Представьте себе гибрид самолета, корабля и… ну, скажем, летучей рыбы. А теперь забудьте. Потому что экраноплан штука куда более крутая. Это не просто транспорт, это почти что физическое воплощение фразы «а можно нам что-то среднее?». И вот, это «среднее» с громким плеском и ревом турбин выходит на финишную прямую: в России начались заводские испытания нового экраноплана «Орион-25».
Что это за зверь такой экраноплан?
Для начала давайте уберем главное заблуждение. Экраноплан это не самолет, который сел на воду и махнул рукой на все. И не корабль, у которого вдруг выросли крылья. Это аппарат, который использует для полета так называемый «экранный эффект» воздушную подушку, которая образуется между крылом и поверхностью земли или воды на очень малой высоте.
Проще говоря, он летит. Но очень низко. Настолько низко, что кажется, будто он мчится по волнам, едва их касаясь. Это выглядит с одной стороны пугающе, а с другой завораживающе. Примерно как смотреть на то, как слон грациозно танцует балет.
Советский Союз был настоящим фанатом этой идеи. В 60-х годах мир облетели фотографии гигантского «Каспийского монстра» аппарата размером с футбольное поле, который с легкостью нес на себе ракеты. Он внушал одновременно ужас и восхищение. Современные же экранопланы, «Орион-25», это более изящные, технологичные и практичные потомки того самого «монстра».
«Орион-25»: не монстр, а трудяга
Итак, что мы знаем о новичке? Информация проверена и взята из официальных источников «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» тех самых людей, что продолжают дело гения экранопланостроения.
Размеры и грузоподъемность: «Орион-25» это экраноплан среднего класса. Он может взять на борт до 2 тонн полезной нагрузки или 25 человек. Не гигант, но и не малыш. Идеальный размер для работы на внутренних морских путях, в труднодоступных регионах или для нужд МЧС.
Скорость: Здесь начинается магия. Обычное судно подобного класса будет плыть со скоростью 30-40 км/ч. «Орион-25» будет рассекать водную гладь (вернее, воздух над ней) со скоростью до 250 км/ч! Представьте: вы плывете из Сочи в Туапсе быстрее, чем на электричке. И при этом вас не укачивает, как на волнении.
Безопасность: Это ключевой момент. Конструкторы учли главные страхи. У «Ориона-25» повышенная мореходность, прочный корпус и, что важно, он может в случае необходимости просто… остановиться и поплавать. Не как корабль, конечно, но держаться на воде он способен. А если один двигатель вдруг скажет «пока», остальные не дадут ему утонуть.
Зачем это нужно в XXI веке?
Резонный вопрос. В мире дронов, гиперлупов и электромобилей, кому нужен этот реликт Холодной войны?
А вот представьте:
Спасатели: Шторм в районе, куда вертолету лететь далеко и опасно, а обычному катеру долго и тоже опасно. Экраноплан золотая середина. Быстро, устойчиво, может сесть на воду и забрать пострадавших.
Логисты: Доставка грузов на отдаленные острова, в северные регионы, где нет портов. Ему не нужен причал только достаточно ровная акватория для разгона и посадки.
Туризм: Ну признайтесь, вы бы хотели прокатиться на штуковине, которая летит над самой водой на бешеной скорости? Это аттракцион сам по себе! Виды невероятные, адреналин есть, а комфорт выше, чем на катере.
Шутки ради: Говорят, у экраноплана только один серьезный враг в природе стая чаек, летящая навстречу. Но, думаем, конструкторы и к этому готовы.
Сейчас «Орион-25» проходит заводские ходовые испытания на Горьковском водохранилище.
Инженеры смотрят, как он ведет себя на разных скоростях, как слушается руля, не вибрирует ли что-нибудь лишнего. Это самый ответственный этап перед тем, как передать аппарат заказчикам. Если все пройдет хорошо, мы увидим целую серию таких машин на наших реках и морях.
А что вы думаете?
Вот мы и подошли к самому интересному. История с экранопланами всегда вызывала жаркие споры. Одни видят в них устаревшую диковинку, другие будущее транспортной системы.
Так давайте поспорим! Только цивилизованно.
Как вы думаете, у экранопланов есть будущее в современном мире, или это красивая, но нишевая технология?
Купили бы вы билет на такой «полет над морем» вместо обычного катера или самолета?
И главный вопрос: как бы вы его назвали? «Летучий голландец», «Водный ястреб» или, может, «Призрак волн»?
Пишите свои мысли в комментариях! Давайте обсудим этот удивительный гибрид, который не хочет выбирать между небом и водой, а берет от обоих стихий все самое лучшее.
Возможно, именно «Орион-25» и его собратья станут тем самым недостающим звеном в цепочке скоростного и доступного транспорта. А мы с вами будем свидетелями того, как оживает легенда.