У нас было печенье, шоколадная глазурь, цветочки на полянке и айпады. Не то, чтобы этого было достаточно, чтобы изучить дрейф континентов… а впрочем, достаточно. И сейчас я вам расскажу, как учат в американских школах.
Две моих дочери, 8 и 11 лет учатся в типичной американской школе. Ну ок, может не самой типичной, всё-таки мы живём в хорошем районе и рейтинг наших школ примерно 9 из 10. Так или иначе, я могу поделиться тем, как все это выглядит не в теории, а на практике, с позиции родителя (и немного - ученика).
Самое крутое, пожалуй, - это полное отсутствие родительских чатов. Учителя связываются с родителями индивидуально, через электронную почту. На этом преимущество заканчивается, потому что вы оказываетесь заваленными массой электронных уведомлений. Обязанность американцев подстраховываться на каждый чих известна всем, поэтому вы будете получать уведомления, что завтра у вашего ребенка будет тест (проследите, чтобы он был сытым и выспавшимся), что он нарисовал такие-то рисунки (и вы можете заказать открытки с ними), что в четверг мы поедем на экскурсию (обед с собой требуется/не требуется), что в пятницу мы празднуем Хэллоуин и ребенок сможет прийти в костюме (сообщите, если в вашей семье этот праздник не отмечается), мотивирующую рассылку от директора, скидки и анонсы на местные мероприятия и так далее… Для примера я приложила скрин своей почты. Весь экран занимают только письма от учителей. Поначалу ты теряешься в этом завале, но постепенно учишься отсеивать информационный мусор от приглашений прийти завтра в пижаме или цветах местной футбольной команды.
И это вторая важная скрепа местных школ - постоянная забота о том, чтобы учебный процесс не был похож на учебный процесс. В ход идёт всё:
- поедание пиццы сидя на полу (обычно это приурочивается к какой-нибудь символической победе типа “наш класс совместно прочитал XX минут книжек”
- просмотр мультиков и киношек (обычно приурочивается к праздникам)
- приход в школу в пижамах/костюмах животных/природных цветах в честь Дня земли и так далее. Моя старшая дочь накануне Хэллоуина с удовольствием училась в мантии слизеринца, а вот младшая стабильно игнорирует все эти дела
- многочисленные экскурсии (и это самое прекрасное!). Детишки ездят в музеи, на фермы, в дендрарий и прочие места, где им обычно организовывают всякие активности. На последней экскурсии они запекали в печке тост с маслом и стрелками чеснока, и им дали маленький горшочек с долькой чеснока в земле, чтобы они могли вырастить себе свою зелень и сделать дома такой же тост.
-и ещё куча других мероприятий.
А как же учебный процесс? Они вообще там учатся чему-нибудь? Это, конечно, хороший вопрос… И непростой. Вообще считается, что серьезность обучения нарастает от начальной школы (почти ноль) до старшей (хард левел). Лично я видела ребенка, которому предстояло переходить из middle school в high school, и он был абсолютно запуган сверстниками на тему “ там жесть как сильно нагружают и строго спрашивают”. Мои учатся только в начальной и средней, поэтому не знаю, есть ли под этой паникой какие-то основания. Вот как учеба проходит у нас.
Началка. Девиз обучения: главное, чтобы ребенок научился получать удовольствие от занятий! Первый класс мало чем отличается от садика и только со второго они садятся за парты. При этом моя во втором классе до сих пор приходит со школы с кучей созданных рисунков, поделок и прочих раскрасок. И это хорошо, потому что учатся они с 8 утра до трёх часов дня. С одной стороны это прекрасно, потому что так школа выполняет свою основную функцию хранения детей в рабочее время. С другой - если все это время сидеть за партами, свихнуться можно. Поэтому они там рисуют, играют, гуляют до трёх раз в день (у школы есть своя площадка). Младшие ещё и имеют время для отдыха - это что-то типа недосончаса, во время которого они лежат прямо на полу на специальных полотенчиках, которые можно принести с собой. Сама учеба довольно лайтовая, и знаменитая система “смотри на меня и повторяй” нередко приводит к тому, что ребенок просто списывает решение, не понимая его сути. Может в нашем случае сработал ещё и языковой барьер, но многие вещи мне приходилось объяснять самой. Впрочем, математику тут объясняют довольно хорошо и если ребенок ее не понял, ему назначают занятия со специальным учителем, который конечно же в обязательной игровой форме но таки добьется, чтобы ребенок умел считать как надо. Кажется только математику в началке считают нормальной наукой, по крайней мере, домашка всегда была только по ней. Причем домашка тоже очень лайтовая, но грамотная. Задания типа “найди в доме три квадратных предмета” соседствуют с заданиями типа “объясни кому-нибудь в доме, как ты это решил”. И вот эти задания на объяснение - просто жесть, потому что одно дело просто написать ответ, и совсем другое - обосновать его.
Учебники, кстати, дети оставляют в школе. С собой они носят только папку с двумя кармашками. В одном кармашке отрывной листочек с домашкой, в другом - то что детишки делали в школе, всякие раскраски, листочки с упражнениями, которые можно посмотреть и сохранить на память/выбросить в мусорку.
Чтению уделяется огромное внимание, но со своей спецификой. Чтение здесь - священный фетиш, и оно ценно само по себе. Родителей просят, чтобы ему уделялось минимум 20 минут каждый день и это нужно отмечать в уставном листочке. Но когда я как ответственная постсоветская мама пошла спрашивать учителей, как лучше читать, учитывая, что мой ребенок пока не оч в английском, они чуть ли не замахали на меня руками в ужасе. Читайте на любом языке, читайте сами вслух или давайте читать ребенку - это вообще неважно, главное, чтобы РЕБЕНКУ ПОНРАВИЛОСЬ ЧИТАТЬ. И это был, конечно сдвиг сознания. Часто ли вы сталкиваетесь с тем, что основной целью домашних заданий было приучить ребенка получать удовольствие от обучения? А ведь это реально важно. И здесь не устают напоминать, что нужно именно так. На страницах с домашкой предлагают простые математические игры, в которые можно поиграть с родителями. Ну а когда школьник приучается учиться без отвращения к процессу, можно и повысить градус нагрузки - переходим в среднюю школу.
В средней дети сталкиваются с тем, что у них уже нет основного учителя и своего кабинета. В начальной они жили в уютном пространстве со своими фотками на стенах, со своей классной мамой, и лишь изредка выбирались в другие месте на спец занятия. Тут они ходят из кабинета в кабинет в соответствии с индивидуальным расписанием. У них появляются новые интересные предметы, хотя основой конечно остаются те же математика и письмо. Что касается программы по математике, то в ней есть одно интересное отличие от российской - здесь большое внимание уделяется приблизительным расчетам. Не “какова площадь квадрата 6,3 на 2,7”, а “сколько примерно будет площадь спортивной площадки 16,3 на 9,7 футов?”. Даже примеры могут давать на два решения: приблизительное и точное.
Ещё в средней школе появляются уроки кулинарии, в лучших традициях советских трудов. Поскольку в нашей школе есть специализация китайского языка, моя дочь успела на этих уроках приготовить, например, рисовые колобки. Ну и всякую ерунду типа кекса в чашке тоже. Самое главное - что она выходит с уроков вдохновленной и довольной, потому что тренд на то, чтобы детям нравилось, сохраняется. Вот почему в начале заметки у нас были печеньки и геологические процессы. Они натурально брали печенье и прижимали друг к другу, наблюдая за тем, как образуются горы и провалы, давили на них, чтобы начинка вырывалась на поверхность как магма, и выходили в школьный двор смотреть на то, к чему это привело в природе.
В целом мне видится, что тактика заинтересовывать детей с очень постепенным усложнением программы, работает. С одной стороны я, как русская мама, немного пугаюсь, что моя второклассница не умеет писать красивым почерком и никто даже не пытается её учить. Правильно держать ручку я тоже сама ее научила: в школе никто этим не занимался, и я неиронично видела взрослых американцев, которые держат ручку в кулаке. А с другой - я видела дофига российских детишек, которые демонстрируют чудовищную необразованность, только при этом они ещё и школу ненавидят. Базу здесь дают, интерес к получению знаний, в отличие от советской палочной системы, сохраняют (или хотя бы стараются не привить отвращение и страх). А то, что ради хороших знаний родителям самим нужно держать руку на пульсе - это, в принципе, универсально.
Если у вас есть ещё вопросы по школьной системе в США, можете задавать их в комментах, я по возможности постараюсь ответить.
Автор: Виолетта Хайдарова