Писать — так писать!
Думал сегодня с утра: а стоит ли писать что-то о музыкальном спектакле, если завтра последний день, когда он будет идти в Московском государственном театре эстрады, но, зайдя в интернет, обнаружил, что уже с января показы возобновятся в Культурном центре «Москвич».
Ну что ж, как поёт Александр Яковлевич: летать - так летать, писать — так писать!
Да разве выскажешь всё это в несколько слов...
Самое первое, что нужно сделать человеку, собравшемуся сходить на этот мюзикл, — почитать внимательно анонс, а ещё желательно отзывы тех, кто уже побывал. Чтобы потом внезапно не осознать, например, как сидевшая у нас за спиной группа зрителей, что продолжительность представления — три часа, без учёта антракта, а не полтора, как они почему-то предполагали.
Второе — не пытаться проводить параллели с мюзиклом «Ничего не бойся, я с тобой» на том основании, что создавала эти два спектакля практически одна и та же команда, под руководством режиссёра Михаила Миронова.
И третье, хотя это, скорее всего, первое: откровенно уголовная тематика постановки. Если кто-то полагает, что этому направлению не место на сцене, то советую сто раз подумать, прежде чем приобретать билеты,тем более что удовольствие это не из дешëвых.
Здесь надо уточнить, между прочим, что сам Розенбаум никогда не стеснялся своих ранних «блатных» песен и не пытался от них открещиваться, кроме того, даже уже будучи широко известным, не брезговал писать в подобном стиле. Для примера — «101-й километр», «Братан».
Кстати, для особо ревнивых противников жанра, считающих, что воровская тематика в песнях, книгах и прочее — не что иное, как популяризация и романтизация преступного мира, хотел бы напомнить шедевры мирового кинематографа, основанные как раз на этом жанре: «Крёстный отец» Френсиса Форда Копполы, снятый по одноимённому роману Марио Пьюзо, или «Однажды в Америке» Серджо Леоне. А из более близких географически произведений — «Одесские рассказы» Исаака Бабеля и главного героя сборника — налётчика Беню Крика по прозвищу Король. К слову, именно этот цикл рассказов и вдохновил Розенбаума на написание «блатных» песен, а Беня Крик стал прототипом Сэмена.
Я — Сэмен, в законе вор,
Сам себе я прокурор,
Беня Крик мне друг, сестра — Нехама,
Мне братишкою — прибой,
Молдаванка — дом родной,
И судьба моя — Одесса-мама.
Скажу так - спектакль для тех, кто хорошо знает и любит творчество Александра Яковлевича, я, например, по ходу повествования практически всегда представлял, какая сейчас песня будет звучать, не смог догадаться всего пару раз в откровенно понятных местах, да ещё раза два там, где вместо прозвучавшей песни могла быть исполнена похожая по смыслу, не менявшая общую канву повествования.
Да, сюжет не самый радостный, хэппи-энда в привычном понимании этого слова нет, ну и плюс лагерно-воровская тематика. Но это если поверхностно оценивать, если идëшь в театр и ждëшь, что увидишь со сцены очередную слëзно-сопливую мылодраму...
Здравствуйте, гости! Ай, не надо, ай, бросьте.
Следует отметить, что народу в зале было почти битком, что, как ни крути, а тоже показатель, ведь это не на первом или втором показе, а чуть ли не в последний день. Получается, что за те два месяца, которые мюзикл идёт в Театре эстрады, желающих его посмотреть не убавилось, значит, тех, кому понравилось, всяко больше, чем тех, кому нет.
Нам с женой тоже очень понравилось. Мы с ней знакомы уже миллион лет, все те песни, что звучали в мюзикле, она знает так же хорошо, как и я, и вчера вечером из её уст прозвучало, что это моя заслуга (ну или вина). Сказано было в том смысле, что её сестре и племяннице, живущим в Минске, «Вальс-бостон» тоже, скорее всего, понравился бы, но всё-таки максимальное удовольствие получаешь, когда можешь подпевать, пусть даже про себя.
Ну и плюс к тому — так называемый «блатной» цикл Розенбаума был популярен во времена нашей молодости, мы слушали эти песни, будучи студентами в общаге, пели под гитару в походах, так что и нотки ностальгии тоже имели место быть.
«Заходите к нам на огонёк...»
«А ну, извозчик, отвези меня, родной...»
И, конечно же,
«Как часто вижу я сон,
Мой удивительный сон,
В котором осень нам танцует вальс-бостон».
Одного я только не понимаю — запрета на фотографирование происходящего на сцене! Организаторы что, боятся, что кто-то из зрителей украдёт их идею, фасоны сценических костюмов или скопируют и потом установят где-то такие же декорации? Как писать отзыв о спектакле, не вставляя в него реальные фотографии?
Но это единственное, что я могу отметить как недостаток, насчёт остального — полный восторг.