Найти в Дзене

Кто победит маркетплейсы или банки?

Последние пару месяцев крупные банки начали давление на маркетплейсы с претензией почему при оплате их картами сумма за покупку выходит больше. На что маркетплейсы давят на то что предоставляют максимальные скидки для покупателей, а банки сами не заинтересованы в этих скидках.

Ситуация конечно интересная, у ВБ и ОЗОН есть свои банки и у банков тоже есть свои аналоги маркетплейсов.

Возьмем Грефа, он же представляет СБЕР, больше всего возмущений от него, но тут то и понятно, у СБЕР есть СберМаркет, в котором меньше позиций и многие позиции дороже чем у ВБ или ОЗОН, да и доступность для покупателей тоже ниже. Плюс деньги народ активно переводит туда где условия выгоднее, а еще покупатель выбирает удобство и наиболее привлекательную цену. Товарищи с зеленого банка аргументируют что ОЗОН и ВБ лезут не в свое дело и вообще карты открывают удаленно не проверяя кто будет её использовать. С такими картами много мошеннических схем.

Но, позвольте, на данный момент ОЗОН и ВБ дают более привлекательные ставки по вкладам, плюс скидки на товар внутри своих сервисов. Для покупателей это удобно и выгодно.

С другой стороны Татьяна Ким парирует, что банки сами не предлагают хороших и выгодных предложений или кэшбека, плюс им выгоднее держать деньги у себя, чем кредитоваться у сторонних банков за бешенные проценты. Действительно, почему банк содержит у себя кучу убыточных направлений и при этом простые люди должны это оплачивать, при этом каждый год банк отчитывается о сверх прибыли.

Хотя с её политикой тоже приятного мало, комиссии растут, штрафы для селлеров растут, новые направления требуют вливания новых денег. Как я понял пока можно выезжать им за счет глобальной доставки – там у братьев китайцев заводов побольше, товар подешевле, человеческий труд стоит дешевле, законодательных препятствий меньше. Поэтому ценник за эти товары можно держать ниже чем у российских поставщиков. Но это никак не улучшает экономику и не стимулирует начать производство на территории РФ. Хотя и наши предприниматели уже поняли эту схему и сами потихоньку начали переводить свой бизнес в Китай. Продавая оттуда в РФ свой Китайский товар.

ОЗОН так же давит на то что при отмене скидок по их картам, то покупатели лишаться скидок. Но постойте, почему все упирается в скидки? За счет кого они делаются? Как показывает практика последних лет, то практически везде используют скидки для привлечения клиентов, но они на маркетплейсах стали повсеместны на почти все виды товаров. По факту у любого товара есть цена производства и цена продажи в которую закладывают затраты на доставку, труд человека, аренду, коммуналку и пр. сопутствующие затраты и уже у этой цене добавляется интерес и прибыль предпринимателя. Поэтому нарисовав с потолка завышенную цену, зачеркнув её и сделав розничную цену – это не скидка, это фактически обман покупателя. Когда продавец, он же селлер назначает свою цену, а маркетплейс самостоятельно снижает его цену без согласования или в ультимативном порядке, то это тоже не честно по отношению к селлеру.

Кстати ОЗОН который год сидит в убытках, которые растут от года к году, вообще поражаюсь сколько можно тянуть его. Но тем не менее видимо математику посчитали и тоже стали увеличивать стоимость товаров. За этот год уже 6 раз поменяли цену за комиссию с товара в большую сторону.

Так же не стоит забывать что банк вообще-то должен держать деньги на счетах чтобы была возможность их оттуда снять N-ному количеству людей и он эти условия должен выполнить. Поэтому количество выданных карт, кредитов высчитывается чтобы не было внезапного перекоса. В случае с банками от маркетплейсов тут желание побольше выдать, чтобы собрать побольше денег у себя и использовать их для развития. Но, если не дай бог пойдет что-то не так, то этот карточный домик рассыплется максимально быстро.

На мой взгляд каждая компания должна заниматься своим делом, предлагать конечному клиенту достойный сервис, самоокупаться. А не выращивать непонятные экосистемы обещая инвесторам золотые горы.

Экономика других стран уже проходила эти периоды – нельзя одной компании и отрасли постоянно и кратно расти. Так как в итоге надувается пузырь, который лопается через какое-то время.

Нельзя постоянно строить дома без прироста населения, нельзя постоянно открывать ПВЗ в соседних домах, нельзя постоянно вытаскивать деньги в убыточные проекты и есть еще много прочих нельзя.

Крупные компании можно понять, они хотят максимум выжать денег со всего, но тогда почему они начинают на государственном уровне друг друга ругать и требовать каких-то условий? Сейчас если зайти в приложение маркетплейса или банка – то картина одинаковая – товары, услуги, кредиты, вклады и пр.

В таких случаях вообще надо запретить чтобы компании таких размеров начинали плодить сервисы – банк это банк, маркетплейс это маркетплейс и только так. Чтобы было все прозрачно и деньги не вращались непонятно где и как по аффилированным лицам.

И на мой взгляд это было бы правильное решение. Условно СБЕР – это банк, а ВБ или ОЗОН – это маркетплейс. Без навязанных условий и предложений.

Кстати куда смотрит ФАС – которая должна как раз рассматривать дела по конкуренции? Где их экспертное мнение?

В любом случаем проиграет покупатель, т.к. подмяв под себя тот или иной рынок крупные компании начинают устанавливать свои нужные цены и правила. Взять тот же Яндекс с их такси. Практически альтернативы нет и чуть что пользователи начинают возмущаться – А почему так дорого?

Как вы думаете кто из них победит и кто прав?

#банки #маркетплейсы