Найти в Дзене
Особый взгляд

То, что сильнее обстоятельств. История Лины По, незрячего скульптора и балерины

Полина Горенштейн — балерина, скульптор, человек с редким чувством внутреннего движения, она прошла через болезнь, которая полностью изменила ее тело, но не смогла остановить то, что двигало ею изнутри. Полина родилась в 1899 году в Екатеринославе и с детства тянулась к искусству: танцу, рисунку, лепке. Родители мечтали видеть ее врачом или юристом, но в 1916 году она поступила сразу в две школы — балетную и скульптурную. Позже переехала в Москву, где училась в хореографических мастерских и в ВХУТЕМАСе. На сцене выступала под псевдонимом Лина По, создавая мизансцены и пластилиновые миниатюры, которые помогали ей мыслить движением. А потом в 1934 году наступила тьма. Лина тяжело заболела гриппом, следствием которого стал энцефалит, отнявший у женщины слух, зрение и двигательную активность конечностей. Казалось бы, конец творческому пути. Но рядом оказался человек, который решил иначе: профессор Д. А. Шамбуров вложил в ее парализованные пальцы хлебный мякиш и сказал, что нельзя предават

Полина Горенштейн — балерина, скульптор, человек с редким чувством внутреннего движения, она прошла через болезнь, которая полностью изменила ее тело, но не смогла остановить то, что двигало ею изнутри.

Полина родилась в 1899 году в Екатеринославе и с детства тянулась к искусству: танцу, рисунку, лепке. Родители мечтали видеть ее врачом или юристом, но в 1916 году она поступила сразу в две школы — балетную и скульптурную. Позже переехала в Москву, где училась в хореографических мастерских и в ВХУТЕМАСе. На сцене выступала под псевдонимом Лина По, создавая мизансцены и пластилиновые миниатюры, которые помогали ей мыслить движением.

А потом в 1934 году наступила тьма. Лина тяжело заболела гриппом, следствием которого стал энцефалит, отнявший у женщины слух, зрение и двигательную активность конечностей. Казалось бы, конец творческому пути. Но рядом оказался человек, который решил иначе: профессор Д. А. Шамбуров вложил в ее парализованные пальцы хлебный мякиш и сказал, что нельзя предавать то, что она раньше так горячо любила, — скульптуру.

Благодаря активной мелкой моторике она пошла на поправку, но зрение так и не восстановилось. Появилась уверенность — руки помнят. Так родилась ее первая работа — «Вероника», голова девушки, удивительно похожая на саму Лину.

Позже рядом окажется другой наставник — художник Михаил Нестеров. Он увидит в ее работах точность экспрессии и редкую чувствительность. Лина По будет лепить ночами: с дощечкой, прислоненной к груди, инструментами, разложенными строго на своих местах. Она рассказывала, что идеи приходили к ней после чтения, музыки или даже во сне — как будто образы вспыхивали в полной темноте.

Эту способность видеть невидимое называют эйдетизмом. Для Лины он стал опорой, компенсирующим зрение. Ее скульптуры отмечали исследователи: в них чувствовалось движение, но не мятежное, а свободное, летящее. Такой была работа «Прыжок», показанная на Всесоюзной выставке всего через два года после выписки из больницы.

Она создала около 120 произведений. Делала портреты Чехова и Пушкина, в которых ловила тончайшую драматургию лица. В годы войны создала скульптуру «Женщина с биркой», но чаще всего ее называют «Непокоренная».

Врачи смогли восстановить Полине зрение частично, но привычка лепить вслепую осталась — она завязывала глаза, чтобы ничего ей не мешало.

История Лины По — напоминание о том, что творчество иногда сильнее обстоятельств.