболее известный ранний цикл — «Хроники Сиалы» о воре Гаррете, за первую книгу трилогии, роман «Крадущийся в тени», автор получил награду «Серебряный кадуцей» (II место) фестиваля «Звёздный мост» в 2003 году.
- Роман «Под знаком Мантикоры» был признан лучшим отечественным фэнтези 2004 года и «Книгой года» по версии журнала «Мир фантастики».
- Роман «Киндрэт. Кровные братья» (в соавторстве с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой) получил премию «Странник» как лучшее городское фэнтези 2001–2005 годов.
- Романы «Искатели ветра» и «Ветер полыни» отмечены премией «Серебряный кадуцей» (фестиваль «Звёздный мост», 2006 год) за цикл «Ветер и искры».
- В 2015 году Пехов получил премию «Фантаст года» за наибольшее количество проданных книг в России в 2014 году.
Книги Пехова переведены на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, голландский, греческий, эстонский языки. Он также выступал сценаристом компьютерных игр, в том числе «King’s Bounty. Легенда о рыцаре» и дополнений к «Heroes of Might and Magic V» (совместно с Е. Бычковой и Н. Турчаниновой).
В интервью 2019 года, посвящённом роману «Талорис» (цикл «Синее пламя»), Пехов описывал эксперимент с поэпизодной онлайн‑публикацией (по главе в неделю) как формальный опыт и отмечал, что воспринимает большинство циклов как «одну большую книгу», вынужденно разбитую на тома из‑за объёма истории. Это важно и для «Ветра и искр»: сам автор относится к подобным сериям как к единой, сквозной истории.
Елена Бычкова
Елена Александровна Бычкова (род. 21 августа 1976 года, Москва) — российская писательница‑фантаст, постоянный соавтор Алексея Пехова и Натальи Турчаниновой. По данным справочников:
- Дебютный роман «Рубин Карашэхра» (в соавторстве с Н. Турчаниновой), первый в одноимённой трилогии, получил награду «Серебряный кадуцей» на «Звёздном мосту» (2004) и премию «Кинжал без имени» издательства «Армада» как лучший дебют года.
- Наиболее известный совместный цикл — «Киндрэт», городское фэнтези о вампире‑эмпате Дарэле и клановой структуре вампирского подполья; первая книга, «Киндрэт. Кровные братья», получила премию «Странник» как лучшее городское фэнтези 2001–2005 годов.
- В 2013 году премией «Странник» был отмечен роман «Иногда они умирают», основанный на личных впечатлениях авторов от гималайского трека к базовому лагерю Эвереста (подъём на 5550 м).
Бычкова также выступает сценаристом компьютерных игр (включая «King’s Bounty. Легенда о рыцаре» и дополнения к «Heroes of Might and Magic V») и с 2008 года адаптирует и продвигает совместные книги по миру ночной Столицы за рубежом под псевдонимом Lena Meydan. Она является членом Союза писателей России.
По образованию Бычкова — журналист: окончила факультет журналистики МГУ, работала журналистом, редактором и специальным корреспондентом, специализируясь на зарубежной журналистике и литературе. Этот опыт заметен и в её прозе, где критику часто отмечает внимание к медиатекстам и к тому, как вымышленный мир подаётся глазами хроникёров и свидетелей.
О планах и возвращениях к мирам — только по опубликованным словам
Вопрос о «планах» авторов по отношению к их циклам регулярно поднимается в интервью. В коллективной беседе с журналом «Мир фантастики» (2017 год) Алексей Пехов, Елена Бычкова и Наталья Турчанинова говорили о возможном возвращении к уже созданным мирам: в опубликованном фрагменте подчёркивается, что возвращение в прежние циклы возможно, но только при условии, что авторам самим это действительно захочется, и если не возникнут иные творческие планы.
Более конкретные анонсы последних лет касались преимущественно новых циклов («Синее пламя», дилогия «Созерцатель»/«Тень Ингениума», «Талорис» и др.) и экспериментов с форматами публикации. При этом на момент конца 2025 года:
- коллекционная линия Alpaca по циклу «Ветер и искры» развивается за счёт переизданий уже существующих романов, таких как «Ветер Полыни», с уточнением статуса «в планах»;
- в открытом доступе нет официально опубликованных подробных заявлений о новых романах именно по миру Хары, выходящих за пределы четырёх романов и рассказов, упомянутых в библиографиях и аннотациях.
Поэтому корректно ограничиться тем, что уже зафиксировано: цикл «Ветер и искры» завершён четырьмя романами, вторым из которых является «Ветер Полыни», а авторы в интервью допускали возможность возвращения в свои миры только при наличии внутреннего интереса и свободного творческого ресурса.
Вместо вывода
«Ветер Полыни» в новом, коллекционном издании Alpaca — это не просто переиздание популярного романа; это возвращение к важной точке в карьере Пехова и Бычковой. Именно на цикле «Ветер и искры» автор закрепил репутацию создателя продуманного героического фэнтези, удостоенного наград «Звёздного моста», а Бычкова утвердилась как постоянный соавтор, участвующий в строительстве крупных миров — от Хары до ночной Столицы.
С учётом того, что официальные аннотации и библиографии уже выстроили рамку цикла — мир Хары, война Ходящих и Проклятых, опасная «искра» магического дара, Нэсс, Лаэн, Шен и их путь через ураганы войны, — коллекционное переиздание «Ветра Полыни» выглядит как попытка дать читателю не только текст, но и материальный, визуально цельный объект, соответствующий масштабности придуманного мира.
И пока над равнинами Руде в аннотациях по‑прежнему дует «жестокий ветер полыни», новая книга Alpaca аккуратно фиксирует уже состоявшуюся главу истории — без спекуляций о будущем, но с уважением к тому, что уже написано и опубликовано.