Найти в Дзене
Сочиняка

Итоговое сочинение на тему "Что такое гражданский долг" 3 варианта с аргументами

Для меня гражданский долг – это не просто громкие слова из учебника по обществознанию. Это внутреннее чувство ответственности за то, что происходит вокруг тебя, готовность не проходить мимо несправедливости и вносить свой, пусть даже небольшой, вклад в благополучие своей страны. Это не всегда про подвиги на поле боя, чаще – про ежедневный честный труд, уважение к закону и помощь тем, кто в ней нуждается. Я считаю, что истинный гражданин – это не тот, кто громко рассуждает о патриотизме, а тот, кто своими поступками делает мир лучше. Классическим примером исполнения гражданского долга является, конечно же, образ князя Андрея Болконского из романа Льва Толстого «Война и мир». Устав от светской лжи, он мечтает о своём «Тулоне», о славе. Но на поле под Аустерлицем, когда он со знаменем в руках ведёт солдат в атаку, его мотивы меняются. Он думает не о славе, а о долге, о своих товарищах, о Родине. Ранение и вид неба над головой завершают его перерождение. Позже, мужественно защищая страну
Оглавление

Вариант 1

Для меня гражданский долг – это не просто громкие слова из учебника по обществознанию. Это внутреннее чувство ответственности за то, что происходит вокруг тебя, готовность не проходить мимо несправедливости и вносить свой, пусть даже небольшой, вклад в благополучие своей страны. Это не всегда про подвиги на поле боя, чаще – про ежедневный честный труд, уважение к закону и помощь тем, кто в ней нуждается. Я считаю, что истинный гражданин – это не тот, кто громко рассуждает о патриотизме, а тот, кто своими поступками делает мир лучше.

Классическим примером исполнения гражданского долга является, конечно же, образ князя Андрея Болконского из романа Льва Толстого «Война и мир». Устав от светской лжи, он мечтает о своём «Тулоне», о славе. Но на поле под Аустерлицем, когда он со знаменем в руках ведёт солдат в атаку, его мотивы меняются. Он думает не о славе, а о долге, о своих товарищах, о Родине. Ранение и вид неба над головой завершают его перерождение. Позже, мужественно защищая страну в войне 1812 года, он служит уже не ради карьеры, а по зову сердца и совести. Его гражданский долг – это осознанное самопожертвование во имя Отечества.

Однако гражданский долг проявляется не только на войне. Вспомним героиню того же романа, Наташу Ростову. В мирное время она – легкомысленная барышня, но в час суровых испытаний её поступком руководит глубокое чувство гражданственности. Когда раненых солдат вывозят из горящей Москвы, она, не раздумывая, приказывает освободить подводы от своего семейного добра и отдать их для спасения солдат. Это не героизм на поле боя, а тихий, женственный, но от этого не менее важный подвиг милосердия и ответственности. Она чувствует свою долю вины и долга перед теми, кто защищал её страну.

Таким образом, размышляя над этими примерами, я прихожу к выводу, что гражданский долг многогранен. Это и мужество солдата, как у Болконского, и милосердие простого человека, как у Наташи Ростовой. В конечном счёте, он сводится к одному: к способности поставить интересы общества и благо других людей выше своих собственных, личных. И именно от таких, казалось бы, маленьких поступков складывается сила и достоинство всей нации.

Вариант 2

Когда я задумываюсь о гражданском долге, мне на ум приходит не образ официального чиновника, а образ обычного человека, который не может остаться в стороне, когда его стране трудно. Я считаю, что гражданский долг – это в первую очередь внутренняя позиция, голос совести, который велит тебе действовать, а не быть наблюдателем. Это готовность разделить ответственность за судьбу своего народа, его историю и его будущее, даже если это требует личных жертв.

Ярчайшим примером такого добровольного принятия долга является Пётр Гринёв из «Капитанской дочки» Александра Пушкина. Воспитанный в семье с крепкими понятиями о чести и долге, он, оказавшись в захваченной пугачёвцами Белогорской крепости, стоит перед смертельным выбором. Изменник Швабрин легко переходит на сторону бунтовщиков, спасая жизнь. Но для Гринёва мысль о предательстве неприемлема. Он готов принять смерть, но не нарушить присягу, данную государыне-императрице. Его долг – это не слепое следование уставу, а верность самому себе, своим принципам и данной клятве.

Совершенно иную, но не менее важную грань гражданского долга мы видим в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Главный «счастливец» в итоге – не богач, не чиновник, а семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье – в служении народу. Он видит страдания крестьян и чувствует свою личную ответственность за их судьбу. Его долг – бороться за их лучшее будущее, и он выбирает для этого путь просвещения и, возможно, революционной деятельности. Некрасов показывает, что гражданский долг может быть не в защите существующего строя, а в борьбе за справедливость для угнетённых, даже если эта борьба сулит лишь «чахотку и Сибирь».

Подводя итоги, я хочу сказать, что для меня гражданский долг – это очень личное понятие. Для Гринёва он заключался в верности присяге и личной чести, для Гриши Добросклонова – в борьбе за счастье униженных и оскорблённых. Объединяет их одно: оба не могли поступить иначе, их совесть и чувство ответственности оказались сильнее инстинкта самосохранения. Значит, настоящий гражданский долг рождается не из страха перед наказанием, а из любви – к своей стране, к своему народу и к идеалам справедливости.

Вариант 3

Мне кажется, что понятие «гражданский долг» сегодня многими воспринимается слишком формально, как что-то оторванное от реальной жизни. А я вижу его иначе. Для меня гражданский долг – это ежедневный, осознанный выбор. Это платить налоги, не мусорить на улице, помочь пожилому соседу или вступиться за того, кого обижают. Это понимание, что твои действия (или бездействие) влияют на всех вокруг. Быть гражданином – значит чувствовать себя частью большого целого и нести за него ответственность.

В русской литературе есть персонаж, который, возможно, не выглядит героем в классическом понимании, но чья история прекрасно иллюстрирует, как рождается чувство долга. Это Пьер Безухов из «Войны и мира» Льва Толстого. В начале романа он – богатый, но бесцельный молодой человек. Однако Отечественная война 1812 года кардинально меняет его. Он не военный, но, оказавшись в горящей Москве, не бежит прочь. Он остаётся, чтобы совершить, как ему кажется, подвиг – убить Наполеона. Эта идея наивна, но за ней стоит искреннее и острое чувство гражданской ответственности. Даже попав в плен, он не озлобляется, а находит себя, пройдя через испытания и общаясь с Платоном Каратаевым.

Другим примером, где долг оказывается сложнее простого следования приказу, является судьба Андрея Соколова из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Простой шофёр, он прошёл через всю войну, ужасный плен, потерял всю семью. Казалось бы, после такого человек имеет право жить только для себя. Но, встретив сироту Ванюшу, он находит в себе силы и любовь, чтобы усыновить его и дать ему шанс на жизнь. Этот поступок – высшее проявление гражданского долга. Он не сломлен, он продолжает строить жизнь, воспитывать новое поколение, восстанавливать страну из руин. Его долг – это стойкость, человечность и продолжение жизни вопреки всем трагедиям.

Так что же такое гражданский долг? Для меня это история Пьера, который искал своё место в борьбе за Родину, и история Андрея Соколова, который исполнил свой долг, просто оставшись человеком и отцом в нечеловеческих условиях. Это значит, что долг – это не только про героизм в экстремальной ситуации, но и про ежедневное мужество жить, любить и созидать, несмотря ни на что. Именно из таких поступков и складывается подлинное могущество страны.