Найти в Дзене
О! Фантастика!

Пехов, Бычкова. «Ветер Полыни» в коллекционном издании Alpaca: вторая глава войны Ходящих и Проклятых

Главное, что уже можно зафиксировать документально: роман «Ветер Полыни» выходит в виде авторской коллекционной книги Алексея Пехова и Елены Бычковой в издательстве Alpaca. Это второй роман цикла «Ветер и искры», в новом издании заявлен как твёрдый переплёт, 408 страниц, иллюстрации на обложке Сергея Шикина и внутренние иллюстрации Ольги Исаевой, ISBN 978‑5‑00242‑171‑8. Издательство указывает статус «в планах», при этом FantLab специально подчёркивает, что информация предварительная и может быть уточнена издателем.​ Коллекционная серия Alpaca по Пехову и Бычковой строится вокруг «авторских книг», то есть визуально и полиграфически более выверенных переизданий ключевых текстов. В случае «Ветра Полыни» это означает возвращение к одному из центральных романов раннего цикла, уже отмеченного премиями и читательским интересом, но теперь — в оформлении, рассчитанном на долгую жизнь на полке. «Ветер и искры» — один из больших ранних циклов Пехова, к которому впоследствии присоединилась Елена
Оглавление

Главное, что уже можно зафиксировать документально: роман «Ветер Полыни» выходит в виде авторской коллекционной книги Алексея Пехова и Елены Бычковой в издательстве Alpaca. Это второй роман цикла «Ветер и искры», в новом издании заявлен как твёрдый переплёт, 408 страниц, иллюстрации на обложке Сергея Шикина и внутренние иллюстрации Ольги Исаевой, ISBN 978‑5‑00242‑171‑8. Издательство указывает статус «в планах», при этом FantLab специально подчёркивает, что информация предварительная и может быть уточнена издателем.​

Коллекционная серия Alpaca по Пехову и Бычковой строится вокруг «авторских книг», то есть визуально и полиграфически более выверенных переизданий ключевых текстов. В случае «Ветра Полыни» это означает возвращение к одному из центральных романов раннего цикла, уже отмеченного премиями и читательским интересом, но теперь — в оформлении, рассчитанном на долгую жизнь на полке.

Цикл «Ветер и искры»: мир Хары, «искра» и вечная война

«Ветер и искры» — один из больших ранних циклов Пехова, к которому впоследствии присоединилась Елена Бычкова. В библиографических обзорах указываются четыре романа:

  • «Искатели ветра» (2005)
  • «Ветер Полыни» (2006)
  • «Жнецы ветра» (2008)
  • «Искра и ветер» (2008)​

Дополняют цикл рассказы «Пожиратель душ» и «Цена свободы» из сборника «Тёмный охотник».​

Действие цикла разворачивается в мире Хары, который, по формулировке аннотации, «утратил самое ценное — знание». Всё, что тысячелетие назад было привычной частью повседневности, воспринимается как сказка, а за обломки старого искусства и магии маги ведут кровопролитные войны.​

Центральный конфликт серии — пятвековая война между Ходящими и Проклятыми:
«Самая страшная и беспощадная война вот уже пять веков длится между теми, кто правит миром, — Ходящими и Проклятыми. Тьма и свет, некромантия и целительство сплелись в смертельный тугой клубок…»

В аннотациях используется ключевая терминология мира:

  • Ходящие — одна из правящих групп носителей Дара.
  • Проклятые — их непримиримые противники, связанные преимущественно с некромантией и «тёмной» стороной Дара.
  • «Искра» — опасный магический дар, который может быть источником целительства или разрушения; отдельные формулировки прямо говорят о «тёмной „искре“ магического дара».​

Именно вокруг «искры» и ветра строится название цикла: финальная книга аннотацией подводит к развязке, где героям предстоит решить, «что важнее в мире Хары — „искра“, ветер или, быть может, любовь».​

«Искатели ветра»: отправная точка

Первый роман цикла, «Искатели ветра», задаёт как географию, так и драматургию истории. В аннотациях и справочниках мир Хары описывается через призму большой войны и роли магов:

«Самая страшная и беспощадная война вот уже пять веков длится между теми, кто правит миром, — Ходящими и Проклятыми. Тьма и свет, некромантия и целительство сплелись в смертельный тугой клубок, уничтожающий всех, кто посмеет к нему прикоснуться. Нэсс и Лаэн бросают вызов носителям Дара, чтобы спасти свою жизнь.»​

Главные действующие лица, к которым цикл неизменно возвращается:

  • Нэсс, наёмный убийца‑гийн по прозвищу Серый — превосходный лучник.​
  • Лаэн — его жена и напарница, убийца по прозвищу Ласка; её магическим Даром заинтересовались Проклятые.​
  • Шен — Ходящий‑целитель, скрывающийся под личиной убийцы‑гийн; в критических обзорах подчеркивается его двойственная роль и секретная принадлежность к Ходящим.​
  • Лук, стражник Врат Шести Башен, единственный выживший после их разгрома, и Га‑нор, северянин‑следопыт; они образуют узнаваемый дуэт сурового ветерана и простодушного, но надёжного товарища.​
  • Из числа Проклятых особенно важна Тиа ал’Ланкарра (Тиф), чья судьба с самого начала тесно переплетена с путём Нэсса и Лаэн.​

Книги и справочники подчёркивают, что Нэсс и Лаэн — бывшие наёмные убийцы, которые уже почти семь лет прячутся «в глуши» после опасного заказа и надеются вернуться к обычной жизни, но охота на Серого и Ласку продолжается, а интерес Проклятых к «искрами» Лаэн втягивает их в новый виток войны.​

-2

О чём «Ветер Полыни»: бегство от войны под жёстким ветром Руде

Коллекционное издание Alpaca воспроизводит авторский текст второй книги цикла. Официальная аннотация, полностью совпадающая в описаниях Alpaca и предыдущего издания «Альфа‑книги», задаёт тон романа:

«Ветер гуляет по миру Хары, занося прошлое песком лжи. Никто уже не помнит то, что когда‑то считалось правдой — она давно предана забвению, и, чтобы узнать о ней, следует поймать ветер за хвост. Вот только что делать, если он обернётся горькой полынью? Будет ли тебе нужна истина, к которой ты так стремился?»​

Герои «Искателей ветра» оказываются в центре событий:

«Нэсс, Лаэн и Шен бегут от летящего по их следам урагана войны, но впереди ждёт грозовая буря, и нет от неё спасения ни людям, ни Проклятым. Потому что дует над равнинами Руде, гася багровые степные искры, жестокий ветер полыни.»​

Отсюда сразу несколько важных моментов, на которых строится восприятие романа:

  • Нэсс, Лаэн и Шен по‑прежнему действуют вместе: линия бывших наёмных убийц и Ходящего‑целителя остаётся центральной.​
  • Масштаб конфликта расширяется до «урагана войны», от которого уже невозможно просто «уйти в глушь» — война догоняет героев.
  • Вводится просторный образ «равнины Руде» и «багровых степных искр» — топонимика и визуальные мотивы мира Хары получают развитие.​

По отзывам читателей на FantLab, вторая книга цикла ощутимо смещает акцент с движения по маршруту к разговору и прояснению прошлого. Один из рецензентов формулирует это так: в этой части «персонажи много говорят, но говорят по делу», при этом:

  • «Нэсс узнаёт новую Лаэн»,
  • «Шен узнаёт скрытую и совершенно неожиданную для него историю Башни, Ходящих и Проклятых»,
  • читатель «узнаёт новую Тиа, а она узнаёт другую себя» — речь идёт о переосмыслении образа Проклятой Тиа/Тиф.​

Та же рецензия подчёркивает, что отношение к Нэссу со стороны читателей меняется: ему по‑прежнему сложно сочувствовать, но проще понять его мотивацию; в центре для него остаётся жена, которую он называет «моё солнце», и всё, что он делает, подчинено её жизни и благополучию.​

Таким образом, даже не вдаваясь в подробности сюжета, можно констатировать: на уровне опубликованных отзывов «Ветер Полыни» воспринимается как роман, в котором:

  • расширяется и переосмысливается мифология мира Хары (Башня, Ходящие, Проклятые);​
  • происходят важные внутренние переломы персонажей (Тиа, Нэсс, Лаэн, Шен);​
  • общий фон войны усиливается до ощущения «урагана» и «грозовой бури».​

При этом сам цикл «Ветер и искры» в целом, включая «Искателей ветра» и «Ветер Полыни», был отмечен жюри фестиваля «Звёздный мост»: роман «Искатели ветра» и «Ветер полыни» получили награду «Серебряный кадуцей» в 2006 году, а в ряде источников указывается и как награждённый целиком цикл.​

Коллекционное издание Alpaca: оформление и статус

По данным карточки издания на FantLab, «Ветер Полыни» в Alpaca заявлен как:

  • авторская книга, коллекционное издание;
  • издательство: М.: Alpaca, 2025;
  • тип обложки: твёрдая;
  • страниц: 408;
  • ISBN: 978‑5‑00242‑171‑8;
  • обложка: иллюстрация С. Шикина; внутренние иллюстрации О. Исаевой.​

Отдельно подчёркивается служебная пометка:

«Это издание находится в планах издательства, вся приведённая здесь информация является предварительной и может быть изменена издателем».​

Таким образом, на конец 2025 года корректно говорить о заявленном к выходу коллекционном издании, сохраняя оговорку о возможных уточнениях по тираже, точной дате и деталям оформления. Всё официально опубликованное сейчас сводится к базовым характеристикам (формат, объём, авторы иллюстраций) и статусу второго романа цикла «Ветер и искры».​

Остальные книги цикла: «Жнецы ветра» и «Искра и ветер»

Чтобы увидеть место «Ветра Полыни» в общей архитектуре цикла, полезно кратко обратиться к аннотациям двух оставшихся романов — они задают направление развития истории, не раскрывая конкретных поворотов.

«Жнецы ветра»

Третий роман, «Жнецы ветра», по официальным аннотациям показывает мир Хары в позднюю осень уже разорённой войной страны:

«В растерзанную войной страну пришла поздняя осень. Свирепый ветер, ледяной и неистовый, несёт из‑за суровых гор бесконечные дожди, и не укрыться от них ни живым, ни мёртвым. Ледяная вода не способна остудить ненависть, пылающую в сердцах тех, кто осмелился бросить вызов судьбе и вступить в схватку.»​

Те же аннотации фиксируют состав ключевых героев:

«Нэсс и Шен, Лук и Га‑нор, Проклятые и Ходящие преследуют свои цели, пытаясь выжить, вырвать победу, отомстить и решить для себя, что опаснее — тёмная „искра“ магического дара или тьма в собственной душе.»​

Здесь уже прямо проговаривается центральный вопрос цикла: что страшнее — магический Дар или личная тьма внутри персонажей.

-3

«Искра и ветер»

Финальный роман, «Искра и ветер», переносит действие на зимний рубеж:

«Когда суровая зима на исходе, южный ветер из‑за гор несёт на своём хвосте перемены. Но к добру ли? Пламя войны пылает над равнинами и городами севера. Три армии Проклятых рвутся к Корунну.»​

Именно здесь, по аннотации, те, кого называют Искателями ветра, «должны дойти до последней черты», решая, что важнее — «искра», ветер или любовь. В совокупности четыре романа выстраивают дугу от локальной истории беглецов‑наёмников до почти эпического разрешения многовековой войны, но в рамках данной статьи достаточно зафиксировать опубликованные издательские формулировки.​

Авторы цикла: Алексей Пехов и Елена Бычкова

Алексей Пехов

Алексей Юрьевич Пехов родился 30 марта 1978 года в Москве. Работает преимущественно в жанре фэнтези и на сегодняшний день является одним из самых тиражных и переводимых российских авторов в этом сегменте.​

Краткие вехи его карьеры по данным энциклопедий и биографических статей:

  • Наиболее известный ранний цикл — «Хроники Сиалы» о воре Гаррете, за первую книгу трилогии, роман «Крадущийся в тени», автор получил награду «Серебряный кадуцей» (II место) фестиваля «Звёздный мост» в 2003 году.​
  • Роман «Под знаком Мантикоры» был признан лучшим отечественным фэнтези 2004 года и «Книгой года» по версии журнала «Мир фантастики».​
  • Роман «Киндрэт. Кровные братья» (в соавторстве с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой) получил премию «Странник» как лучшее городское фэнтези 2001–2005 годов.​
  • Романы «Искатели ветра» и «Ветер полыни» отмечены премией «Серебряный кадуцей» (фестиваль «Звёздный мост», 2006 год) за цикл «Ветер и искры».​
  • В 2015 году Пехов получил премию «Фантаст года» за наибольшее количество проданных книг в России в 2014 году.​

Книги Пехова переведены на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, голландский, греческий, эстонский языки. Он также выступал сценаристом компьютерных игр, в том числе «King’s Bounty. Легенда о рыцаре» и дополнений к «Heroes of Might and Magic V» (совместно с Е. Бычковой и Н. Турчаниновой).​

В интервью 2019 года, посвящённом роману «Талорис» (цикл «Синее пламя»), Пехов описывал эксперимент с поэпизодной онлайн‑публикацией (по главе в неделю) как формальный опыт и отмечал, что воспринимает большинство циклов как «одну большую книгу», вынужденно разбитую на тома из‑за объёма истории. Это важно и для «Ветра и искр»: сам автор относится к подобным сериям как к единой, сквозной истории.​

Елена Бычкова

Елена Александровна Бычкова (род. 21 августа 1976 года, Москва) — российская писательница‑фантаст, постоянный соавтор Алексея Пехова и Натальи Турчаниновой. По данным справочников:​

  • Дебютный роман «Рубин Карашэхра» (в соавторстве с Н. Турчаниновой), первый в одноимённой трилогии, получил награду «Серебряный кадуцей» на «Звёздном мосту» (2004) и премию «Кинжал без имени» издательства «Армада» как лучший дебют года.​
  • Наиболее известный совместный цикл — «Киндрэт», городское фэнтези о вампире‑эмпате Дарэле и клановой структуре вампирского подполья; первая книга, «Киндрэт. Кровные братья», получила премию «Странник» как лучшее городское фэнтези 2001–2005 годов.​
  • В 2013 году премией «Странник» был отмечен роман «Иногда они умирают», основанный на личных впечатлениях авторов от гималайского трека к базовому лагерю Эвереста (подъём на 5550 м).​

Бычкова также выступает сценаристом компьютерных игр (включая «King’s Bounty. Легенда о рыцаре» и дополнения к «Heroes of Might and Magic V») и с 2008 года адаптирует и продвигает совместные книги по миру ночной Столицы за рубежом под псевдонимом Lena Meydan. Она является членом Союза писателей России.​

По образованию Бычкова — журналист: окончила факультет журналистики МГУ, работала журналистом, редактором и специальным корреспондентом, специализируясь на зарубежной журналистике и литературе. Этот опыт заметен и в её прозе, где критику часто отмечает внимание к медиатекстам и к тому, как вымышленный мир подаётся глазами хроникёров и свидетелей.​

О планах и возвращениях к мирам — только по опубликованным словам

Вопрос о «планах» авторов по отношению к их циклам регулярно поднимается в интервью. В коллективной беседе с журналом «Мир фантастики» (2017 год) Алексей Пехов, Елена Бычкова и Наталья Турчанинова говорили о возможном возвращении к уже созданным мирам: в опубликованном фрагменте подчёркивается, что возвращение в прежние циклы возможно, но только при условии, что авторам самим это действительно захочется, и если не возникнут иные творческие планы.​

Более конкретные анонсы последних лет касались преимущественно новых циклов («Синее пламя», дилогия «Созерцатель»/«Тень Ингениума», «Талорис» и др.) и экспериментов с форматами публикации. При этом на момент конца 2025 года:​

  • коллекционная линия Alpaca по циклу «Ветер и искры» развивается за счёт переизданий уже существующих романов, таких как «Ветер Полыни», с уточнением статуса «в планах»;​
  • в открытом доступе нет официально опубликованных подробных заявлений о новых романах именно по миру Хары, выходящих за пределы четырёх романов и рассказов, упомянутых в библиографиях и аннотациях.​

Поэтому корректно ограничиться тем, что уже зафиксировано: цикл «Ветер и искры» завершён четырьмя романами, вторым из которых является «Ветер Полыни», а авторы в интервью допускали возможность возвращения в свои миры только при наличии внутреннего интереса и свободного творческого ресурса.​

Вместо вывода

«Ветер Полыни» в новом, коллекционном издании Alpaca — это не просто переиздание популярного романа; это возвращение к важной точке в карьере Пехова и Бычковой. Именно на цикле «Ветер и искры» автор закрепил репутацию создателя продуманного героического фэнтези, удостоенного наград «Звёздного моста», а Бычкова утвердилась как постоянный соавтор, участвующий в строительстве крупных миров — от Хары до ночной Столицы.​

С учётом того, что официальные аннотации и библиографии уже выстроили рамку цикла — мир Хары, война Ходящих и Проклятых, опасная «искра» магического дара, Нэсс, Лаэн, Шен и их путь через ураганы войны, — коллекционное переиздание «Ветра Полыни» выглядит как попытка дать читателю не только текст, но и материальный, визуально цельный объект, соответствующий масштабности придуманного мира.​

И пока над равнинами Руде в аннотациях по‑прежнему дует «жестокий ветер полыни», новая книга Alpaca аккуратно фиксирует уже состоявшуюся главу истории — без спекуляций о будущем, но с уважением к тому, что уже написано и опубликовано.​

-4