Текст
1. Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
1.Как в литературоведении называют приём, заключающийся в прямом воспроизведении мыслей и переживаний персонажа (например: «Он нас увидел сегодня, — думал он...», «Умру, — подумал он...»)?
2 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
A) Евгений Базаров
Б) Павел Петрович
B) Николай Петрович
1) отправляется в Дрезден
2) женится на Кате
3) умирает от заражения крови
4) женится на Фенечке
3. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так с помощью ______ через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — ____ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
4. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
1. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «...В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5 Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте проявление психологизма в романе Тургенева и в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин". В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
6. В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым _____ героя разделило расстояние. Переживания глубоки, мысли сбивчивы. Для этого поэт использует неполные предложения, «рубленную речь», как иногда говорят. Называется такой синтаксический приём ___________.
7. Как называется стилистическая фигура, в основе которой — использование одинаковых слов в начале смежных строк:
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
1. Эпитет.
2. Сатира.
3. Неологизм.
4. Инверсия.
5. Сравнение.
6. Парцелляция.
9. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции.
1. Чем объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения В. С. Высоцкого?
2. Как в стихотворении В. Высоцкого парцелляция помогает передать идею произведения?
10 Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема любви. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь».
11 Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
1. Пояснение. Вариант №1
1.Как в литературоведении называют приём, заключающийся в прямом воспроизведении мыслей и переживаний персонажа (например: «Он нас увидел сегодня, — думал он...», «Умру, — подумал он...»)?
Такой прием называется внутренний монолог или внутренняя речь. Дадим определение.
Внутренний монолог — одна из форм прямого психологизма, представляющая собой воспроизведение размышлений персонажа, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях XIX века для того, чтобы раскрыть переживания героя, воссоздать его внутренний мир. В отличие от «потока сознания» во внутреннем монологе мысли подчиняются внутренней логике персонажа, поэтому можно проследить, как он пришел к тому или иному решению, умозаключению.
Ответ: внутренний монолог или внутренняя речь.
2. Пояснение.
2 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
A) Евгений Базаров
Б) Павел Петрович
B) Николай Петрович
1) отправляется в Дрезден
2) женится на Кате
3) умирает от заражения крови
4) женится на Фенечке
Евгений Базаров — 3. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.
Павел Петрович — 1. Павел Петрович отправляется в Дрезден.
Николай Петрович — 4. Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
Ответ: 314.
3 Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так с помощью ______ через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — ____ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
3. Пояснение.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так, с помощью аллегории через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — символ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
Ответ: аллегории символ.
4. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
1. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «...В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом».
Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
4.Пояснение.
1. В приведённом эпизоде по поступкам Базарова и его немногочисленным внутренним монологам как раз и можно проследить, насколько он потрясён и выведен из равновесия случившимся. Базаров не собран: не может работать, не может даже писать письмо, в его действиях суета и непоследовательность. Для героя несвойственны такие эмоции, он отрицал их и был уверен, что не поддастся безрассудному поступку. В его монологах звучат вопросительные предложения, прослеживается недоговоренность, что также показывает, насколько потрясен Базаров. Подчеркивает переживания героя и его сон: «Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться».
Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются через поступки, диалоги, авторские комментарии к речи героев, через портреты и пейзажи. Считая так, Тургенев видимо отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и действии.
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «...В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом».
Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Мнение критика В. П. Буренина о характере главного героя романа «Отцы и дети» подтверждается в приведённом фрагменте текста. После ссоры с Павлом Петровичем, причём небезосновательной после сцены с Фенечкой, в Базарове чувствуется та же энергия и сила, которая явно делает его выше своего оппонента. Несмотря на некоторое смятение, Евгений способен хладнокровно мыслить, анализировать, делать умозаключения. Павел Петрович «подавлял всех... своею леденящею вежливостью». А это значит, что он нервничал, переживал.
Таким образом, в приведённом фрагменте опять превосходство оказалось на стороне нигилиста Базарова, о чём и пишет Буренин.
Нигилизм-философия, ставящей под сомнение все общепринятые ценности.
5.Пояснение.
5 Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте проявление психологизма в романе Тургенева и в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин". В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Тургенев был уверен, что «писатель должен быть психолог, но тайный». Тургенев передает состояние души героев, их переживания через внешние детали, поэтому психологизм этого писателя и называют «тайным».
Это нетрудно заметить и в приведённом отрывке текста. По поступкам Базарова и его немногочисленным внутренним монологам, почти ремаркам, можно проследить, насколько герой потрясён и выведен из равновесия случившимся: «Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы». Евгению несвойственны бурные эмоции. Сама агрессивность его поведения обусловлена особой внутренней сложностью характера героя. Характер раскрывается через портреты и пейзажи, через поступки и действия. И в этом Тургенев близок к А. С. Пушкину.
В романе «Евгений Онегин» пейзаж в раскрытии образа Татьяны играет важную роль. Для Пушкина близость героя к родной природе — показатель его внутренней чистоты и превосходства. На фоне природы рисуется Татьяна. Так, с помощью опосредованной характеристики через пейзаж раскрывается его любимая героиня. С помощью деталей Пушкин передаёт и внутренние переживания Татьяны:
...Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Почему Татьяна отвечает не сразу? Очевидно, непросто даётся ей ответ. Потому и говорит тихо, вероятно.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что Тургенев и Пушкин обращались к сходным способам изображения героев.
6. В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым (лирического _____ героя разделило расстояние. Переживания глубоки, мысли сбивчивы. Для этого поэт использует неполные предложения, «рубленную речь», как иногда говорят. Называется такой синтаксический приём парцелляцией).
НОЛЬ СЕМЬ*
Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона
И набираю вечное ноль семь.
«Девушка, здравствуйте! Как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая!» Жду, дыханье затая...
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
Эта ночь для меня вне закона.
Я не сплю, я кричу: «Поскорей!»
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
«Девушка! Слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят...
К дьяволу все линии — я завтра улетаю!
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
Телефон для меня, как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянья на миг сократив.
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите...
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Всё равно — буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
«Ноль семь, здравствуйте! Снова я». — «Да что вам?»
«Нет! Уже не нужно, — нужен город Магадан.
Не даю вам слова, что звонить не буду снова, —
Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там...»
Эта ночь для меня вне закона.
Ночи все у меня не для сна.
А усну — мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
«Девушка, милая! Снова я, Тома!
Не могу дождаться, жду, дыханье затая.
Да, меня. Конечно, я. Да, я! Конечно, дома!» —
«Вызываю... Отвечайте...» — «Здравствуй, это я!»
(По номеру 07 в СССР заказывались междугородние и международные телефонные разговоры).
6.Пояснение.
6. В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым _____ героя разделило расстояние. Переживания глубоки, мысли сбивчивы. Для этого поэт использует неполные предложения, «рубленную речь», как иногда говорят. Называется такой синтаксический приём ___________.
В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Переживания глубоки, мысли сбивчивы. Для этого поэт использует неполные предложения, «рубленую речь», как иногда говорят. Называется такой синтаксический приём парцелляцией.
Ответ: лирического парцелляцией.
7.Как называется стилистическая фигура, в основе которой — использование одинаковых слов в начале смежных строк:
- Что, опять поврежденье на трассе?
- Что, реле там с ячейкой шалят?
7.Пояснение.
Анафора — единоначатие, повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Ответ: анафора.
8.Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
1. Эпитет.
2. Сатира.
3. Неологизм.
4. Инверсия.
5. Сравнение.
6. Парцелляция.
8.Пояснение.
1. Эпитет — образное определение: вечное ноль семь.
2. Сатира — приём изображения действительности, раскрывающий его внутреннюю несостоятельность, его несоответствие своей природе или предназначению, «идее»:
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
4. Инверсия —необычный порядок слов в предложении:
«Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая...
Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
5. сравнение- сопоставление предметов и явлений:
Телефон для меня, как икона...
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
6. Парцелляция — «рубленая» речь:
«Девушка, здравствуйте! Как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая!» Жду, дыханье затая...
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
Ответ: 12456.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции
1. Чем объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения В. С. Высоцкого?
2. Как в стихотворении В. Высоцкого парцелляция помогает передать идею произведения?
9.Пояснение.
1. В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Когда любишь, когда скучаешь и ждёшь встречи, кажется, что целого мира мало, а телефонистка может сотворить чудо — дать возможность услышать желанный голос:
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите...
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
Вот она, сила любви, необузданность страсти — кажется, что мир рухнет, если прервётся разговор. Именно этим и объясняется особое эмоциональное звучание стихотворения.
2. Парцелляция — «рубленая» речь. Автор прибегает к парцелляции, чтобы эмоционально выделить значимые слова, отрывки. Так происходит и в стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь». Лирический герой мучительно переносит разлуку с любимой. Телефон — единственно возможная связь с ней. Телефонные фразы обрывочны, потому что хочется сказать много, но ограниченность во времени и волнение путают мысли:
«Девушка, милая! Снова я, Тома!
Не могу дождаться, жду, дыханье затая.
Да, меня. Конечно, я. Да, я! Конечно, дома!»
Перед нами пример «рубленой» речи. С помощью парцелляции поэту удаётся продемонстрировать переживания, состояние лирического героя, силу его любви.
Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема любви. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь».
10 Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема любви. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением В. С. Высоцкого «Ноль семь».
10.Пояснение.
Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Любовь как смысл жизни — идея творчества В. Маяковского и В. Высоцкого.
В стихотворении В. Высоцкого «Ноль семь» звучит особое эмоциональное напряжение, обусловленное необходимостью связаться с любимым и родным человеком, с которым лирического героя разделило расстояние. Когда любишь, когда скучаешь и ждёшь встречи, кажется, что целого мира мало, а телефонистка может сотворить чудо — дать возможность услышать желанный голос:
«Девушка, милая! Я прошу — продлите!
Вы теперь, как ангел, — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите...
Вот уже ответили...
Ну, здравствуй, — это я!»
Вот она, сила любви, необузданность страсти — кажется, что мир рухнет, если прервётся разговор.
Похожее звучание темы любви находим у Маяковского.
В стихотворении « Письмо товарищу Кострову о сущности любви».
В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда» и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки о жизни и политической обстановке за рубежом. Вместо этого через два месяца поэт отправил своему другу стихотворение под названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви», в котором изложил свои взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
При этом стоит отметить, что поводом для создания этого произведения стало знакомство Маяковского с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую поэт влюбился без памяти и даже предлагал ей заключить брачный союз, чтобы увезти избранницу в СССР.
Свое стихотворение Маяковский начинает с извинений, адресованных Тарасу Кострову, так как понимает, что совсем не такого произведения ждет от него редактор. Однако в этот момент поэта больше всего волнуют его чувства по отношению к Яковлевой, и он пытается в них разобраться привычным для себя способом, выплеснув все накопившееся в душе на бумагу. Рассказывая о своем первом знакомстве с русской эмигранткой, поэт признается: «Я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее». Но именно Татьяна Яковлева, обладающая удивительным аристократизмом, тонким умом и целеустремленностью, произвела на Маяковского, который считался опытным ловеласом, неизгладимое впечатление. «Я навек любовью ранен –еле-еле волочусь», – отмечает автор им нисколько не кривит душой, потому что испытывает к своей избраннице самые нежные и возвышенные чувства. Она сам им удивляется, так как прекрасно понимает, что в 35 лет испытать что-то подобное дано не каждому. К этому времени многие уже обзаводятся семьями и детьми, обрастают вещами и прочно привязываются к дому. Однако такая жизнь чужда Маяковскому, который меняет возлюбленных, как перчатки, и с любопытством подсчитывает количество внебрачных детей, появившихся на свет от порочных связей. Но с Татьяной Яковлевой все обстоит гораздо серьезнее.
На время она даже вытесняет из сердца поэта Лилю Брик, которая по праву считается музой Маяковского. Тем не менее, он признается, что не стремится к браку с кем бы то ни было, так как ему «любовь не свадьбой мерить» и «наплевать на купола», т. е. на официальное оформление отношений.
Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю, оно свидетельствует о том, что «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Для Маяковского такое состояние души является бесценным даром, так как именно под воздействием сильных чувств он способен создавать стихи – пронзительные, откровенные и лишенные фальши. Но за любовь ему приходится расплачиваться не только вдохновением, но и болью, разочарованием и одиночеством. Ведь чувства поэта настолько сильны и необузданны, что многих женщин они попросту пугают. И по этой причине личная жизнь Маяковского складывается далеко не самым удачным образом. Он не может получить взамен даже сотую долю той любви, которую дарит женщинам, и осознание этого его угнетает. Поэтому, влюбившись в Татьяну Яковлеву, он честно предупреждает ее о том, какой ураган бушует в его душе, вопрошая: «Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте…». Однако как показало время, этой женщине укротить страсть Маяковского также оказалось не под силу.
«Лиличка!»
Несложно догадаться, что данное стихотворение посвящено Лиле Брик, возлюбленной поэта. В 1926 году необычная семья из трёх человек — Маяковский, Лиля и Осип Брик — поселилась в Гендриковом переулке, ныне переулке Маяковского.
Несмотря на сильную любовь со стороны Маяковского, Лиля почти всегда была к нему холодна и считала, что «Володя должен немного пострадать, чтобы потом у него родился шедевр». «Лиличка!» относится к любовной лирике и на фоне футуристических революционных стихотворений сильно выделяется, потому что здесь Маяковский предстает пред читателем в другом свете. Это стихотворение является последней просьбой к возлюбленной, что подтверждает использование глагола «дай». Автор хочет показать свою покорность любви и любимой: «Надо мной, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». Композиция необычна, так как последнее предложение: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг», отделено от всего стихотворения. Это сделано, чтобы показать, что даже в конце отношений поэт готов подарить своей возлюбленной нежность.
...а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Без имени любимой нет смысла ни в чём — Маяковский любит, отдавая себя без остатка, и даже вслед уходящей возлюбленной готов «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».
Несмотря на разность стиля, эпох, в раскрытии темы любви у Лермонтова, Маяковского, Высоцкого можно найти немало общего.
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
– правильно сказал
или неправильно? –
Я, товарищ, –
из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Девушкам
поэты любы.
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы –
только
слушать согласись.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен –
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила –
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать, –
тридцать…
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить –
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданьи,
простаивая,
прислушиваюсь:
любовь загудит –
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет
совладать?
Можете?
Попробуйте…
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=32835