Найти в Дзене
Культура Петербурга

Какие петербургские адреса сыграли важную роль в жизни Александра Блока?

28 ноября родился Александр Блок. Жизнь одного из крупнейших представителей русского символизма была тесно связана с городом на Неве, поэтому «Культура Петербурга» подготовила небольшую подборку адресов, сыгравших важную роль в судьбе поэта. Мать поэта Александра Андреевна, урожденная Бекетова, была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Александра Николаевича Бекетова. Свое раннее детство (1880-1883 г.г.) маленький Саша провел в «ректорском флигеле» этого учебного учреждения. На третьем этаже здания сохранилась домовая церковь Святых апостолов Петра и Павла, где венчались родители поэта, где Блок крестился, а затем венчался со своей женой Любовью Менделеевой. Позднее, в 1974 году, здесь установили мраморную мемориальную доску работы архитектора Терентия Николаевича Милорадовича. Сейчас в этом строении в стиле необарокко находится администрация университета. Целеустремленная мать гения развелась с его отцом из-за крайне ревнивого и деспотически жестокого характера супруга, а
Оглавление

28 ноября родился Александр Блок. Жизнь одного из крупнейших представителей русского символизма была тесно связана с городом на Неве, поэтому «Культура Петербурга» подготовила небольшую подборку адресов, сыгравших важную роль в судьбе поэта.

Адреса, где жил Александр Блок

Университетская набережная, д. 9

Мать поэта Александра Андреевна, урожденная Бекетова, была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Александра Николаевича Бекетова. Свое раннее детство (1880-1883 г.г.) маленький Саша провел в «ректорском флигеле» этого учебного учреждения. На третьем этаже здания сохранилась домовая церковь Святых апостолов Петра и Павла, где венчались родители поэта, где Блок крестился, а затем венчался со своей женой Любовью Менделеевой.

Позднее, в 1974 году, здесь установили мраморную мемориальную доску работы архитектора Терентия Николаевича Милорадовича. Сейчас в этом строении в стиле необарокко находится администрация университета.

Петроградская набережная, д. 44

Целеустремленная мать гения развелась с его отцом из-за крайне ревнивого и деспотически жестокого характера супруга, а затем вышла замуж за гвардейского офицера Франца Кублицкого-Пиоттуха, ставшего впоследствии генералом. Александра Андреевна с сыном стали жить вместе с новым главой семейства в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка. С 1891 по 1898 год Блок посещал Введенскую гимназию на Большом проспекте Петроградской стороны, д. 37 и параллельно делал свои первые шаги в литературе. В пять лет он уже писал стихи, в подростковом возрасте дважды выпустил журнал «Корабль», а позже вместе с братьями создал рукописный журнал «Вестник».

На стене здания установлена мемориальная доска, посвященная поэту.

Бывшие казармы Гренадерского полка. Набор открыток «Город мой… Блоковские места в Ленинграде», 1980. Правообладатель: pastvu.com.
Бывшие казармы Гренадерского полка. Набор открыток «Город мой… Блоковские места в Ленинграде», 1980. Правообладатель: pastvu.com.

Лахтинская улица, д. 3

В 1903 году Александр Блок женился на артистке и историке балета Любови Менделеевой, дочери знаменитого Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя периодической системы химических элементов. Вдвоем с супругой они поселились в трехкомнатной квартире № 44 на верхнем этаже доходного дома Тимофеева. В хоромах молодоженов репетировали артисты театра Комиссаржевской, собирались поэты-символисты и студенты. Именно здесь художник Константин Андреевич Сомов создал известный портрет поэта по заказу литературно-критического журнала «Золотое Руно». Заказ сделал издатель журнала Николай Павлович Рябушинский, который стремился поместить на страницах журнала изображения выдающихся представителей искусства своего поколения, включая писателей, поэтов и живописцев. Портрет был выполнен в технике карандашного рисунка «в три карандаша» с добавлением гуаши и белил, что сочетало в себе фотографическую точность и стилизацию.

Александр описал дом в стихотворениях «Холодный день», «В октябре», «На чердаке», «Окна во двор», который потом объединил в сборник «Мещанское житье». Здесь же он написал «Незнакомку».

Супруги прожили тут до осени 1907 года.

Константин Сомов «Портрет Александра Блока». Правообладатель: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Константин Сомов «Портрет Александра Блока». Правообладатель: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Малая Монетная улица, д. 9 / Большая Монетная улица, д. 21

В доходном доме на углу Монетных улиц Блок жил с 1910 по 1912 г. Его квартира находилась на шестом этаже в первой парадной. Здесь Александр начал работу над поэмой «Возмездие» и написал несколько стихотворений, в том числе «Авиатор» на смерть Владимира Смита. В советское время квартиру №27 превратили в коммуналку, и окно бывшего кабинета поэта стало кухонным.

Улица Декабристов, д. 57

При жизни Блока улица Декабристов носила название Офицерской. С 1912 по 1921 год поэт вместе с матерью и женой жил на четвертом этаже дома №57, спроектированного архитектором Михаилом Петерсоном. Здесь Александр написал поэмы «Двенадцать» и «Соловьиный сад», а также пьесу «Роза и Крест», циклы стихотворений «Кармен», «Ямбы», «О чем поет ветер» и продолжал работу над поэмой «Возмездие». По соседству в доме №53 жила актриса Любовь Андреева-Дельмас, которой поэт увлекся и выписал в виде главной героини цикла стихотворений «Кармен».

Теперь в бывшем доме поэта находится музей-квартира. Она была открыта 25 ноября 1980 года к 100-летию со дня рождения классика. Неподалеку от музея через реку Пряжка находится улица Блока.

Музей-квартира Александра Блока. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Музей-квартира Александра Блока. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Улица Расстанная, д. 30

Александр Блок скончался 7 августа 1921 года, и был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда (ул. Камская, д. 3). К 20-й годовщине со дня смерти классика Союз писателей решил перенести прах поэта на Литераторские мостки Волковского кладбища. Идею переноса смогли частично воплотить в жизнь только в 1944 году, когда была снята блокада Ленинграда. Памятник, обелиск с именем поэта и его барельефным портретом, поставили позже. Из-за этого у поклонников поэта существует традиция в день памяти посещать сразу обе могилы.

Александр Блок и литературная/театральная жизнь города

Литейный проспект, д. 24

Когда поэт жил в Офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка, то часто заходил в дом Мурузи в гости к писателю Дмитрию Сергеевичу Мережковскому и поэтессе Зинаиде Николаевне Гиппиус. Здесь Александр часто выступал с чтением стихов перед поэтическим обществом ранних символистов. Сам по себе дом Мурузи — одно из самых почетных мест на современной литературной карте Петербурга, поскольку тут всегда кипела духовная жизнь:

  • здесь работала общедоступная читальня, которую содержала бабка поэта и переводчика Владимира Пяста, близкого друга Александра Блока;
  • тут же находился петроградский Дом поэтов, созданный по инициативе Николая Гумилёва;
  • в здании функционировала студия молодых переводчиков при издательстве «Всемирная литература», созданная по инициативе Корнея Чуковского;
  • в квартире № 28 жил Иосиф Бродский, а в № 33-ей — Даниил Гранин.
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского. Фото: Ирина Иванова.
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского. Фото: Ирина Иванова.

Улица Декабристов

Дом № 39 по улице Декабристов был одним из адресов Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. На этой сцене была показана постановка Всеволода Мейерхольда по пьесе Александра Блока «Балаганчик». Образ актрисы театра Наталии Волоховой поэт воплотил в книге стихов «Снежная маска».

Правообладатель: Театр на Офицерской / citywalls.ru
Правообладатель: Театр на Офицерской / citywalls.ru

Улица Таврическая, д. 35

Доходный дом Ивана Дернова часто называли «Башней» из-за необычного купола, который хорошо видно из Таврического сада. Здесь Блок часто посещал «Среды» — литературно-философские собрания, которые устраивал драматург и литературный критик Вячеслав Иванов. На одной из этих встреч поэт впервые прочитал стихотворение «Незнакомка».

Фото: «Башня Вячеслава Иванова» / Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме, pastvu.com.
Фото: «Башня Вячеслава Иванова» / Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме, pastvu.com.

Итальянская улица, д. 4

Петербургская интеллигенция собиралась в арт-кафе «Подвал бродячей собаки» с самого начала его работы. Кабаре открыл антрепренер Борис Пронин в канун 1912 года в подвале дома архитектора Павла Петровича Жако и закрыл весной 1915 года, во время Первой мировой войны. Посещал литературно-артистическое кабаре и Блок, который тоже читал здесь свои стихи.

Арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки». Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки». Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Марсово поле, д. 7

Особняк Адамини на углу Марсового поля назван в честь своего создателя, архитектора Доменико Адамини. С 1916 по 1919 в подвале бывшего особняка купца Антонова работало литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов», где проходили дискуссии и постановки. Это был второй проект Бориса Пронина. Даже для того, чтобы попасть на мероприятия в качестве зрителя, нужно было заручиться рекомендацией одного из постоянных посетителей. Александр несколько раз посещал такие встречи, в том числе и лекцию первого народного комиссара просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского. Супруга поэта Любовь Дмитриевна не раз выступала в «Привале» с чтением блоковской поэмы «Двенадцать».

Набережная реки Фонтанки, д. 65

Александр Блок стал первым художественным руководителем Большого драматического театра (БДТ) в апреле 1919 года, заняв должность председателя Директории (художественного совета). Его назначение состоялось в условиях глубоких политических и культурных перемен после Октябрьской революции: театр рассматривался как инструмент формирования нового сознания, а Блок — как поэт, воспринимавший революцию как историческое обновление, — идеально подходил на роль идейного лидера. Инициатива его приглашения исходила, в частности, от Марии Андреевой — одной из основательниц БДТ, — стремившейся создать «героический театр для героического народа», выражающий дух времени через «великие слёзы и великий смех».

На посту руководителя Блок определил революционный и общественно значимый курс театра, сочетая социальную патетику с высокой культурной традицией. Под его руководством в репертуар вошли произведения Шекспира, Шиллера, Гюго, Мережковского и других, что позволяло соединять классику с современными вызовами эпохи. Блок не писал пьес специально для БДТ и не ставил собственные драматические сочинения (такие как «Балаганчик» или «Роза и Крест») на его сцене, но активно участвовал в формировании художественной концепции спектаклей, создании коллективного художественного совета и продвижении инноваций в режиссуре и актёрском мастерстве. Его двухлетняя деятельность заложила основы стиля и идеологии БДТ, которые продолжают влиять на театр и по сей день.

В день рождения БДТ 15 февраля 2020 года, завершая юбилейный для театра год, в историческом здании на Фонтанке 65 торжественно открыли скульптурный портрет Александра Блока, первого художественного руководителя БДТ. Его создали заслуженный художник России, скульптор Евгений Ротанов и главный архитектор бюро «Студия 44» Иван Кожин.

Памятник Блоку. Правообладатель: БДТ, bdt.spb.ru.
Памятник Блоку. Правообладатель: БДТ, bdt.spb.ru.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru