Представьте: ночью целый район города погружается во тьму из-за аварии в электросети. Но в промышленном здании на окраине продолжает мерцать свет серверных стоек – там находится дата-центр. Традиционно в такие моменты ревут дизель-генераторы, мгновенно взявшие на себя питание, чтобы миллионы сайтов и сервисов не ушли в офлайн. Это надежный, но далеко не идеальный способ: дизельные агрегаты шумят, выбрасывают выхлопные газы и требуют постоянного обслуживания. Во многих ЦОДах они большую часть времени простаивают без дела, напоминая о себе лишь ежемесячными тестовыми запусками на топливе.
Однако в индустрии дата-центров назрел поворот к более чистым и эффективным технологиям. Все больше операторов по всему миру ищут замену дизелю в резервном электропитании. Главный кандидат – батарейные системы большой емкости, способные поддержать работу оборудования при сбоях. Почему крупнейшие ЦОДы переходят на батареи, как это работает и готова ли к подобному шагу Россия? Разберемся по порядку.
Батареи вместо дизеля: как работает BESS в дата-центре
BESS (Battery Energy Storage System) – это мощная батарейная система накопления энергии, по сути, огромный аккумуляторный блок, способный запасать электроэнергию и мгновенно отдавать ее при необходимости. В контексте дата-центров BESS выполняет роль большого источника бесперебойного питания: при отключении внешнего электроснабжения батареи сразу берут на себя нагрузку, не давая серверам погаснуть ни на секунду. Если классические ИБП обеспечивали лишь несколько минут работы (пока не стартует генератор), то современные батарейные хранилища рассчитаны на десятки минут и даже часы автономности. Технология во многом стала практичной благодаря удешевлению литий-ионных аккумуляторов – за последнее десятилетие их стоимость снизилась примерно на 85%[1]. Теперь крупные ЦОДы могут устанавливать батарейные модули емкостью в мегаватт-часы, что раньше было экономически невыгодно.
Преимущества батарейных систем резервирования перед дизелем очевидны:
· Экологичность и снижение выбросов. Батареи работают без сжигания топлива, не выделяют CO₂ и вредные частицы во время резервного питания. Для «зеленого» дата-центра отказ от дизеля — большой шаг к углеродной нейтральности. Дизель-генераторы же при каждом тестовом запуске выбрасывают выхлоп, а при длительной работе за час сжигают десятки литров солярки.
· Мгновенное действие и надежность. В отличие от ДГУ, которым требуется несколько секунд на запуск и синхронизацию, аккумуляторные ИБП вступают в работу мгновенно. Это повышает надежность: даже кратковременные провалы напряжения компенсируются батареей без малейшего сбоя. Батарейная система не зависит от наличия топлива на площадке – она заряжена заранее и всегда готова включиться.
· Меньше инфраструктуры и обслуживания. Батарейным модулям не нужны цистерны с дизелем и топливопроводы, нет выхлопных труб. Отпадает задача регулярно заправлять и фильтровать топливо, организовывать его доставку и хранение. Обслуживание современных аккумуляторов сводится в основном к мониторингу и плановой замене модулей раз в несколько лет, тогда как генераторы требуют частых регламентных работ (замена масел, прокладок) и еженедельных проверок.
· Новые возможности и экономия. Большая батарея при ЦОД может использоваться не только «на черный день». В периоды нормальной работы ее мощность не пропадает зря: оператор может сглаживать пики потребления, заряжая батареи в ночные часы и помогая сети в часы пик (концепция demand response). В некоторых странах резервные накопители даже участвуют в продаже электроэнергии на рынке, принося дата-центру дополнительный доход[2]. Дизельные генераторы на такое не способны — они могут лишь стоять без дела большую часть времени.
· Тишина и компактность. Батарейные шкафы или контейнеры работают почти бесшумно (шумят лишь системы вентиляции), тогда как ДГУ при нагрузке издают громкий гул и вибрации. Это облегчает размещение ЦОДа вблизи офисов и жилых районов. По занимаемой площади современные литий-ионные модули тоже выигрывают: новые батарейные решения для ЦОД позволяют на треть сократить габариты и вместить больше энергии на квадратный метр[3], тогда как дизельные станции требуют отдельных помещений или улиц площадок с учетом отступов пожарной безопасности.
Конечно, есть и ограничения: аккумулятор обеспечивает питание ограниченное время, тогда как дизель при наличии топлива может работать сутками. Но статистика показывает, что в развитых энергосистемах 98–99% сбоев длятся считанные минуты. Именно эти минуты и критичны для ЦОДа – и тут батареи справляются отлично. А в случае редкого длительного блэкаута батарейный резерв может поддержать серверы до организованного отключения части нагрузок или запуска альтернативных источников.
Зарубежный опыт: отказ от дизеля набирает обороты
По всему миру крупнейшие игроки IT-отрасли переоснащают свои дата-центры и экспериментируют с отказом от дизеля. Почему? Сказываются экологические обязательства (многие компании взяли курс на углеродную нейтральность), технологический прогресс и даже местные регуляторные требования. Ниже несколько показательных примеров этого тренда:
· Microsoft – объявила цель полностью избавиться от использования дизельного топлива в резервных системах к 2030 году[4]. В своих новых кампусах компания делает ставку на большие аккумуляторы. Так, в Швеции на одном из дата-центров Microsoft вместо традиционных ДГУ установила батарейное хранилище емкостью 16 МВт·ч, которого хватает примерно на 80 минут автономной работы при нагрузке до 24 МВт[5]. Этот шаг во многом продиктован экологией: в Швеции местные жители протестовали против дизель-генераторов, и Microsoft продемонстрировала, что может обеспечить резерв без выбросов.
· Google– еще в 2020 году заявила о пилотном проекте по замене части дизельных генераторов на батареи на своем кампусе в Бельгии[6]. Там запущена система резервного питания мощностью ~2,75 МВт на базе аккумуляторов Fluence, которая не только страхует ЦОД при сбоях, но и помогает балансировать локальную энергосеть. Google публично отмечает, что «батареи достаточно хороши, чтобы заменить генераторы», и инвестирует в новые типы накопителей, включая долговременные (Long Duration Energy Storage) для своих центров обработки данных.
· NTT (Япония) – один из примеров телеком-гигантов, внедряющих BESS в инфраструктуру. К началу 2025 года подразделение NTT Anode Energy установило аккумуляторные системы суммарной емкостью около 340 МВт·ч на 23 площадках ЦОД[2]. Эти накопители не только обеспечивают резервное питание, но и участвуют в регулировании энергопотребления: в Японии батареи при ЦОДах помогают сглаживать пиковые нагрузки и поддерживать стабильность сети, а также задействуются в оптовой торговле электроэнергией, принося пользу бизнесу.
· Производители оборудования – тренд подхватили и поставщики инженерных решений. Крупнейшие изготовители батарей Samsung SDI и LG Energy Solution в 2025 году представили специальные аккумуляторные модули для дата-центров с повышенной энергетической плотностью и встроенными системами пожаротушения[3]. Разрабатываются альтернативы литий-ионным батареям – например, натрий-ионные и проточные аккумуляторы – которые в перспективе могут дать еще более длительный и безопасный резерв. Иными словами, вся индустрия движется к тому, чтобы сделать резервное питание ЦОД максимально автономным и экологичным.
Отметим, что наряду с батарейным путем некоторые компании испытывают и водородные топливные элементы. Например, Microsoft успешно протестировала прототип 3-мегаваттной системы на водороде для резервного питания[7]. Однако такие решения пока дорогие и сложные. Батареи же уже сегодня стали реальной альтернативой: они устанавливаются быстрее, интегрируются в существующие системы питания и доказали эффективность на практике. Неудивительно, что новые проекты ЦОД за рубежом все чаще проектируются либо вообще без ДГУ, либо с их минимальным использованием. В США и Европе все строже экологические нормы: в некоторых регионах ограничивают часы работы дизель-генераторов, требуют специальных фильтров и разрешений, что тоже стимулирует переход на резервы без выхлопов.
28.11 - Россия: готовы ли дата-центры перейти на батареи?
Что происходит в российской отрасли ЦОД? Пока отечественные дата-центры традиционно опираются на дизель-генераторы как на проверенный источник аварийного питания. Практически все крупные коммерческие ЦОД в России спроектированы по Tier II–III с резервированием от ДГУ: это воспринимается как необходимое условие надежности. Дизельное топливо доступно и относительно недорого, а риск длительных перебоев электроснабжения в центральных регионах низок – генераторы чаще всего служат «страховым полисом», который может никогда не пригодиться. Тем не менее, их наличие вселяет уверенность в непрерывности услуг для клиентов. До последнего времени альтернативы не рассматривались широко: батарейные системы большой мощности были мало доступны, да и требования экологической отчетности в РФ не столь жесткие, чтобы стимулировать срочный отказ от ДГУ.
Но мировые тренды и технологический прогресс постепенно доходят и до нас. Первые звоночки изменений уже есть. Показательный пример – московский дата-центр в телецентре Останкино, который вообще не имеет дизель-генераторов. Вместо них объект получает электричество сразу по четырем независимым вводам от городской сети[8]. За последние 50 с лишним лет на этой площадке ни разу не было полного отключения, что позволило операторам ЦОДа сэкономить на ДГУ и довериться надежности внешней инфраструктуры. Конечно, пример уникальный (телецентр – объект федерального значения с приоритетным энергоснабжением), но он демонстрирует принципиальную возможность ЦОДа работать без дизеля.
Другой подход – размещение ЦОД рядом с крупными источниками энергии. В России этим путем идет концерн Росэнергоатом: он строит сеть модульных дата-центров прямо на территориях действующих АЭС. Первый пилотный ЦОД запущен на Нововоронежской атомной станции, на очереди площадки при Балаковской и Смоленской АЭС. Логика в том, что рядом с генерирующим источником риск потери питания минимален (станция сама вырабатывает сотни мегаватт), значит, роль резервных дизелей может сводиться к нулю или к очень короткому времени автономии. Достаточно батарейного ИБП, чтобы пережить переключения между основными линиями. Вероятно, на таких «энергоцентричных» ЦОДах генераторы либо не устанавливаются вовсе, либо используются как вспомогательный вариант на случай остановки самой электростанции.
Постепенно подготавливается и база для внедрения BESS в российских проектах. Государство и корпорации запустили несколько пилотных инициатив по развитию систем накопления энергии. В 2023–2025 гг. «Россети» объявили о первых проектах по установке промышленных накопителей в энергосети: так, в Калининградской области и Подмосковье строятся гигафабрики литий-ионных аккумуляторов (производственное подразделение «Рэнера» госкорпорации Росатом) мощностью 8 ГВт·ч в год[9]. Первая очередь в Калининграде должна заработать уже в 2025 г., вторая – в 2026-м. Эти мощности ориентированы в том числе на стационарные батарейные системы для резервирования. Росатом подтверждает, что готов обеспечивать отечественные решения для крупных проектов накопителей[10].
Одновременно решается вопрос импорта: изначально для российских накопителей рассматривались китайские аккумуляторы, но выбор сделан в пользу локализованного оборудования по соображениям безопасности и обслуживания[11]. Это важный шаг для независимости технологий резервного питания.
Кроме того, в южных регионах России стартует крупнейший пилот по BESS: к 2026 году на Кубани и в Крыму планируется запустить суммарно до 350 МВт накопителей энергии для покрытия дефицита в пиковые часы[12][13]. Проект курируется Минэнерго и вице-премьером А.Новаком, финансирование заложено в тарифы. По сути, речь о создании распределенного «аккумуляторного парка», который сможет быстро выдавать мегаватты в сеть. Хотя данный проект нацелен на общую энергосистему, косвенно он ускоряет развитие технологий, нужных и дата-центрам. После отработки решений на таких пилотах будет проще внедрять батареи и на отдельных объектах, включая ЦОДы.
Наконец, нельзя не отметить проекты для удаленных территорий. В 2025 году на форуме «Российская энергетическая неделя» группа РОСНАНО совместно с партнерами представила первую в России мобильную электростанцию на аккумуляторах[14]. Это контейнерный комплекс, способный заменить дизельный генератор в труднодоступных районах. Начата программа модернизации дизельных электростанций на Дальнем Востоке и в Арктике: планируется внедрять автономные гибридные энергоустановки (солнечные панели + батареи + резервный генератор) вместо чисто дизельных схем[15]. Красноярский край выбран пилотным регионом для отработки такой модели[16]. Задача — повысить надежность и снизить издержки энергоснабжения в отдаленных поселках, одновременно сократив выбросы. Хотя это не про ЦОДы напрямую, технология мобильных аккумуляторных модулей может найти применение и в коммерческих дата-центрах, особенно модульных и размещенных вне больших городов.
Таким образом, техническая готовность к переходу на батареи в России начинает формироваться. Уже есть примеры ЦОД без дизеля, налаживается отечественное производство аккумуляторов, реализуются проекты по накоплению энергии. Сдерживающие факторы тоже понятны: инерция существующих стандартов, высокая стоимость крупных BESS (пока что) и консервативный подход операторов, привыкших доверять «железному» резерву на дизеле. Многие эксперты отмечают, что полностью отказаться от ДГУ в ближайшее время сложно: по совокупности свойств дизель пока остается самым универсальным аварийным источником[17]. Батареи не обеспечат многосуточную автономность, если вдруг случится масштабное отключение электричества. Поэтому, вероятно, реалистичный путь на ближайшие годы – гибридные схемы. Батарейные системы будут покрывать кратковременные провалы и первые часы сбоя, а если проблема затянется – в дело вступит дизель как «последний рубеж» энергоснабжения. Такой подход уже сейчас применяется в некоторых иностранных ЦОД (генераторы запускают не сразу, а по истечении определенного времени на батареях[18]). Он позволяет сократить количество ДГУ или реже их использовать, держа как резерв только для экстремальных ситуаций.
В перспективе же, по мере роста емкости аккумуляторов и появления новых технологий хранения, доля дизеля будет неуклонно снижаться. Глобальный вектор однозначен: резервное питание ЦОДов становится более экологичным, интеллектуальным и распределенным. Россия, обладая мощной энергосистемой и научно-промышленным потенциалом, имеет все шансы не остаться в стороне от этой тенденции. Возможно, уже в ближайшие годы мы увидим первые коммерческие дата-центры, полностью отказавшиеся от дизель-генераторов в пользу связки «сеть + батареи».
В итоге очевидно: переход с дизеля на батареи – не дань моде, а ответ на вызовы времени. Он решает сразу несколько проблем индустрии: экологическую (сокращение выбросов), экономическую (оптимизация затрат и новых услуг) и техническую (повышение надежности и гибкости работы ЦОДа). Мировые лидеры уже прокладывают этот путь, и российским компаниям важно быть в курсе и готовности. Первый шаг – следить за пилотными проектами, перенимать лучший опыт и оценивать эффективность BESS на практике. А окончательно отказываться от дизеля или комбинировать решения – это вопрос стратегии и степени доверия новым технологиям.
Поделитесь мнением в комментариях: смогут ли батареи заменить дизель в российских ЦОДах?